ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-363/08 от 03.04.2008 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: arbitr@kzn.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

=======================================================================

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело № А65-363/2008-СА1-19

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2008г.

Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2008г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Шайдуллина Ф.С.,

при участии:

от заявителя   – ФИО1 по доверенности от 23.10.2007г.;

от ответчика   – ФИО2 по доверенности от 29.12.2007г.;

от третьего лица   – ФИО3 по доверенности от 10.01.2008г.; ФИО4 по доверенности от 10.01.2008г.;

лица ведущего протокол судебного заседания –   судья Шайдуллин Ф.С.,

рассмотрев 27 марта – 03 апреля 2008г. в открытом судебном заседании дело по заявлению   Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, г. Казань к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань, с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани, о признании недействительным государственного акта № 232 от 09.10.1998 г. «О пообъектной передаче государственной собственности: встроено-пристроенных нежилых помещений и отдельно стоящих зданий и строений, арендуемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы других услуг, находящихся на балансе предприятий и ведомств, в коммунальную собственность города Казани в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 г. № 1764-XII«О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан»,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ (заявитель) обратилось в суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений РТ (ответчик) о признании недействительным государственного акта № 232 от 09.10.1998г. «О пообъектной передаче государственной собственности: встроено-пристроенных нежилых помещений и отдельно стоящих зданий и строений, арендуемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы других услуг, находящихся на балансе предприятий и ведомств, в коммунальную собственность города Казани в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 г. №1764-XII«О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан».

Определением Арбитражного суда РТ от 16 января 2008г. в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани.

Заявитель в судебном заседании поддержал требование в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям. Представил для приобщения к материалам дела: копию протокола судебного заседания от 17.03.2008г. по делу №А65-29625/2007-СГ3-15; копию постановления ФАСПО от 24.09.1998г. по делу №А65-1732/98-СГ2-6; копии справок из УФРС по РТ от 29.02.2008г. и от 03.03.2008г.

Ответчик требование заявителя признал, представил отзыв. Считает, что оспариваемым актом передано несуществующее имущество. Представил выписку из реестра государственной собственности Республики Татарстан № 2435 от 12.03.2008г.

Представитель третьего лица с требованием заявителя не согласился по изложенным в письменных пояснениях основаниям. При этом указал, что заявителем не представлено доказательств нахождения спорного помещения у него на балансе на момент оформления оспариваемого государственного акта.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 27.03.2008г. был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 03.04.2008г. В назначенное время судебное разбирательство было продолжено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и представителей третьего лица, суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В ходе судебного разбирательства общество заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование государственного акта, сославшись в качестве причины пропуска срока на то, что о существовании оспариваемого акта ему стало известно в ходе судебного разбирательства по делу №А65-29625/2007-СГ3-15.

Третье лицо указало, что о существовании оспариваемого государственного акта заявителю должно было быть известно после получения им обращения Заместителя главы администрации г. Казани № 4375 от 21.12.2000г. с предложением о подписании акта приема-передачи помещений площадью 345,8 кв.м. в здании № 13 по ул. Кремлевская г. Казани, к которому была приложена копия оспариваемого государственного акта. В качестве доказательства третье лицо представило копию указанного письма, на котором имеется отметка Минстроя РТ о его получении с присвоением входящего номера и даты (л.д. 31). Оригинал указанного письма суду представлен не был, со ссылкой на истечение 5-ти летнего срока хранения таких документов.

Определением от 13 марта 2008г. суд обязал заявителя представить доказательства (сведения) о получении им письма № 4375 от 21.12.2000г.

Заявитель представил письменные пояснения с указанием на то, что не располагает сведениями о получении письма от 21.12.2000г. № 4375, поскольку в архивах Министерства данного письма не имеется (л.д. 136).

Согласно части 6 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа. Следовательно, копия письма от 21.12.2000г. № 4375, представленная третьим лицом, не может служить доказательством того, что о существовании оспариваемого государственного акта заявителю стало известно 21.12.2000г.

