ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-35346/2019
Дата принятия решения – февраля 2020 года .
Дата объявления резолютивной части – 06 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Насырова А.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сунеевой Э.И.,
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью "Кукморзерноторг", Кукморский район, г.Кукмор (ОГРН , ИНН 1623014290) к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602866350, ИНН 1654004615) об отмене постановления Приволжского управления Ростехнадзора от 11 ноября 2019 года №43-07-2019-3711 о привлечении ООО КукморЗерноТорг» к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.,
с участием:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2020 г.
от ответчика – ФИО2 представитель по доверенности 13.12.2019 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кукморзерноторг", Кукморский район, г.Кукмор (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене постановления Приволжского управления Ростехнадзора от 11 ноября 2019 года №43-07-2019-3711 о привлечении ООО КукморЗерноТорг» к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В судебном заседании представитель заявителя факт правонарушения признал, просил суд снизить административный штраф ниже низшего предела, ссылаясь на то, что общество ранее к административной ответственности не привлекалось. Пояснил, что в целях получения лицензии Обществом проделана работа по восстановлению документов, было заключено ряд договоров, для приобщения к материалам дела представил дополнительные документы.
Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 159 АПК РФ.
Ответчик относительно снижения размера административного штрафа возражений не заявила.
Как следует из материалов дела, административным органом при анализе состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами ООО "Кукморзерноторг", документов находящиеся в распоряжении Приволжского управлении Ростехнадзора: заявление на регистрацию ОПО "Сеть газопотребления предприятия" входящий № ОПО-43-2834 от 13.11.2018 и информации средств массовой информации: на сайте ООО "Кукморзерноторг" по адресу http://kukraorzernotorg.ru/history/, выявлено что предприятие эксплуатирует не зарегистрированные в установленном порядке опасные производственные объекты:
1.Сеть газопотребления предприятия
2.Механизированный склад бестарного напольного хранения зерна.
3.Цех по производству комбикормов
4.Цех по производству крупы
5.Приемно-очистительная (сушильно-очистительная) башня
6.Элеватор,
находящиеся по адресу Республика Татарстан, <...>, на которых,
-используются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
-и осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию, указанных в приложении 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Не присвоен класс опасности опасным производственным объектам. Тем самым ООО "Кукморзерноторг" нарушена статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункт 5 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371.
ООО "Кукморзерноторг" эксплуатирует данные объекты не имея лицензию на эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, Н и III классов опасности с 1 августа 2018 г.
По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от 11.11.2019г. о назначении административного наказания юридическому лицу по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 данного Закона).
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Закона о промышленной безопасности).
Пунктом 2 статьи 11 Закона о промышленной безопасности установлена необходимость предоставления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
В соответствии с данной статьей постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, вменено в обязанность представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов. Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Факт эксплуатации ООО "Кукморзерноторг" вышеуказанных объектов не имея лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, Н и III классов опасности с 1 августа 2018 г. подтверждается материалами административного дела, а также данный факт не оспаривается самим заявителем.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что обществом предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в области промышленной безопасности, материалы дела не содержат.
Поскольку общество эксплуатирует опасный производственный объект с нарушением требований промышленной безопасности, его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено, доказательства уведомления заявителя о времени и месте совершения процессуальных действий, позволяющие сделать вывод о том, что административным органом предприняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждаются материалами административного дела.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьей 4.5 Кодекса, не истек.
Вместе с тем, суд считает, что административный штраф в сумме 300 000 руб. подлежит снижению до 100 000 руб. с учетом следующего.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности совершенного обществом деяния, обстоятельства рассматриваемого дела (учитывая, что общество ранее к административной ответственности не привлекалось), а также соотношение суммы штрафа применительно к рассматриваемой ситуации, учитывая, что данные объекты имеют большой срок эксплуатации (с 1935 г.) и в целях получения лицензии заявителем была проделана работа по восстановлению документов, заключены договора, руководствуясь правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, до 100 000 руб.
В судебном заседании ответчик пояснил, что при назначении Обществу административного штрафа в размере 300 000 руб. административным органом не были учтены данные обстоятельства, поскольку заявитель не явился на рассмотрение дела и не направил соответствующие документы и пояснения.
Таким образом, суд считает необходимым указать, что наложение административного штрафа в размере 100 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения и обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приволжское управление Ростехнадзора), г.Казань №43-07-2019-3711 от 11.11.2019 года о привлечении ООО "Кукморзерноторг" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в части назначения наказания в размере штрафа, превышающего 100000 рублей.
В остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья А.Р.Насыров.