АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-36874/2009-СA3-38
Дата принятия решения 2 апреля 2010 года.
Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2010 г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 30 марта 2010 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению МУ «Управление наружной рекламы и информации исполнительного комитета МО г. Казани» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ об оспаривании решения по делу №80 тр/06 от 09.10.2009 г., предписания по делу №80тр/06-1 от 09.12.2009 г. и предписания по делу №80тр/06-2 от 09.12.2009 г, третьи лица: 1) Исполнительный комитет МО <...>) МУ «Центр надзора за состоянием объектов благоустройства г. Казани»,
с участием:
от заявителя – ФИО1 доверенность,
от ответчика – ФИО2 доверенность, ФИО3 доверенность,
от третьего лица – 1) ФИО4 доверенность, 2) не явился,
от лица, ведущего протокол – судья Воробьев Р.М.,
У С Т А Н О В И Л :
МУ «Управление наружной рекламы и информации исполнительного комитета МО г. Казани» (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ (ответчик) об оспаривании решения по делу №80 тр/06 от 09.10.2009 г., предписания по делу №80тр/06-1 от 09.12.2009 г. и предписания по делу №80тр/06-2 от 09.12.2009 г, третьи лица: 1) Исполнительный комитет МО <...>) МУ «Центр надзора за состоянием объектов благоустройства г. Казани».
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения по их существу.
Ответчик требования заявителя не признал, прокомментировал отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Исполнительного комитета МО г. Казани требования заявителя поддержал, представил отзыв.
Представитель МУ «Центр надзора за состоянием объектов благоустройства г. Казани» в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании с 24.03.2010 г. до 26.03.2010 г. и с 26.03.2010 г. до 30.03.2010 г. был объявлен перерыв.
Как видно из представленных материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательства о рекламе Татарстанским УФАС России выявляются многочисленные факты нарушения законодательства о рекламе, а также антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006г. «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет цели настоящего Федерального закона, которыми являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В статье 33 Закона о рекламе указаны полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы. Антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из вышеизложенного следует, что Закон о рекламе и Закон о защите конкуренции имеют общие цели.
С целью установления законных владельцев рекламных конструкций, а также в рамках полномочий, установленных статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии со статьями 33, 34 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), статьей 25 Закона о защите конкуренции Татарстанским УФАС России по мере необходимости запрашивается разрешительная документация на объекты наружной рекламы (рекламные конструкции).
В 2008 году в Татарстанское УФАС России поступила жалоба ООО «Союз ТМ» с просьбой провести проверку размещения рекламных конструкций по адресам: ул.Чистопольская, д.43, ул.Чуйкова, д.52, ул.Ю.Фучика, д.106.
В ходе рассмотрения жалобы в адрес МУ «Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - Управление наружной рекламы и информации) был направлен соответствующий запрос. В ответе на данный запрос Управлением наружной рекламы и информации было пояснено, что договор на эксплуатацию рекламной конструкции, располагаемой на ул.Чистопольской, д.43 принадлежащей ООО «Панорама» не заключен, в связи с чем Управлением наружной рекламы и информации принято решение об аннулировании паспорта. Таким образом, ООО «Панорама» размещало свою рекламную конструкцию без соответствующих документов.
В ответ на соответствующие запросы о предоставлении разрешительной документации на объекты наружной рекламы, а также иной информации МУ «Управление наружной рекламы и информации города Казани» (далее - Управление наружной рекламы и информации) неоднократно предоставляло информацию (исх. №1885-01 от 20.10.2008 г. (адрес: ул.Чистопольская, д.15), исх.№1945-01 от 30.10.2008г. (адрес: Пр.Ямашева, д.51б), исх.№2216-01 от 22.12.2008г. (адреса: ул.Пушкина, д.2, ул.Чуйкова, д.52, ул.Чистопольская, д.43, ул.Фучика, д.106), исх.№2108-01 от 01.12.2008г. (адрес: ул.Ташаяк, д.2а), исх. №634 от 11.02.2009г. (ООО «Плотина»), исх. №292-01 от 10.03.2009г.(«бегущая строка» банкомата «Банка Казани»), исх. №492-01 от 13.04.2009г. (адреса: ул.Чистопольская, д.82, ул.Парижской Комунны, д.13, ул.Чистопольская - территория ООО «Татнефть АЗС Центр», исх. №590-01 от 29.04.2009г. (адреса: ул.Чистопольская, д.9А, ул.Пушкина, д.29В, ул.Ново-Азинская, д.35) об отсутствии у хозяйствующих субъектов разрешительной документации на размещение объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) на территории города Казани.
