ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-31613/2021
Дата принятия решения – мая 2022 года .
Дата объявления резолютивной части – 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Панюхиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Ярмиевой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Чистопольское ПТС», г. Чистополь (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству земельных имущественных отношений Республика Татарстан, г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании права собственности на недвижимое имущество (тепловая сеть) с кадастровым номером 16:54:070101:3015 протяженностью 916 м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, <...>
с участием:
от истца – ФИО1, доверенность 14.01.2022, диплом
от ответчика – не явился, извещен,
от третьего лица - АО «БТИ РТ»- ФИО2, доверенность от 01.01.2022, диплом,
от третьих лиц - не явились, не извещены,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Чистопольское ПТС», г. Чистополь (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Министерству земельных имущественных отношений Республика Татарстан, г. Казань (далее ответчик) о признании права собственности на тепловую сеть.
Определением от 20.12.2021 исковое заявление было оставлено без движения.
21.01.2022 истец направил в суд заявление об уточнении исковых требований, в котором просил:
признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Министерства земельных и имуественных отношений РТ на недвижимое имущество (тепловая сеть) с кадастровым номером 16:54:070101:3015 протяженностью 916 м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, <...>;
исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на недвижимое имущество (тепловая сеть) с кадастровым номером 16:54:070101:3015 протяженностью 916 м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, <...>.
Определением от 27.01.2022 исковое заявление принято к производству, к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, акционерное общество «Бюро технической инвентаризации РТ», г. Казань, МКУ «Управление образования исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ», общество с ограниченной ответственностью «НЭО СТРОЙ», г. Казань, Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района, г. Чистополь.
В судебном заседании 5.04.2021 представитель истца ходатайствовал об уточнении исковых требований, просил признать за истцом право собственности на объект недвижимого имущества (тепловая сеть) с кадастровым номером 16:54:070101:3015 протяженностью 916 м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, <...>.
Судом уточнение принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
В судебное заседание 11.05.2022 ответчик и третьи лица, за исключением АО «БТИ РТ», не явились, извещены.
Ответчик посредством сервиса электронной подачи документов направил в суд отзыв на иск (вх. № 7741 от 26.04.2022) в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований, полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Третье лицо - Управление Росреестра по РТ в ранее представленном отзыве на иск заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и не явившихся третьих лиц в порядке ст.156 АПК РФ.
Представитель истца иск поддержал, обосновал свои доводы.
Представитель третьего лица АО «БТИ РТ» дал пояснения.
Из материалов дела следует, что третье лицо - МКУ «Управление образования исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ» направило в адрес истца заявку № 1043 от 2.07.2019 на подключение к сетям теплоснабжения ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» объекта - средней общеобразовательной школы на 800 мест, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер 16:54:070101:1834.
Ввиду отсутствия технической возможности объекта теплоснабжения истец письмом № 266 от 3.07.2019 сообщило в ГКУ «Главное инвестиционное-строительнео управление» о применении индивидуального расчета платы на подключение к тепловым сетям. Представленная документация направлена в Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.
В соответствии с постановлениями Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам от 15.08.2019 № 6-64/тп и № 6-65/тп установлен тариф на подключение к системе горячего водоснабжения и системе теплоснабжения ОАО «Чистопольское ПТС»
В дальнейшем, 17.09.2019 между МКУ «Управление образования исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ», ОАО «Чистопольсоке предприятие тепловых сетей» и ООО «НЭО СТРОЙ» были заключены договор о технологическом присоединение к сетям теплоснабжения объекта «Средняя общеобразовательная школа на 800 мест в г. Чистополь» и договор № 2 ТП/ГВС на подключение (технологическое присоединение) к централизованным система горячего водоснабжения объекта «Средняя общеобразовательная школа на 800 мест в г. Чистополь».