Из смысла пункта 4 статьи 198 АПК РФ следует, что началом течения срока является день, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Из обстоятельств дела видно, что заявитель о наличии оспариваемого государственного акта, а, следовательно, и о нарушении им его прав, узнал в ходе судебного разбирательства по делу №А65-29625/2007-СГ3-15 по спору между теми же лицами о признании недействительным зарегистрированного за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства права оперативного управления на нежилые помещения площадью 343,1 кв.м., расположенные по адресу: <...> г. Казань, предварительное судебное заседание по которому состоялось 24.12.2007г.

Заявление по настоящему делу подано в суд 11 января 2008г., то есть в пределах трехмесячного срока, установленного для оспаривания ненормативного акта.

Исходя из изложенного, суд считает, что заявителем установленный пунктом 4 статьи 198 АПК РФ срок, в данном случае, не пропущен, ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование ненормативного акта ответчика судом удовлетворено и заявление рассмотрено по существу.

Как следует из материалов дела, решением Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.1998 г. по делу №А65-1732/98-С/2-6 за Комитетом по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани было признано право коммунальной собственности на помещение магазина площадью 345,8 кв. м., расположенное на первом этаже дома № 13 по ул. Кремлевской г. Казани.

Постановлением апелляционной инстанции Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.1998 г. по вышеуказанному делу была уточнена резолютивная часть решения суда первой инстанции, за Комитетом по управлению коммунальным имуществом г.Казани было признано право на коммунальную собственность на помещение под магазин площадью 345,8 кв. м. на первом этаже в здании, расположенном по адресу: <...>.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.09.1998 г., решение Высшего арбитражного суда РТ от 08.05.1998г. и постановление апелляционной инстанции от 06.07.1998г. по делу № А65-1732/98-С/2-6 отменены. В иске Комитету по управлению имуществом о признании права коммунальной собственности на помещение магазина площадью 345,8 кв.м., расположенного по ул. Кремлевской, д. 13, отказано на том основании, что право собственности у истца может возникнуть лишь при утверждении Госкомимуществом государственного акта о передаче в коммунальную собственность спорного объекта и его регистрации.

Впоследствии, первым заместителем председателя Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом был утвержден государственный акт № 232 от 09.10.1998г. «О пообъектной передаче государственной собственности: встроено-пристроенных нежилых помещений и отдельно стоящих зданий и строений, арендуемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы других услуг, находящихся на балансе предприятий и ведомств, в коммунальную собственность города Казани в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 г. № 1764-XII«О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан», из которого следует, что помещение магазина по ул. Кремлевская, 13, площадью 345,8 кв.м., балансодержателем которого является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, передается в коммунальную собственность города Казани (л.д. 12).

На основании государственного акта №232 от 09.10.1998г., помещение магазина площадью 345,8 кв.м. по ул. Кремлевская, 13, третьим лицом было внесено в реестр коммунальной собственности г. Казани.

В соответствии с договором о закреплении имущества в оперативное управление за государственным учреждением № 006-284 от 23.09.2003г., дополнительным соглашением №106-541 от 19.06.2006г. к договору, ответчик закрепил за заявителем на праве оперативного управления нежилые помещения общей площадью 1417,3 кв.м., расположенные по адресу: <...>, в состав которых вошло и нежилое помещение площадью 345,8 кв.м. первого этажа здания по ул. Кремлевская, 13 (л.д. 43-44, 62).

На основании указанных договора и дополнительного соглашения к нему, Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан была произведена государственная регистрация за заявителем права оперативного управления на нежилые помещения цокольного этажа №№ 1-10; 1-го этажа №№ 1-8, 10-35, 29а; антресоли №№2-7, 4а, 5а, 10, 13-19, 22, 26; подвального этажа №№ 1-11, общей площадью 1417,30 кв.м., расположенные по адресу: <...> за заявителем, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.10.2006г. сделана запись о регистрации № 16-16-01/108/2006-989, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.10.2006г. (л.д. 42).

Третье лицо оспорило данную регистрацию права оперативного управления на нежилые помещения площадью 345,8 кв.м., расположенные на первом этаже дома № 1 по ул. Кремлевская г.Казани (дело №А65-29625/2007-СГ3-15).

Заявитель, узнав в ходе судебного разбирательства по делу №А65-29625/2007-СГ3-15 о наличии акта № 232 от 09.10.1998г., оспорил его в судебном порядке.