В связи с ненадлежащим исполнением Управлением наружной рекламы и информации возложенных на него функций по контролю за наличием разрешительной документации на объекты наружной рекламы (все виды рекламных конструкций), у хозяйствующих субъектов, не имеющих такое разрешение (разрешительной документации на установку и размещение рекламных конструкций), создается более выгодное положение на рынке рекламы и рекламных услуг, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые несут финансовые затраты (уплата государственной пошлины, в размере 1500 рублей, оплата услуг по изготовлению дизайн-проекта на объекты наружной рекламы, заключение договоров на размещение рекламных конструкций, а также иные затраты) при получении разрешений на размещение объектов наружной рекламы на территории г. Казани любых видов и размеров, соответствующих утвержденным нормам.
Также самовольное размещение рекламных конструкций хозяйствующими субъектами без соответствующих разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций способствуют нарушениям антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, ущемляя тем самым интересы других хозяйствующих субъектов - участников данного рынка, а следовательно приводящее к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, по отношению к другим хозяйствующим субъектам на данном товарном рынке.
Приказом антимонопольного органа от 15.05.2009г. №02/189 было возбуждено дело в отношении Управления наружной рекламы информации по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в бездействии по надлежащему контролю за наличием разрешительной документации на объекты наружной рекламы (рекламные конструкции).
По результатам рассмотрения дела ответчиком было принято решение по делу №80тр/06 от 09.10.2009 г. которым Управление наружной рекламы и информации признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в бездействии по надлежащему контролю за размещением наружной рекламы, приводящего к ограничению конкуренции. Также были выданы предписания по делу №80тр/06-1 от 09.12.2009 г. и предписания по делу №80тр/06-2 от 09.12.2009 г. с требованием устранить выявленные нарушения закона.
Заявитель посчитав, что указанное решение и предписания являются незаконными, обжаловал их в арбитражный суд.
Суд, выслушав доводы сторон и исследовав представленные материалы дела считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
При проведении проверки, антимонопольным органом по перечисленным выше хозяйствующим субъектам, размещающим объекты наружной рекламы (рекламные конструкции) без разрешительной документации у Управления наружной рекламы и информации, а также у Центра надзора за состоянием объектов благоустройства были запрошены соответствующие пояснения о мерах, принятых в отношении хозяйствующих субъектов, размещающих объекты наружной рекламы (рекламные конструкции) без соответствующих разрешений.
Из пояснений Управления наружной рекламы и информации, было установлено, что по настоящее время ряд рекламных конструкций остается не демонтированным, а именно:
-вывеска светодинамического табло (способом «бегущая строка») на киоске банкомата «Банк Казани» (пересечении улиц Островского и Пушкина);
-пилон, расположенный на территории Казанского филиала ООО «Татнефть АЗС Центр» по ул.Чистопольская (ООО «ТопАРТ»);
-рекламная конструкция «Бар Старый Мельник», принадлежащая ООО «Латино-Бар» по ул.Ташаяк, 2А;
-рекламная конструкция ООО «Панорама», по ул.Чуйкова, д.52;
-рекламные конструкции по ул.Пушкина, д.2 (здание Детского мира).
О вышеизложенных фактах свидетельствуют представленные Управлением наружной рекламы и информации объяснения и документы (исх. от 15.06.2009г. №804-02, исх. от 10.07.2009г. №944-02, исх. от 17.08.2009г. №1123, исх. от 23.09.2009г. №1300-02).
