ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-37853/09 от 09.03.2010 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

===================================================================

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-37853/2009-СА3-56

Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2010 г. Текст решения в полном объеме изготовлен 16 марта 2010 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю.,

рассмотрев 09.03.2010 г. по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Правовое агентство конкурсных технологий», г. Казань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2009 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № А04-659/2009 и прекращении производства по делу

с участием:

от заявителя – не явился (извещен)

от ответчика - ФИО1, доверенность от11.01.2010 г.

при ведении протокола судебного заседания судьей Бредихиной Н.Ю.

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Правовое агентство конкурсных технологий», г. Казань ( далее по тексту - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
  ( далее по тексту – ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2009 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № А04-659/2009 и прекращении производства по делу.

Заявитель в судебное заседание не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заявителя.

Представителем ответчика было заявлено ходатайство о демонстрации в режиме реального времени официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.

Судом заявленное ходатайство удовлетворено, в режиме реального времени осуществлен выход в сети Интернет, на официальный сайт Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, произведена демонстрация информации, размещенной заявителем в порядке ст. 162 АПК РФ.

Представитель ответчика заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Как установлено судом из материалов дела, ответчиком согласно поступившего поручения Федеральной антимонопольной службы России о проведении внеплановых
 ( камеральных) проверок государственных заказчиков, специализированных организаций, размещающих на официальных сайтах информацию о заказах с использованием в предмете заказа в русскоязычных словах латинских букв ( исх. № ИА/27027 от 12.08.2009г.) , в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28.09.2009 г. № 02/453-пр была проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения Следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Татарстан законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при проведении запроса котировок на поставку шкафов № 090506/019763/9.

В ходе проведенной проверки было установлено, что извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 07.05.2009 г.

При этом, в извещении о проведении запроса котировок на поставку шкафов для нужд Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Татарстан, размещенном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в наименовании заказа, в том числе в предмете заказа в русскоязычных словах использованы латинские буквы вместо аналогичных русских.

Так, в слове «поставка» вместо русских букв «ос», «а», использованы соответственно латинские буквы «ос», «а»; в слове «шкафов» вместо русских букв «о», «а» использованы соответственно латинские буквы «а», «о», «е».

Из представленного Следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Татарстан договора оказания услуг по предоставлению специалиста в области размещения государственных заказов от 26.01.2009 г. № 06/01, заключенного Следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Республике Татарстан с ЗАО «Правовое агентство конкурсных технологий», ответчиком было установлено, что от имени заказчика извещение о запросе котировок на официальном сайте в сети «Интернет» было размещено заявителем.

Установив, что при таких обстоятельствах данные закупки исключаются из поиска на официальном сайте, чем ограничивается открытый доступ участникам размещения заказа к необходимой информации о размещенном заказе для формирования ими предложений в соответствии с потребностями заказа, ответчик пришел к выводу, что действия заявителя нарушают положения ч. 1 п.13 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 г. № 147.

По результатам проведенной проверки ответчиком в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении № А04-659/2009 от 13.11.2009 г. и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности от 24.12.2009 г. № А04-659/2009 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что все предусмотренные законодательством о размещении заказов требования к порядку размещения извещения при проведении запроса котировок на официальном сайте были исполнены. Выводы об использовании латинских букв в русскоязычных словах являются необоснованными, поскольку написание ( графическое изображение) русских букв «е», «о», «а», «с» и соответствующих латинских букв совпадает. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт совершения заявителем вменяемого правонарушения. Также, по мнению заявителя, набор букв, имеющих идентичное написание в русском и латинском алфавите, латинским шрифтом клавиатуры при размещении информации о размещении заказов на официальном сайте не является нарушением закона, поскольку соответствующая обязанность размещать информацию с использованием русского шрифта клавиатуры не предусмотрена законом.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ опубликование должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 6 ст. 16 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ( далее Закон 94-ФЗ) информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд размещается без взимания платы на официальном сайте Российской Федерации.

При этом, к информации о размещении заказа относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.

Распоряжением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 229-р
 (с изменениями от 17 марта 2008 г., 15 июня 2009 г.) адрес официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru.

В силу п.13 Положения о пользовании официальными сайтами в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами (утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 147) ведение официальных сайтов и размещение на них информации осуществляются на русском языке. Ведение официальных сайтов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и размещение на них информации может дополнительно осуществляться на государственном языке соответствующей республики Российской Федерации.

Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита, что является исключением, при этом, расширительное толкование данного положения противоречит существу самой нормы.