Подключение к сетям теплоснабжения и технологического присоединения к централизованным системам горячего водоснабжении было произведено силами истца, что подтверждено исполнительно-технической документацией объекта «Технологическое присоединение к централизованным системам теплоснабжения и горячего водоснабжения объекта «Средняя общеобразовательная школа на 800 мест в г.Чистополь» (т. 1 л.д.136-146), общим журналом работ технологического присоединения к централизованным системам теплоснабжения теплоснабжения и горячего водоснабжения объекта «Средняя общеобразовательная школа на 800 мест в г.Чистополь» (т. 1 л.д.147-150, т. 2 л.д.1-17), журналом сварочных работ № 1 за период с 12.12.2019 по 20.01.2020 (т. 2 л.д.18-25), журналом бетонных работ за период с 9.11.2019 по 17.01.2020 (т. 2 л.д.27-28), актом освидетельствования участков сетей инженерно –технического обеспечения № 1 от 26.02.2020 (т. 2 л.д.28-31), актами освидетельствования скрытых работ (т. 2 л.д.33-82), актами о проведении промывки (продувки) трубопроводов (т. 2 л.д.83-86), проектная документация № 102/2018-АС.ТС, акты приемки тепловой сети после строительства ( т. 1 л.д. 140-141).
Между МКУ «Управление образования исполнительного комитета Чистопольского муниципального района РТ», ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» и ООО «НЭО СТРОЙ» подписаны акты о подключении (технологическом присоединении) объекта к системе горячего водоснабжения и системе теплоснабжения.
Для подготовки технического плана на объект недвижимости – тепловая сеть с целью дальнейшей регистрации права собственности, истец заключил с третьим лицо – АО «БТИ РТ» договор № 98533 от 30.11.2020. По акту приема-передачи технический план на линейно-кабельное сооружение, расположенное по адресу: <...> получено истцом.
Согласно техническому плану на сооружение, спорный объект является сооружением коммунального хозяйства – наружные сети, протяженность объекта 916м.
Вместе с тем, при обращении в Управлении Рорсеестра по РТ за регистрацией права собственности, истцу стало известно, что право собственности на тепловую сеть зарегистрировано за Республикой Татарстан, указанное обстоятельство подтверждено выпиской из ЕГРН от 7.02.2022.
Министерство земельных и имущественных отношений РТ в письме (т. 1 л.д.57) сообщило ответчику, что спорный объект в реестре государственной собственности Республики Татарстан не значится; согласно представленным разъяснениям АО «БТИ» от 2.08.2021 № 01-09/3263 право собственности Республики Татарстан на объект зарегистрировано по доверенности от Министерства, выданной на сотрудника АО «БТИ», также выявлен факт ошибочного формирования Чистопольским подразделением АО «БТИ» пакета документов для подачи заявления на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на объект.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с рассматриваем исковым заявлением с учетом уточнения.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца и третьего лица, арбитражный суд находит правовые основания для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Согласно ч Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение)), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении» в случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения указанного в части 3 настоящей статьи объекта капитального строительства, отказ в заключении договора на его подключение (технологическое присоединение) не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Судом установлено, что технологического присоединения к сетям теплоснабжения ОАО «Чистопольское предприятие тепловых сетей» объекта - средней общеобразовательной школы на 800 мест, расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер 16:54:070101:1834 осуществлено истцом, также судом установлено и сторонами не оспаривается, что регистрация права собственности за Республикой Татарстан произведена ошибочно, спорный объект в реестре государственной собственности не значится, указанное обстоятельство подтверждено письмом ответчика (т. 1 л.д.57), а также представителем ответчика в судебных заседаниях.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В ч. 1 ст. 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела"; далее - постановление N 1).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 08.08.2017 N 32-КГ17-17, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления N 1, не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.
При этом под оспариванием прав истца ответчиком следует понимать совершение последним определенных действий, свидетельствующих о несогласии с предъявленным иском, например, подача встречного искового заявления, то есть наличие самостоятельных претензий ответчика на объект спора.
Из материалов дела видно, что обращение общества с иском о признании права собственности не связано с оспариванием права истца ответчиком.
При изложенных обстоятельствах расходы по оплате госпошлины в сумме 6000 руб. относятся на истца.
В силу п. 4 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина относится на истца с учетом его заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 110, 112, 167 – 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в месячный срок.
Судья Панюхина Н.В.