Какие-либо меры Управление наружной рекламы и информации по всем адресам, перечисленным выше, начало принимать только после того, как Татарстанским УФАС России были направлены соответствующие запросы о предоставлении разрешительной документации на объекты наружной рекламы (рекламные конструкции), о чем свидетельствуют следующие документы:
-запрос Татарстанского УФАС России от 25.11.2008г. №ЕК-02/9901. Ответ Управления наружной рекламы и информации от 01.12.2008г. №2108-01. Предписание на демонтаж выдано 29.01.2009г. №117-01;
-запрос Татарстанского УФАС России от 26.02.2009г. №ЕК-08/1344. Ответ Управления наружной рекламы и информации от 10.03.2009г. №292-01. Предписание на демонтаж выдано 10.03.2009г. №288-05, 01.06.2009г. №750-01;
-запрос Татарстанского УФАС России от 06.04.2009г. №ЕК-08/2622. Ответ Управления наружной рекламы и информации от 13.04.2009г. №492-01. Предписание на демонтаж выдано от 01.06.2009г. №760-01;
-запрос Татарстанского УФАС России от 06.04.2009г. №ЕК-08/2622. Ответ Управления наружной рекламы и информации от 13.04.2009г. №492-01. Предписание не демонтаж выдано 05.06.2009г. №784-01;
-запрос Татарстанского УФАС России от 09.04.2009г. №ЕК-08/2800. Ответ Управления наружной рекламы и информации от 29.04.2009г. №590-01. Предписание на демонтаж выдано 10.06.2009г. №795-01.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Однако, действия, направленные на поддержку конкуренции между хозяйствующими субъектами, Управлением наружной рекламы и информации не предприняты, в связи с ненадлежащим контролем и своевременным принятием необходимых соответствующих мер к владельцам рекламных конструкций, устанавливающих их без соответствующих разрешений. В данном случае часть хозяйствующих субъектов, а именно: ООО «Плотина», КБЭР «Банк Казани», ООО «ТопАРТ», ООО «Панорама» имеют более выгодное положение на рынке рекламы и рекламных услуг, по отношению к другим хозяйствующим субъектам, устанавливающим рекламные конструкции в соответствии с действующими нормами права (законодательства).
Пунктом 3.3 Положения «О порядке размещения рекламных конструкций и средств наружной информации на территории г. Казани», утвержденного решением Казанской городской Думы №35-12 от 18.10.2006г. «О размещении средств наружной рекламы и информации в г.Казани», установлено, что Исполнительный комитет города Казани в лице уполномоченных им органов и должностных лиц:
- осуществляет координацию работ по реализации единой городской политики в сфере рекламно-информационного оформления города;
- утверждает Регламент размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани, форму типового договора на размещение рекламных конструкций на территории города Казани;
- организует аукцион для рекламных конструкций в типовом исполнении и конкурс при размещении социально значимого для города оборудования с элементами рекламы, нестандартных рекламных конструкций;
- утверждает Положение о порядке подготовки и проведения торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани;
- утверждает Положение о Комиссии по проведению торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани;
- выдает разрешения на размещение рекламных конструкций, согласовывает размещение средств наружной информации;
- определяет процедуру рассмотрения документов на установку рекламных конструкций и средств наружной информации;
- осуществляет согласование мест размещения рекламных конструкций и средств наружной информации с уполномоченными органами и организациями;
- утверждает порядок, форму и уполномоченные органы для ведения Городского реестра мест размещения рекламных конструкций и средств наружной информации;
- организовывает деятельность по инвентаризации рекламных конструкций и средств наружной информации, размещаемых на территории города;
- участвует в пределах своих полномочий в осуществлении контроля за соблюдением требований к размещению рекламных конструкций и средств наружной информации;
- выдает предписания на демонтаж незаконно (самовольно) установленных рекламных конструкций;
- в случаях выявления нарушения требований законодательства и муниципальных правовых актов сообщает об этом уполномоченным органам для применения ими к собственникам рекламных конструкций мер административного воздействия;
- выступает муниципальным заказчиком оформления города к праздничным, юбилейным датам, размещения социальной рекламы;
- разрабатывает порядок расчета размера платы за размещение рекламных конструкций и средств наружной информации на земельных участках, зданиях, сооружениях и иных объектах, находящихся в муниципальной собственности, разъясняет порядок его применения;
- обеспечивает подготовку и заключение договоров на размещение рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- осуществляет контроль за исполнением условий договоров на размещение рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности;
- разрабатывает проекты муниципальных правовых актов в области размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Казани;
- осуществляет иные необходимые мероприятия по реализации городской политики в области наружной рекламы, в том числе формирование рабочих органов, комиссий, проведение торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации на объектах муниципальной собственности города Казани.
В соответствии с Регламентом размещения средств наружной рекламы и информации в г. Казани, утвержденным постановлением Руководителя Исполнительного комитета г. Казани №1584 от 03.08.2006г. «О регламенте размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани», органом управления в сфере размещения рекламных конструкций в г.Казани является Управление наружной рекламы и информации аппарата Исполнительного комитета г.Казани, которое:
- осуществляет координацию работ по реализации единой городской политики в области наружной рекламы;
- разрабатывает нормативно-правовые акты в области размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Казани;
- разрабатывает тарифы на размещение рекламных конструкций на находящихся в ведении органов городского самоуправления земельных участках, зданиях, сооружениях и иных объектах муниципальной собственности;
- выдает разрешения на размещение рекламных конструкций;
- утверждает порядок и форму ведения городского реестра мест размещения рекламных конструкций;
- формирует состав комиссии по приемке рекламных конструкций на территории города Казани;
- выступает заказчиком проведения конкурсов на право размещения средств наружной рекламы и информации на объектах муниципальной собственности города Казани.