Вышеуказанная норма опровергает доводы заявителя о том, что действующим законодательством не предусмотрено использование букв латинского шрифта при размещении информации на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Более того, как следует из ответа ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» от 15.10.2009 г. ( л.д.54 Т.1) при сохранении информации о закупках в базе данных Официального сайта сохраняется их целостность и неизменность, после появления информации о наличии на Официальном сайте извещений содержащих в наименовании или предмете заказа латинские символы вместо аналогичных русских в русскоязычных словах, была проведена внеплановая антивирусная проверка всей группировки серверов портала www.zakupki.gov.ru. Вредоносное программное обеспечение , которое могло бы изменить данные, содержащиеся в закупках, обнаружено не было. Были внесены изменения в программное обеспечение, которое в настоящий момент предупреждает о некорректности ввода информации.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки ответчиком было установлено, что на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. На странице «извещения о размещении заказов» в строке параметра поиска «наименование заказа, предмет контракта», а также при расширенном поиске в строках «наименование заказа», «предмет контракта» были введены соответственно наименование вышеперечисленных заказов на русском языке с использованием букв русского алфавита, в результате чего была получена информация об отсутствии в базе данных по размещению указанных заказов.

Вместе с тем, набрав на странице «Реестр сводных извещений о государственных заказах» в строке параметра поиска «номер извещения» номер извещения - № 090506/019763/9 система выдает искомое размещение заказа, что свидетельствует о наличии в наименовании и предмете заказа иных, отличных от русских букв вместо аналогичных русских.

Согласно ответу от 18.01.2010 г. ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», привлеченного на основе контракта для оказания услуг по обслуживанию и обеспечению функционирования официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, на запрос ответчика от 18.01.2010 г. исх. № ЛШ-04/297 в информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов» для отображения в общем доступе информации о размещении заказов используется кодировка «Windows-1251»( л.д.48 Т.1).

Также ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» в ответ на запрос ответчика исх. № ЛШ-04/258 от 15.01.2010 г. направило ответчику список прямых ссылок на извещения, размещенные на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов согласно присланному перечню(л.д.49-50 Т.1), и в том числе ссылку на извещение 090506/019763/9:

http:www.zakupki.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=360955

В судебном заседании в режиме реального времени ответчиком была осуществлена демонстрация официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, был выход в сеть Интернет, в ходе которого установлено, что на официальном сайте при написании в параметре поиска наименования заказа, предмета контракта, информация о заказе отсутствует. Вместе с тем, при наборе номера извещения или при переходе по прямой ссылке, указанной выше, информация об извещении выдается, в режиме реального времени была осуществлена расшифровка кодировок с использованием специальной программы.

Ответчиком в материалы дела был представлен запрос от 18.01.2010 г. в адрес ГУ «Центр информационных технологий Республики Татарстан», которым ответчик просил дать заключение какие кодировки соответствуют буквам и символам, использованным в наименовании размещения заказа при его введении на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов с указанием соответствия кодировки буквам того или иного алфавита по следующим реестровым номерам извещений, в том числе № 090506/019763/9.

В ответ на указанный запрос 28.01.2010 г. исх. № 01/135 Центр информационных технологий Республики Татарстан по результатам проведения экспертизы извещений на предмет символов, использованных в наименованиях размещения заказа сообщил следующее: для проведения экспертизы был сделан запрос в службу технической поддержки официального сайта Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru. Для получения прямых ссылок на извещения с реестровыми номерами, указанными в письме антимонопольного органа. После получения прямых ссылок текст наименований извещений был скопирован в среду Microsoft Word и обработан специально разработанным макросом. Функциональность макроса заключается в выделении цветом символов английского алфавита и в расшифровке кода символов русского и английского алфавитов в колировке Windows-1251.

В приложенной к данному ответу таблице ( л.д.57-81 Т.1) для каждого реестрового номера извещения в левом столбце содержится наименование извещения соответствующего этому номеру в форме, скопированной с официального сайта Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru., а в правом столбце расшифровка каждого буквенного символа в написании извещения в кодировке Windows-1251. Цветом выделены символы английского алфавита.

В таблице ( л.д.60 Т.1) приведены расшифровки каждого буквенного символа в написании извещения в форме, скопированной с официального сайта Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru, в частности - «Поставка шкафов».

