Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-4749/2015
Дата принятия решения – июля 2015 года .
Дата объявления резолютивной части – 25 июня 2015 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е., при ведении аудиопротоколирования и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хайруллиной Г.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Стройдвор», РТ, г.Казань к Межрайонной ИФНС России №18 по РТ, о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «Стройдвор» от 01.10.2014г. незаконным, при участии: от заявителя – ФИО1, по доверенности от 20.04.2015 года (до и после перерыва); от ответчика – ФИО2, по доверенности от 16.03.2015 года (до и после перерыва);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Стройдвор», РТ, г.Казань (далее- заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России №18 по РТ (далее- ответчик, налоговый орган) о признании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 01.10.2014 незаконным; об обязании внести запись о создании ООО «Стройдвор» путем реорганизации в форме преобразования 01.10.2014 г.
Судом на судебном заседании 24.06.2015 года, в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв судебного заседания до 12 час. 10 мин. 25.06.2015 года. После вышеуказанного перерыва судебное заседание было продолжено.
Заявитель на судебном заседании заявил ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, просил признать решение Межрайонной ИФНС России №18 по РТ об отказе в государственной регистрации юридического лица от 01.10.2014 незаконным, уточненные требования поддержал.
По результатам рассмотрения ходатайств суд вынес определение об удовлетворении заявленного ходатайства об уточнении заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Ответчик на судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления.
Как следует из материалов дела 24.09.2014г. заявитель обратился в Межрайонную ИФНС России № 18 по РТ с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации с приложением следующих документов: заявление о государственной регистрации по форме №Р 12001 (вх.№32930А), подписанное генеральным директором ЗАО «СТРОЙДВОР» ФИО3, подлинность подписи которой нотариально засвидетельствована; устав в 2 экземплярах; платежное поручение; решение единственного акционера ЗАО «СТРОЙДВОР» о преобразовании ЗАО «СТРОЙДВОР» в ООО «СТРОЙДВОР» от 08.07.2014г. об утверждении устава и передаточного акта; решение единственного участника (акционера) от 23.09.2014г. об утверждении устава и передаточного акта; передаточный акт от 23.09.2014г.; заявление на предоставление выписки из ЕГРЮЛ; распечатка из журнала «Вестник государственной регистрации»; реестр отправки почтовой корреспонденции; справка об отсутствии задолженности по страховым взносам и обязательному социальному страхованию; справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам.
Межрайонной ИФНС России № 18 по РТ 01.10.2014г. было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в соответствии с подп. а п.1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее Закон № 129-ФЗ) на основании непредставления определенных ст. 14 закона необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с полученным отказом, заявитель обжаловал его в Арбитражном суде Республики Татарстан.
Суд, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в удовлетворении заявления отказал, руководствуясь нижеследующим.
Достоверность сведений содержащихся в государственных реестрах имеет чрезвычайно важное значение для достижения открытости и инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации.
Для достижения этой цели Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые по своей сути носит технический регламентный характер, относящийся к порядку заполнения документов.
Заявитель подал документы для перерегистрации ЗАО в ООО с целью освобождения от обязанности предоставления отчетности, в порядке утверждаемой ФСФР и Центральным банком, но при подаче заявления сделал это с нарушением установленной формы, после получения замечаний устранил их и соответствующие изменения были зарегистрированы.
Заявитель, опасаясь, что будет привлечен ответственности, за то что будет привлечен к административной ответственности как ЗАО, в период который был затрачен на переоформление заявления, решил обжаловать первоначальное решение налогового органа, в котором были отражены замечания, не заявляя при этом требований о регистрации по первоначально поданным документам.
Из изложенного следует, что заявитель не указал на нарушение какого-либо принадлежащего ему права, а заявил требования только для создания доказательств принятия им всех необходимых усилий по перегистрации ЗАО в ООО, что не может быть принято судом как интерес в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подлежащий правовой защите.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с о ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы представлены в регистрирующий орган через многофункциональный центр, один экземпляр учредительных документов с отметкой регистрирующего органа направляется этим органом одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, который выдает указанный экземпляр учредительных документов одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет учредительные документы, представленные заявителем в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа. Экземпляр данных документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте при указании заявителем на необходимость получения и способа получения данных документов при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган; г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины; ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской з) документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера, в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество. Требования к форме указанного документа устанавливаются Банком России; и) документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения. Требования к форме указанного документа устанавливаются Банком России.
Согласно п.3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, подпунктом «а» которого установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов. Представление регистрирующему органу документов, оформленных ненадлежащим образом, влечет за собой отсутствие данного документа.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что заявителем для государственной регистрации были представлены все необходимые документы.
Содержащаяся в оспариваемом решении налогового органа об отказе в государственной регистрации от 1.10.2014г. ссылка ответчика на то, что решение единственного акционера от 23.09.2014г. неправомерно содержит пункт об утверждении передаточного акта не может быть признана судом состоятельной в силу следующего.