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории г.Казани осуществляется Управлением наружной рекламы и информации на основании заявления собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо владельца рекламной конструкции. После регистрации заявления заявитель самостоятельно осуществляет согласование дизайн-проекта рекламной конструкции с уполномоченными органами. После получения необходимых согласований заявитель представляет в Управление наружной рекламы и информации согласованный дизайн-проект и копию платежного поручения об уплате государственной пошлины в размере 1500 рублей. На основании представленных документов Управлением наружной рекламы выдается разрешение на установку рекламной конструкции. В случае размещения рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, заключается договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с Исполнительным комитетом г. Казани (с 1 июля 2008 года данный договор заключается на основании торгов).
В связи с ненадлежащим исполнением Управлением наружной рекламы и информации возложенных на него функций по контролю за наличием разрешительной документации на объекты наружной рекламы у хозяйствующих субъектов, не имеющих такое разрешение, создается более выгодное положение на рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые несут финансовые затраты (уплата госпошлины, оплата услуг по изготовлению дизайн-проекта на объекты наружной рекламы, заключение договоров на размещение рекламных конструкций) при получении разрешений на размещение объектов наружной рекламы на территории г.Казани. Также самовольное размещение рекламных конструкций хозяйствующими субъектами способствуют нарушениям антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе.
Согласно представленному реестру владельцев рекламных конструкций по состоянию на 01.09.2009г., имеющих задолженность по уплате платежей за размещение рекламных конструкций было установлено, что просроченная задолженность по состоянию на 01.04.2009г. составляет 13 274 047,98 рублей, по состоянию же на 01.09.2009г. просроченная задолженность уже составляет 16 886 213,47 рублей. Таким образом, за 5 месяцев 2009 года сумма задолженности составила 3 612 165,49 рублей.
Таким образом, ряд владельцев рекламных конструкций, по состоянию на 01.09.2009г. имеют следующую задолженность:
-Максимал - 4 203 156,00 рублей. Просроченная задолженность 5,5 месяцев;
-Вилла - 2 798 649,60 рублей. Просроченная задолженность 5 месяцев;
-Нур-Авто - 2 231 249,40 рублей. Просроченная задолженность 7 месяцев;
-Центр-Т - 1 422 012,80 рублей. Просроченная задолженность 4 месяца;
-Казстройинвест - 1 248 274,80 рублей. Просроченная задолженность 7 месяцев;
-Феникс РА - 631 680,00 рублей. Просроченная задолженность 3 месяца;
-АПР-Сити/ТВД - 439 476,39 рублей. Просроченная задолженность 0,3 месяца;
-Технология рекламы - 301 991,60 рублей. Просроченная задолженность 10 месяцев.
Отсюда следует, что основная часть задолженностей по уплате платежей за размещение рекламных конструкций приходится всего на 8 вышеназванных хозяйствующих субъекта. Совокупная задолженность вышеперечисленных хозяйствующих субъектов составляет 13 276 490,59 рублей. Общее число хозяйствующих субъектов, имеющих задолженности по уплате платежей за размещение рекламных конструкций на 01.09.2009г. составило 208. Однако на 200 владельцев рекламных конструкций, имеющих задолженности по уплате платежей за размещение рекламных конструкций приходится долг всего в сумме 3 612 165,49 рублей, а общая просроченная задолженность всех владельцев по состоянию на 01.09.2009г. составляет 16 886 213,47 рублей.
В статье 34 Конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурента либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, имеющие задолженность по уплате платежей за размещение рекламных конструкций находятся в более выгодном положении по отношению к другим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке рекламных услуг, а также имеют преимущество, так как не уплаченные за размещение рекламных конструкций денежные суммы находятся в обороте данных хозяйствующих субъектов, а следовательно приносят дополнительные доходы.
Согласно пункту 3.2 Положения об Управлении наружной рекламы и информации к функциям Управления относится в том числе осуществление контроля за исполнением условий договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Казани, за поступлением денежных средств в бюджет г. Казани по договорам.
