АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-37544/2009-СA3-38
Дата принятия решения 18 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 18 февраля 2010 года по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», г. Зеленодольск к Государственной инспекции по обеспечению экологической безопасности МЭПР РТ об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №956 от 16.12.2009 г.,
с участием:
от заявителя – ФИО1 доверенность,
от ответчика – ФИО2 доверенность,
от лица, ведущего протокол – судья Воробьев Р.М.,
У С Т А Н О В И Л :
ОАО «Зеленодольский молочный комбинат», г. Зеленодольск (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной инспекции по обеспечению экологической безопасности МЭПР РТ (ответчик) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №956 от 16.12.2009 г. о назначении наказания по ст. 8.1, ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения по их существу.
Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, просит в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании с 16.02.2010 г. до 18.02.2010 г. был объявлен перерыв.
Как видно из представленных материалов дела, ответчик на основании протокола об административном правонарушении №972 от 08.12.2009 г., постановлением №956 от 16.12.2009 г. привлек заявителя к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Основанием для привлечения к ответственности послужил факт проверки заявителя, проведенной 07.12.2009 г. в ходе которой было установлено, что не соблюдаются правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки газов и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: не оформлены и не зарегистрированы паспорта на 2 газоочистные установки, не в полном объеме проводится инструментальный контроль эффективности работы пыле и газоулавливающих установок, чем нарушен п.1 ст. 30 Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.1999 г.; на предприятии не осуществляется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, чем нарушен п.3 ст. 19 Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.1999 г.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Суд выслушав доводы сторон и исследовав представленные материалы дела считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Часть 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
На основании абз. 8, ч. 1, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96-ФЗ и «Общих требований по эксплуатации газоочистных установок», утвержденных Приказом министра экологии и природных ресурсов РТ от 02.08.2004 г. №761, предприятие обязано в соответствующем порядке оформить паспорта на газоочистные установки (ГОУ).
Согласно п.п. 82, 84 «Общих требований по эксплуатации газоочистных установок», от 02.08.2004 г. №761, для регистрации ГОУ предприятие должно представить в территориальное подразделение Минэкологии РТ паспорт ГОУ с актом приемки его в эксплуатацию. Введенная в эксплуатацию ГОУ должна быть зарегистрирована в двухмесячный срок после утверждения акта приемки её в эксплуатацию.
Вместе с тем, на момент проверки данные требования заявителем соблюдены не были и паспорта на газоочистные установки не представлены.
В соответствии с планом графика контроля, предприятием 2 раза в год должен проводиться производственный инструментальный контроль ГОУ. По представленным данным протоколов в 2009 г. контроль осуществлялся только 1 раз.
На основании ст.21, абз.7 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подлежат обязательному учету. Статистический отчет составляется на основании данных первичного учета на предприятии. Первичный учет в РФ организуется по типовым формам ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик», ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха», ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок». Информации об осуществлении учета выбросов вредных веществ в атмосферный воздух по другим типовым формам не предусмотрено.
В соответствии с ч.3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.
Согласно Постановления Кабинета Министров РТ от 07.11.2008 г. №785 «Об организации работы по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» ОАО «Зеленодольский молочный комбинат» входит в Перечень предприятий и организаций, подлежащих оповещению при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ). В целях реализации ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предприятие обязано проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.
Данным постановлением на Министерство экологии и природных ресурсов РТ возложена обязанность обеспечить контроль за проведением и эффективностью выполнения мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.
Однако, как показала проверка на предприятии не осуществляется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.
Факт правонарушения зафиксирован в акте проверки от 07.12.2009 г. и отражен в протоколе об административном правонарушении от 08.12.2009 г.
При изучении представленных материалов дела, каких либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, а равно оспариваемого постановления, выявлено не было. Процедура привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Поскольку факт правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Р.М. Воробьев