ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-3697/2021 от 16.07.2021 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                        Дело № А65-3697/2021

Дата принятия решения –   июля 2021 года .

Дата объявления резолютивной части –  16 июля 2021 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гилялова И.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нафиковой С.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Паритет-М», г. Казань, (ОГРН 1101690041452, ИНН 1655196959) к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань, (ОГРН 1061655001440, ИНН 1655065681) о признании незаконным решения, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, с участием:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 12.02.2021,

в отсутствие ответчика и третьего лица,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Паритет-М», г. Казань, (заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», г. Казань, (ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 20.11.2020 об отказе согласовать паспорт на размещение средств наружной информации по адресу: <...>, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов.

Определением от 20.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество «Инвестиционно-строительная компания «Тандем», г. Казань.

Представитель заявителя поддержала заявленные требования, дала пояснения по делу.

Как следует из заявления и материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлениями на предоставлении услуги № З-120760 от 23.08.2020 и № З-132945 от 23.10.2020 по согласованию проекта размещения средств наружной информации (паспорта) «Объемно-пространственная композиция крупного формата со сменной информацией» по адресу: г.Казань, просп. Ибрагимова.

Управление письмом от 20.11.2020 отказало в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорта) по указанному адресу.

Общество, полагая, что указанное решение об отказе в согласовании проекта размещения средства наружной информации нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

Согласно Положению, утвержденному Казанской городской Думы от 29.12.2010 № 27-3, Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. Пунктом 3.1.12 данного Положения предусмотрено, что к полномочиям Управления как органа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани относится осуществление согласования в установленном порядке места размещения и внешнего вида средств наружной рекламы и информации на соответствие документам территориального планирования, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Казани, требованиям законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

Пунктом 3 Правил благоустройства города Казани, утвержденных Решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 № 4-12 (далее – Правила благоустройства) предусмотрено, что данные Правила действуют на всей территории города и устанавливают, в том числе, требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 6 Правил благоустройства под проектом размещения средства наружной информации (паспорт) понимается документ установленной формы, утвержденной муниципальным правовым актом Исполнительного комитета г. Казани, определяющий внешний вид и точное место размещения элемента благоустройства, а именно средства наружной информации, и содержащий иные сведения, необходимые для его идентификации.

В силу пункта 29.9 (1) Правил благоустройства при эксплуатации фасадов не допускается размещение и эксплуатация на фасаде и (или) крыше здания, сооружения средств размещения наружной информации без паспорта, согласованного с уполномоченным органом, за исключением учрежденческих досок, режимных табличек.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ).

В силу требований части 3 статьи 1 данного Закона услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с данным Законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с данным Законом.

В соответствии с п. 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗорганы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, под которыми согласно статье 2 данного Закона понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.

Частью 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Закона государственных и муниципальных услуг, утверждается: 1) постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг; 2) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг; 3) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

В силу части 1 статьи 29 Закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу данного Закона.

В соответствии с требованиями Закона № 210-ФЗ Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани принято постановление от 25.02.2011 № 782, которым утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами Исполнительного комитета г. Казани (далее – Порядок). Согласно пункту 3.2 данного Постановления органам Исполнительного комитета г.Казани, предоставляющим муниципальные услуги, необходимо обеспечить в срок до 01.05.2012 разработку и утверждение административных регламентов соответствии с данным Порядком.

Порядок согласования проекта размещения средства наружной информации определен Административным регламентом предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт), утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29.10.2014 № 6265 (далее – Административный регламент).

Данным Административным регламентом установлены стандарт и порядок предоставления Исполнительным комитетом города Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт) на территории города Казани (далее - муниципальная услуга).

В отношении оспариваемого решения об отказе в согласовании проекта размещения средства наружной информации (далее – СНИ) судом установлено следующее.