В ходе рассмотрения дела 80тр/06 Татарстанским УФАС России были затребованы предписания на демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций. В своем ответе (исх. от 17.08.2009г. №1123) Управление наружной рекламы и информации представило реестры предписаний на демонтаж рекламных (информационных) конструкций на 2008-2009гг., с приложенными копиями самих предписаний.
При изучении и анализе представленных предписаний было установлено, что Управление наружной рекламы и информации выдает Предписания на демонтаж рекламных конструкций в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе». Также было установлено, что осуществление демонтажа установленных без соответствующего разрешения рекламных конструкций в предписаниях составляет разные сроки, а именно 3, 7 или 10 дней. Также в некоторых случаях устанавливалась определенная дата. Подтверждающими документами являются следующие предписания на демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций:
-от 05.05.2008г. №819-05, выданного ИП ФИО5, срок демонтажа 10 дней;
-от 12.05.2009г. №869-05, выданного ОАО НСС «Поволжье», срок демонтажа 10 дней;
-от 21.05.2008г. №970-02, выданного ООО «Триада», срок демонтажа 7 дней;
-от 21.05.2008г. №971-02, выданного ООО «Нью-Стар», срок демонтажа 7 дней;
-от 21.05.2008г. №972-02, выданного ООО «Нью-Стар», срок демонтажа 7дней;
-от 23.05.2008г. №994-02, выданного ООО «Мусклмаг», срок демонтажа до 10 июня 2008г. - 19 дней.
При проведении проверки и рассмотрении материалов дела ответчиком не было представлено соответствующих подтверждающих и устанавливающих мотивированность установки разных сроков демонтажа рекламных конструкций актов и документов.
Отсюда следует, что предоставление разных сроков на демонтаж рекламных конструкций дает части хозяйствующих субъектов более выгодное положение на рынке рекламы, выражающиеся в том числе и в установлении различных сроков демонтажа рекламных (информационных) конструкций, так как рекламная конструкция располагается по прежнему и по ней принимаются меры в более поздние сроки, следовательно, хозяйствующие субъекты имеют более выгодное положение по отношению к другим и извлекают больше прибыли с незаконно установленных рекламных конструкций.
Касаемо предписаний на демонтаж рекламных конструкций следует указать на то, что до выдачи предписаний на демонтаж рекламных конструкций некоторым хозяйствующим субъектам, размещающим рекламные конструкции без соответствующих разрешений направляются письма, а не предписания о демонтаже рекламных конструкций. Подтверждением вышеизложенному являются следующие письма: исх. от 19.12.2008г. №2210-05/11, 19.12.2008г. №2210-05/01, а также другие письма.
Таким образом, не направляя сразу предписания о демонтаже установленных без соответствующих разрешений рекламных конструкций Управление наружной рекламы и информации фактически не пресекает сразу обнаруженный факт незаконно установленной рекламной конструкции путем выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции.
Следовательно, затягивание ответчиком процесса демонтажа рекламных конструкций делает более преимущественным положение ряда хозяйствующих субъектов, размещающих рекламные конструкции без соответствующих разрешений более длительное время, после выявления факта установки рекламной конструкции с нарушением закона.
В целях полного и объективного выяснения обстоятельств в ходе рассмотрения дела №80тр/06, Татарстанским УФАС у Управления наружной рекламы и информации были запрошены:
-утвержденный план порядка работы по выявлению несанкционированных рекламных конструкций (всех видов);
-порядок проведения инвентаризации рекламных конструкций и средств наружной рекламы, устанавливаемых (размещаемых) на территории города Казани;
-порядок объезда территорий;
-порядок проведения плановых и внеплановых проверок (выездов).
-утвержденный порядок контроля исполнения выданных предписаний;
-порядок контроля за самовольно установленными рекламными конструкциями
Однако Управлением наружной рекламы и информации были представлены пояснения исх. от 15.06.2009г. №804-02, исх. от 10.07.2009г. №944-02, исх. от 17.08.2009г. №1123, исх. от 23.09.2009г. №1300-02 по данным вопросам, из которых следует, что: Управлением наружной рекламы и информации не утвержден порядок работы по выявлению несанкционированных рекламных конструкций всех видов, что входит в функции, указанные в пункте 3.2 Положения об Управлении наружной рекламы и информации, а именно: участие в пределах своих полномочий в осуществлении контроля за соблюдением требований к размещению рекламных конструкций и средств наружной информации и социальной рекламы.