Из анализа представленных расшифровок и таблицы кодировок следует, что системе Windows-1251 символу «о» в извещении соответствует кодировка 111, используемая для латинского шрифта, в то время как русскоязычному символу «о» соответствует кодировка 238; символу «с» соответствует в извещении код 99, используемый для латинского шрифта, в то время как русскоязычному символу «с» соответствует код 241; символу «к» соответствует кодировка 234, используемая при написании на русском языке; символу «а» соответствует кодировка 97, используемая для латинского шрифта, в то время как русскоязычному символу «а» соответствует код 224.

Изложенные обстоятельства подтверждают обоснованность вывода ответчика о том, что заявителем размещение извещения на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru, осуществлялось с нарушением установленных требований, вследствие введения русскоязычных слов с использованием латинского алфавита, а не кириллицы.

Доводы заявителя о соблюдении всех установленных законом требований к порядку размещения извещения не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

То обстоятельство, что написание ( графическое изображение) русских букв «е», «с», «а», «о» и латинских букв «е», «с», «а», «о» полностью совпадает, не может свидетельствовать о том, что при размещении в сети «Интернет» значение вышеуказанных символов, с помощью которых и осуществляется размещение информации и ее поиск в дальнейшем, будет тождественным.

При этом доводы заявителя об отсутствии в законе регламентации порядка использования кодировок в сети Интернет, не может служить основанием для размещения информации на любом языке, кроме русского, как это предусмотрено п. 13 Положения № 147.

Процессы, связанные с движением информации в Интернете, осуществляются посредством совокупности информационных технологий и баз данных, которые доступны при помощи этих технологий.

В данном случае способом размещения информации в сети Интернет является именно набор определенных символов, которые соответствуют тому или иному языку, шрифту, и позволяют при осуществлении ввода найти необходимую информацию при точном совпадении всех необходимых данных и соответствующих им символов.

То, что при написании адреса электронной почты используются латинские буквы не свидетельствует об отсутствии необходимости размещения иной информации в установленном законодательством порядке.

Принимая во внимание, что размещение подобным образом информации не позволяет неопределенному кругу участников размещения заказа осуществлять поиск на официальном сайте, используя при вводе в поисковой системе наименования торгов только русские буквы, и влечет ограничение количества участников заказ, суд приходит к выводу, что в действиях заявителя имеется состав вменяемого правонарушения.

Доводы заявителя о том, что представленные ответчиком в судебном заседании дополнительные доказательства не могут быть приняты во внимание, признаются судом несостоятельными, поскольку в силу положений ч. 6-7 ст. 210 АПК РФ, а также в силу ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ арбитражный суд проверяет оспариваемое постановление в полном объеме, вне зависимости от доводов жалобы, устанавливая при этом на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.

При этом, в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, явившихся основанием для привлечения к административной ответственности возложена на административный орган.

Соответственно, представив в материалы дела доказательства наличия в действиях заявителя вменяемого правонарушения, ответчик исполнил установленную законно обязанность.

Доводы заявителя об отсутствии оснований для проведения проверки в отношении заявителя судом также признаются необоснованными.

В рассматриваемом случае проверка произведена на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № 02/453-пр, который был издан ответчиком на основании поручения ФАС России от 12.08.2009 г. № ИА/27027 о проведении внеплановых проверок в соответствии с п.5 ст. 17 Закона № 94-ФЗ в связи с поступлением информации о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Доводы заявителя о том, что Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 147, которым было утверждено Положение о пользовании официальными сайтами в сети «Интернет», не относится к законодательству РФ о размещении заказов, поскольку в силу ч.1 ст.2 Закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов состоит только из Федерального закона № 94-ФЗ и иных Федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказа, судом признаются основанными на неправильном толковании норм закона, в связи с тем, что прямо противоречат положениям ч.2 и ч. 3 ст. 2 Закона № 94-ФЗ, которые допускают принятие Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказа.

Доводы заявителя о том, что в специально подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации документах : Руководство пользователя» и «Уполномоченный пользователь» не содержатся указания о недопустимости использования букв латинского шрифта при размещении извещений на сайте, также признаются судом несостоятельными, поскольку обязанность по размещению информации на русском языке, как было указано выше, предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем ссылки на данные документы являются необоснованными.

Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено, лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела ( л.д. 89 ,92, 93. 99 Т.1).

Административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. назначено заявителю в минимальном размере с учетом применения положений ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку на момент совершения заявителем административного правонарушения административная ответственность была предусмотрена положениями ст. 7.30 КоАП РФ и минимальный размер штрафа составлял 100 000 руб., поэтому на момент вынесения настоящего постановления ответчиком была применена санкция, смягчающая положение лица, привлекаемого к ответственности.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Бредихина Н.Ю.