В соответствии с оспариваемым решением основанием для отказа в согласовании проекта размещения средства наружной информации (паспорта), находящегося по адресу: <...>, являетсянесоответствие средства наружной информации требованиям к СНИ, установленным Правилами благоустройства; требованиям к СНИ, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

В качестве дополнительной информации в оспариваемом отказе указано, что:

1) замечания изложенные ранее (У-84536) в полном объеме не устранены. Согласно п.198.5.8.(9) Правил благоустройства г. Казани не допускается размещение объемно-пространственных композиций на тротуарах и пешеходных дорожках, проездах, в местах, предназначенных для парковки и стоянки автомобилей. Согласно п. 198.5.8 Правил благоустройства г. Казани объемно-пространственная композиция - отдельно стоящая декоративно-информационная конструкция, выполненная в индивидуальном исполнении малого (высотой не более 6,0 м) или крупного (более 6,0 м) формата, состоящая из фундамента, каркаса, обшитого материалом нейтральных цветов (серый, бежевый, графит, черный, коричневый и т.п.), содержащая краткую информацию о фирменном наименовании организации, а для зданий, сооружений массового посещения площадью более 1500 кв.м - бренд. Согласно п. 195. Правил благоустройства г. Казани размещение малых архитектурных форм осуществляется на основании раздела «Благоустройство» проектной документации строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, а также проектов благоустройства или эскизных предложений. Учитывая изложенное, необходимо представить эскизное предложение благоустройства территории с учетом размещения предлагаемой объемно-пространственной композиции крупного формата и установки малых архитектурных форм с применением в дизайне бренда организации. При проектировании и выборе малых архитектурных форм (бренд) рекомендуется пользоваться каталогами сертифицированных изделий. Для зон исторической застройки, центрального ядра города, городских многофункциональных центров и зон малые архитектурные формы должны проектироваться на основании индивидуальных проектных разработок;

2) необходимо доработать дизайн и внешний вид объемно-пространственной композиции с применением в обшивке конструкции материалов нейтральных цветов;

3) дополнительно сообщено, по представлению откорректированной объемно- пространственной композиции и разработанной малой архитектурной формы (бренда), в соответствии с п.2.9. Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г.Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт), утверждённого постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 29.10.2014 №6265 (основание для приостановления предоставления муниципальной услуги по внесению в Реестр реестровой записи о согласовании проекта размещения СНИ является направление проекта на профессиональное коллегиальное обсуждение по вопросу размещения средств наружной рекламы и информации в г.Казани), онабудет рассмотрена на заседании Художественного совета по рассмотрению проектов и решений в сфере архитектурно-художественного проектирования на территории г. Казани - профессиональном коллегиальном обсуждении при участии профессионалов в сферах градостроительства, архитектуры, и дизайна (создан на основании Распоряжения от 19.03.2019 №871р и является постоянно действующим профессиональным коллегиальным консультативно-совещательным органом, образованным Исполнительным комитетом г.Казани).

Судом из материалов дела установлено, что в адрес ответчика был представлен проект с указанием параметров объемно-пространственной композиции (стелы), которая будет установлена на территории земельного участка с кадастровым номером 16:50:100429:116.

Суд также установлено, что спорная стела размещена на земельном участке с кадастровым номером 16:50:100429:116, данный земельный участок принадлежит на праве собственности Акционерному обществу «Инвестиционно-строительная компания «Тандем» (третье лицо по настоящему делу). Право пользования земельным участком с целью обеспечения прохода, проезда, проведения маркетинговых акций, размещения конструкции (стелы), были переданы заявителю на основании Соглашения об установлении сервитута земельных участков от 01.09.2016, заключенного между третьим лицом и заявителем.

В рассматриваемом случае в направленном на согласование проекте размещения средства наружной информации (паспорте) указана единственная конструкция (стела). Доказательств того, что указанном на земельном участке находятся иные конструкции, в материалы дела не представлено.