Также из представленных материалов дела следует, что приказов, распоряжений и иных документов, издаваемых Управлением наружной рекламы и информации, касаемо регулирования порядка контроля за самовольно установленными рекламными конструкциями не существует.
Следовательно, неисполнение вышеизложенных и возложенных на Управление наружной рекламы и информации функций и соответствующих действий нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые получают разрешения на размещение рекламных конструкций (объектов) и размещают рекламные конструкции в соответствии нормами действующего законодательства по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, размещающими рекламные конструкции без соответствующих разрешений на размещение рекламных конструкций.
Таким образом, Управление наружной рекламы и информации нарушило часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 предписания №80тр/06-1 Управлению наружной рекламы и информации предписано в срок до 15 ноября 2009 года принять соответствующие меры в рамках действующего законодательства по взысканию задолженностей по уплате платежей за размещение рекламных конструкций, в отношении следующих владельцев рекламных конструкций: ООО «АПР-Сити/ТВД», ЗАО «Вилла», ООО «Казстройинвест», ООО «Максимал», ООО «Нур-Авто», ООО «Технология рекламы», ООО «Феникс РА», ООО «Центр- Т», установленных решением Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №80тр/06, по состоянию на 01.09.2009 года.
Также в соответствии с вышеуказанным предписанием Управлению наружной рекламы и информации необходимо было принять соответствующие меры в рамках действующего законодательства по принудительному демонтажу рекламных конструкций установленных следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Плотина», КБЭР «Банк Казани», ООО «ТопАРТ», ООО «Латино-Бар», ООО «Панорама», установленными решением Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №80тр/06, а также по другим установленным ненадлежащим образом рекламным конструкциям.
В соответствии с предписанием №80тр/06-1 Управлению наружной рекламы и информации в срок до 15 ноября 2009 года предлагалось предоставить в Татарстанское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пунктов 1.2 и 1.3 предписания.
Согласно предписанию №80тр/06-2 от 09.10.2009г. Управлению наружной рекламы и информации предлагалось утвердить порядок объезда г.Казани на предмет выявления рекламных конструкций (всех видов) без разрешительных документов, (содержащих периодичность объезда, порядок и регламент объезда и т.д., а также докумен(ты) составляемые по результатам объезда);
-утвердить порядок действий при выявлении рекламных конструкций (всех видов) без разрешительных документов, содержащий конкретные сроки, действия и т.д.;
-утвердить план работы по выявлению несанкционированных рекламных конструкций (всех видов) на 2010 год, предусматривающий контроль на всей территории города Казани, с указанием порядка контрольных объездов и проверок.
Предписанием Управлению наружной рекламы и информации в срок до 25 декабря 2009 года необходимо было предоставить в Татарстанское УФАС России документы, подтверждающие исполнение пунктов 1.1, 1.2, 1.3.
В соответствии с письмом начальника Управления наружной рекламы и информации от 16 ноября 2009 года №1542-02 во исполнение предписания №80тр/06-1 от 09.10.2009г. в Татарстанское УФАС России были представлены следующие документы:
1. Информация по мерам, принятым по взысканию задолженности по уплате платежей за размещение рекламных конструкций в отношении владельцев рекламных конструкций, установленных решением Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №80тр/06 по состоянию на 01.09.2009г.
2. Информация о мерах по принудительному демонтажу рекламных конструкций, принадлежащих лицам, установленным решением Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №80тр/06, а также по другим установленным ненадлежащим образом рекламным конструкциям.
Таким образом, документы, представленные в Татарстанское УФАС России являются подтверждением исполнения предписания №80тр/06-1 от 09.10.2009г.
Документов, подтверждающих исполнение Предписания №80тр/06-2 от 09.10.2009 г. Управлением наружной рекламы в Татарстанское УФАС представлено не было.
Доводы заявителя о неправомерности и несоответствии Федеральному закону от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О Защите конкуренции», а также выходу антимонопольного органа за пределы своих полномочий являются несостоятельным.
В силу подпункта (г) пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела антимонопольный орган в силу возложенных на него полномочий выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания в том числе и для совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Исходя из вышеизложенного следует, что при выдаче предписания антимонопольный орган не ограничен в указании действий, направленных на обеспечение конкуренции, так как конкретного перечня действий в Федеральном законе от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не прописано.
Таким образом, исходя из вышеизложенного суд считает, что оспариваемое решение и предписание Управления ФАС РФ по РТ, вынесены в рамках предоставленных ему полномочий и являются правомерными.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Р.М. Воробьев