В обоснование своего заявления о признании недействительным государственного акта № 232 от 09.10.1998г. заявитель указывает, что оспариваемый акт был принят и утвержден в нарушение порядка передачи объектов государственной собственности в коммунальную, указанного в Положении, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.1993г. № 222, в связи с тем, что заявитель, как балансодержатель, не был уведомлен о передаче имущества. Также заявитель в обоснование своих доводов указывает на то, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.1993г. № 1764-XII«О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан», в коммунальную (муниципальную) собственность подлежали передаче помещения, занимаемые магазинами городского потребительского общества, а не здания административного назначения в г. Казани, каковыми являются нежилые помещения площадью 345,8 кв.м., расположенные на первом этаже дома № 1 по ул. Кремлевская г. Казани.

Суд соглашается с доводами заявителя в силу следующего.

Постановлением Верховного Совета РТ от 04.03.93 г. N 1764-XII «О пообъектном составе коммунальной собственности» был утвержден первоочередной перечень объектов, безвозмездно передаваемых в состав коммунальной собственности районов и городов Республики Татарстан. Согласно указанному перечню, в состав коммунальной собственности города Казани подлежали передаче «встроенно-пристроенные нежилые помещения и отдельно стоящие здания и строения, занимаемые предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы других услуг».

Для установления назначения нежилого помещения площадью 345,8 кв.м. 1 этажа здания по ул. Кремлевская, 13, Определением от 13 марта 2008г. суд истребовал у Отдела технической инвентаризации Вахитовского района г. Казани РГУП «Бюро технической инвентаризации» материалы инвентарного дела. Согласно представленного технического паспорта на здание по ул. Кремлевская, д. 13 г. Казани, назначение нежилого помещения – административное здание. В представленном техническом паспорте нежилое помещение площадью 345,8 кв.м. первого этажа здания отдельно не выделено, в связи чем установить или определить иное назначение указанного нежилого помещения не представляется возможным.

Кроме того, как следует из мотивировочных частей Постановления апелляционной инстанции Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 06.07.1998г. и решения Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.1998г. по делу №А65-1732/98-С/2-6 следует, что на дату рассмотрения указанного дела спорное помещение не являлось магазином. Данные судебные акты в указанной части постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.09.1998г. не опровергнуты.

Более того, как следует из копии протокола судебного заседания по делу №А65-29625/2007-СГ3-15 (л.д. 122) и определения Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2008г. (л.д.123-125) по указанному делу, представитель Комитета земельных и имущественных отношений г. Казани пояснил, что «доказательств, что когда-либо в спорных помещениях размещался магазин, представить не может, и, как указал представитель Истца, не уверен, что на момент передачи магазина по государственному акту, магазин функционировал. При этом, представитель Истца пояснил, что по Государственному акту были переданы помещения, в которых по проекту должен был располагаться магазин. Что был передан именно магазин, доказать не имеет возможности».

Указание в оспариваемом государственном акте № 232 от 09.10.1998г. передаваемого имущества как помещение магазина, не означает, что указанным актом был передан магазин, и как установлено судом выше, не соответствует действительности. Более того, сведения о том, что когда-либо в спорных помещениях размещался магазин, опровергаются показаниями представителя третьего лица в рамках рассмотрения дела №А65-29625/2007-СГ3-15.

Доказательств того, что в помещениях площадью 345,8 кв. м по адресу: <...> на момент передачи имущества по государственному акту № 232 от 09.10.1998 г. находились помещения какого-либо магазина, ни ответчиком, ни третьим лицом не представлено.

На основании изложенного, нельзя сделать однозначный вывод о том, что, по оспариваемому государственному акту №232 от 09.10.1998г. передавались помещения именно магазина.

С учетом изложенного, а также с учетом того, что первоочередной перечень объектов, безвозмездно передаваемых в состав коммунальной собственности районов и городов Республики Татарстан, утвержденный Постановлением Верховного Совета РТ от 04.03.93 г. N1764-XII «О пообъектном составе коммунальной собственности», не содержал объектов административного назначения, каковыми являются нежилые помещения площадью 345,8 кв. м по адресу: <...>, суд соглашается с доводом заявителя о том, что спорные помещения в коммунальную собственность г. Казани переданы незаконно.