Согласно топографической съемке место установки объемно-пространственной конструкции, указанное в представленном в адрес ответчика проекте, предназначено для именно для установки конструкции (стелы), а не для размещения автотранспортных средств. Парковочные места присутствуют на данном земельном участке с учетом места расположения существующей конструкции стелы. Более того, указанная на топографической съёмке стела была установлена в июле 2014 года на основании дизайн-проекта на размещение средств наружной рекламы и информации, согласованного Управлением ранее, с выдачей разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 5277 от 25.12.2013, сроком с 25.12.2013 по 25.12.2018.

Относительно ранее выданного разрешения место расположения стелы не изменилось. Доказательств обратного заявителем также не представлено.

Таким образом, требования п. 198.5.8 (9) Правила благоустройства со стороны Заявителя не нарушены.

Пунктом 198.5.8 Правил благоустройства определено понятие объемно-пространственной композиции, из которого следует, что это отдельно стоящая декоративно-информационная конструкция, выполненная в индивидуальном исполнении малого или крупного формата, состоящая из фундамента, каркаса, обшитого материалом нейтральных цветов (серый, бежевый, графит, черный, коричневый и т.п.).

Согласно п. 37 Правил благоустройства города Казани допускается применять предусмотренные для внешнего вида конструкций нейтральные цвета (серый, черный, коричневый или другие цвета темных оттенков) и (или) не в натуральных (имитирующих натуральные) материалах.

Требование ответчика о необходимости доработки дизайна и внешнего вида объемно-пространственной композиции с применением в обшивке конструкции материалов нейтральных цветов не обосновано, поскольку Правилами благоустройства города Казани не установлен конкретный перечень нейтральных цветов, который необходимо применять при размещении объемно-пространственных конструкций.

К тому же, ответчиком при вынесении оспариваемого отказа не была указана ни цветовая палитра, которая может быть применена при установке объемно-пространственной композиции, ни представлено обоснование невозможности использования представленных заявителем цветов в объемно-пространственной композиции, указанных в проекте, представленном заявителем в адрес ответчика, и несоответствия нейтральным цветам или цветам, имитирующим натуральные материалы.

Ответчиком не представлено нормативно-правовое обоснование необходимости направления проекта на профессиональное коллегиальное обсуждение по вопросу размещения СНИ. При таких обстоятельствах требование о предоставлении проекта с внесением корректировок в объемно-пространственную композицию с целью рассмотрения ее внешнего облика на заседании Художественного совета по рассмотрению проектов и решений в сфере архитектурно-художественного проектирования на территории города Казани, не основано на нормах действующего законодательства.

С учетом изложенного суд полагает, что, отказывая в предоставлении муниципальной услуги, ответчик фактически уклонился от рассмотрения вопроса о согласовании паспорта на средство наружной информации по указанному адресу.

Согласно пункту 2.9 Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию архитектурно-градостроительного облика объекта в части работ, не связанных со строительством: капитального ремонта внешней части объектов, цветового решения и декоративного оформления фасадов, установки нестационарных торговых и сезонных объектов, элементов благоустройства территории, концепции размещения средств наружной информации, архитектурно-художественной подсветки объектов (паспорт объекта), утвержденного постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 07.06.2017 № 2130, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления либо отказа в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на действующее законодательство, не подлежащий расширительному толкованию.

Ответчиком вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены доказательства несоответствия спорного СНИ требованиям, установленным Правилами благоустройства и установленным законодательством РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, не доказано наличие иных оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на действующее законодательство, предусмотренных частью 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктом 2.9 Административного регламента.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления об отказе согласовывать паспорт на средство наружной информации не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, что является основанием для удовлетворения заявленного требования.

В случае признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным или оспариваемых действий (бездействия) незаконным в решении суда должно быть указание на обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ. В качестве необходимой и достаточной меры по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя суд считает обязание ответчика согласовать паспорта на средство наружной информации, расположенное по адресу: <...>.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани» от 20.11.2020 об отказе согласовать паспорт на размещение средств наружной информации по адресу: <...>.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани» устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Паритет-М» путем согласования паспорта на средство наружной информации, расположенное по адресу: <...>.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Паритет-М» 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Председательствующий судья                                                                     И.Т. Гилялов