Согласно п.5 статьи 58 ГК РФ (в редакции от 01.07.2014г.) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Статьей 60 ГК РФ (в редакции от 01.07.2014г.) юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (далее - Закон № 99-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 58 ГК РФ (в редакции Закона №99-ФЗ) права и обязанности юридических лиц, участвующих в процессе реорганизации, переходят в соответствии с передаточным актом только в процессе разделения и выделения. Согласно п.5 статьи 58 ГК РФ (в редакции Закона №99-ФЗ) при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 ГК РФ не применяются. Таким образом, в перечне документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в соответствии с п.1 статьи 14 Закона № 129-ФЗ, представляемых юридическим лицом, принявшим решение о реорганизации в форме преобразования после 01.09.2014г., отсутствует передаточный акт.
В соответствии с п.3 статьи 3 Закона №99-ФЗ положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
ЗАО «СТРОИДВОР» принято решение о реорганизации 8 июля 2014 года, т.е. правоотношения возникли до вступления в силу Закона №99-ФЗ. Следовательно, в данном случае применяются положения ГК РФ в редакции от 01.07.2014г. и в регистрирующий орган ЗАО «СТРОИДВОР» должен был быть представлен передаточный акт.
Запись о начале процедуры реорганизации в форме преобразования ЗАО «СТРОИДВОР» в ООО «СТРОИДВОР» внесена в ЕГРЮЛ 11 июля 2014г. за ГРН 2141690605550 на основании представленных в Инспекцию документов от 8 июля 2014г. (вх. 23445а). В регистрирующий орган, в том числе представлены решение единственного акционера о преобразовании ЗАО «СТРОИДВОР» в ООО «СТРОИДВОР» от 08.07.2014г. и передаточный акт, утвержденный указанным решением от 08.07.2014г.
В журналах «Вестник государственной регистрации» от 23.07.2014 № 29 (489) и от 27.08.2014г. № 34 (494) опубликованы сообщения о принятии решения о реорганизации.
ЗАО «СТРОИДВОР» на государственную регистрацию 24.09.2014г. представлено решение единственного акционера от 23.09.2014г. об утверждении устава и передаточного акта. Пункт 1 статьи 14 Закона № 129-ФЗ не включает решение о реорганизации юридического лица в перечень документов, представление которых необходимо для осуществления государственной регистрации.
В связи с изложенным, непредставление или представление ненадлежащим образом оформленного решения от 23.09.2014г. не может являться в рассматриваемом случае основанием для отказа в государственной регистрации. Передаточный акт на 23 сентября 2014г. составлен на основании решения единственного акционера ЗАО «Стройдвор» от 08.07.2014г. (указанная ссылка содержится в документе) и его утверждение дополнительным решением юридического лица от 23.09.014г. не влияет в рассматриваемом случае на процедуру завершения реорганизации, начатой до 01.09.2014г.
Однако, судом установлено, что представленный передаточный акт на 23.09.2014г. изготовлен с использованием двусторонней печати.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пунктом 1.17 Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 N 24139) установлено, что двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством не допускается.
Таким образом, исследуя обстоятельства по делу, суд установил, что действительно при оформлении заявителем передаточного акта требования п. 1.17 Приложения №20 к приказу ФНС России от 25 января 2012г. №ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» были нарушены.
Из позиции Верховного суда РФ также (Решение от 14.01.2015 по делу №АКПИ-14-1297) следует, что предусмотренные п. 1.17 Требований положения о недопустимости представления в регистрирующий органа документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом с двусторонней печатью, обусловлены необходимостью ускорения технологического процесса государственной регистрации и не могут рассматриваться как нарушающие права лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Заявление, поданное с нарушением требований, предусмотренных действующим законодательством, считается непредставленным.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129 отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации было оформлено с нарушением требований, установленных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, у ответчика имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Доказательств того, что у заявителя имелись препятствия для выполнения выполнения Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ при подаче 24.09.2014г. заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации не представлено, равно и нарушения прав заявителя оспариваемым решением ответчика.
Изложенная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 по делу N А45-4697/2014).
Кроме того, суд отмечает, что впоследствии при представлении заявителем документов 17.10.2014г., ответчиком обоснованно при отсутствии оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации, предусмотренных п.1 ст. 23 Закона №129-ФЗ, и отсутствия судебных актов о запрете на совершение регистрационных действий, 24.10.2014г. было принято решение о государственной регистрации и внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ: в отношении ЗАО «СТРОИДВОР» за ГРН 2141690917950 о прекращении деятельности юридического лица при преобразовании; в отношении ООО «СТРОИДВОР» за ОГРН <***> о создании юридического лица при преобразовании. Данные действия соответствуют нормам законодательства, регулирующим проведение государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующие органы. Арбитражный суд в силу предоставленных ему статьей 71 АПК РФ полномочий оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Таким образом, в оспариваемом акте имелось основание для отказа в государственной регистрации.
В соответствии сч.2 ст.9 КоАП РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В рассматриваемом случае доводы заявителя исследованы судом и признаны не влияющими на правовую оценку оспариваемого акта.
В соответствии с п.3 ст.201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу недоказанности заявителем обстоятельств свидетельствующих о несоответствии закону решения налогового органа, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Кириллов А.Е.