Во исполнение постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93г. N1764-XII «О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан» постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.1993г. № 222 «О порядке передачи объектов государственной собственности в коммунальную собственность» было утверждено Положение «О порядке и условиях передачи объектов государственной собственности в коммунальную собственность» (далее-Положение).

В соответствии с п. 5 Положения, для передачи объектов в коммунальную собственность соответствующий комитет разрабатывает пообъектный перечень предприятий и организаций, который согласовывается с министерствами, ведомствами, объединениями (предприятиями) и утверждается местным Советом народных депутатов. Пунктом 9 Положения предусмотрено, что передача объектов от балансодержателя в коммунальную собственность оформляется путем составления акта приема-сдачи.

Как следует из материалов дела, нежилые помещения площадью 345,8 кв. м по адресу: <...>, как на дату утверждения оспариваемого государственного акта, так и по настоящее время, находятся на балансе заявителя. Данный факт подтверждается самим же оспариваемым государственным актом, где в качестве балансодержателя указано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, техническим паспортом на здание, а также следует из письма Заместителя главы администрации г. Казани № 4375 от 21.12.2000г. и письменных пояснений третьего лица по настоящему делу (л.д. 14, 31, 63).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение Положения «О порядке и условиях передачи объектов государственной собственности в коммунальную собственность», заявитель, как балансодержатель не был уведомлен о передаче спорного имущества, акт приема-сдачи от балансодержателя оформлен не был. Кроме того, перечень объектов, передаваемых в коммунальную собственность, с заявителем, как с заинтересованным министерством, также не был согласован.

В силу п. 5 Положения «О порядке и условиях передачи объектов государственной собственности в коммунальную собственность», пообъектный перечень передачи объектов в коммунальную собственность, разработанный соответствующим комитетом, подлежал утверждению местным Советом народных депутатов. Объекты коммунальной собственности подлежали регистрации путем внесения в реестр коммунальной собственности (п. 11 Положения). Основаниями для включения объектов в реестр коммунальной собственности являлось, согласно п. 13 Положения, решение местного Совета народных депутатов. Однако, как установлено судом, такого решения по спорным нежилым помещениям площадью 345,8 кв. м по адресу: <...>, местным Советом народных депутатов принято не было.

Довод третьего лица о том, что оспариваемым государственным актом права заявителя не затронуты, а также о том, что заявитель по данному делу не является надлежащим суд считает несостоятельным.

Как было установлено судом выше, заявитель являлся и является балансодержателем спорных нежилых помещений, за заявителем закреплено право оперативного управления нежилыми помещениями, общей площадью 1417,30 кв.м., расположенных по адресу: <...>. Оспариваемый государственный акт не подтверждает сделки между двумя юридическими лицами, а является актом государственного органа ненормативного характера, порождающим права и обязанности указанных в нем лиц.

   На основании изложенного, суд считает, что государственный акт № 232 от 09.10.1998г. «О пообъектной передаче государственной собственности: встроено-пристроенных нежилых помещений и отдельно стоящих зданий и строений, арендуемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы других услуг, находящихся на балансе предприятий и ведомств, в коммунальную собственность города Казани в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 г. № 1764-XII«О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан», противоречит действовавшему в период его утверждения законодательству, регулирующему порядок передачи объектов из государственной собственности в коммунальную собственность, и нарушает права и законные интересы заявителя.

Следовательно, требование заявителя подлежит удовлетворению.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 91 от 25.05.2005 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.

При применении названного положения Кодекса арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.

Стороны по данному делу (Министерства) являются органами исполнительной власти Республики Татарстан и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан.

Поскольку данные Министерства выступают в защиту государственных и общественных интересов, то в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, они освобождены от уплаты государственной пошлины.

Следовательно, государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167-169, 176, 198-201 Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Государственный акт № 232 от 09 октября 1998 г. «О пообъектной передаче государственной собственности: встроено-пристроенных нежилых помещений и отдельно стоящих зданий и строений, арендуемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы других услуг, находящихся на балансе предприятий и ведомств, в коммунальную собственность города Казани в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 г. № 1764-XII«О пообъектном составе коммунальной собственности в Республике Татарстан» признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию.

Судья Ф. С. Шайдуллин