ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-4786/2009 от 20.10.2009 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: arbitr@kzn.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-4786/2009-СA3-38

Дата принятия решения 20 октября 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2009 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в соста­ве председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 20 октября 2009 года по первой инстанции в открытом судебном заседании де­ло по заявлению Коммандитного товарищества «АС-групп и компания» г. Казань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ об оспаривании предписания №ЕК-05-1/10807 от 18.12.2008 г.,

с участием:

от заявителя – ФИО1 доверенность №7 от 19.10.2009,

от ответчика – не явился,

от лица ведущего протокол – судья Воробьев Р.М.

У С Т А Н О В И Л :

Коммандитное товарищество «АС-групп и компания» г. Казань (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ (ответчик) об оспаривании предписания №ЕК-05-1/10807 от 18.12.2008 г.

Решением суда по настоящему делу от 17.04.2009 г. требования заявителя были удовлетворены.

Постановлением ФАС ПО от 18.09.2009 г. решение суда от 17.04.2009 г. было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство о замене наименования организации, в связи с переименованием Коммандитного товарищества «АС-групп и компания» на Товарищество на вере «СтройТрастИнвест и компания» просит считать заявителем Товарищество на вере «СтройТрастИнвест и компания».

В части заявленных требований заявитель требования уточнил, отказавшись от оспаривания п. 1 предписания №ЕК-05-1/10807 от 18.12.2008 г., в остальной части заявленные требования поддержал.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ уточненные требования заявителя, частичный отказ, судом принят.

В данной части производство по делу подлежит прекращению.

Ответчик в судебное заседание не явился, представил отзыв.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Как видно из представленных материалов дела, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ, заявитель направил в Федеральную антимонопольную службу России уведомление о приобретении 75% голосующих акций в уставном капитале ОАО «Стройсервис-ЕАС». В дальнейшем указанное уведомление было направлено ФАС России на рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ. По результатам рассмотрения уведомления, ответчик принял решение о принятии к сведению данного уведомления и вынес предписание №ЕК-05-1/10807 от 18.12.2008 г., в соответствии с которым Коммандитному товариществу «АС-групп и компания» предписывается совершение следующих действий:

1) КОТ «АС-групп» обязуется обеспечить исполнение своей группой лиц требований антимонопольного законодательства при совершении сделок, предусмотренных ст. 27-30 ФЗ №135 «О защите конкуренции от 26.07.2006 г.

2) КОТ «АС-групп» обязуется предоставлять в УФАС по РТ сведения об изменении группы лиц КОТ «АС-групп и К» не позднее 15 дней после произошедшего изменения группы лиц КОТ «АС-групп и К».

КОТ «АС-групп» обязуется обеспечить исполнение своей группой лиц следующего требования: предоставлять в УФАС по РТ сведений по группе лиц КОТ «АС-групп и К» по состоянию на первое января наступившего года в срок не позднее пятнадцатого января каждого года в течение 5 лет с даты выдачи предписания.

Заявитель посчитав, что данное предписание в части пункта 2 незаконно возлагает на него обязанности, не предусмотренные законодательством о защите конкуренции, и вынесено с грубым нарушением законодательства, обратился в арбитражный суд.

Суд, выслушав доводы заявителя и исследовав представленные материалы дела считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 10 ст. 33 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе вынести лицу, направившему уведомление, предписание, в случае если совершенные сделки или иное действие привели или могут привести к ограничению конкуренции.

В тоже время, оспариваемое предписание не содержит какого-либо обоснования по поводу того, каким образом приобретение заявителем 75% голосующих акций в уставном капитале ОАО «Стройсервис-ЕАС», привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения Коммандитного товарищества «АС-групп и компания».

В целях установления признаков ограничения конкуренции при рассмотрении уведомлений антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение заявителя, а также иных лиц (группы лиц), проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды в порядке, установленном п. 3.32 и п. 3.33 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, утвержденным Приказом ФАС России № 294 от 20.09.2007 г. (далее регламент).

На основании информации, полученной в результате рассмотрения документов, сведений, прилагаемых к уведомлению, и в соответствии с данными, полученными в результате анализа и оценки состояния конкурентной среды, антимонопольный орган вправе принять уведомление к сведению, и только в случаях, установленных п. 3.40. Регламента вправе выдать заявителю предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции в порядке, установленном п. 3.41. Регламента.

В нарушение п.10 ст. 33 ФЗ «О защите конкуренции» и п. 3.41 Регламента УФАС по РТ ни в Предписании, ни в решении о принятии к сведению Уведомления (исх. № ЕК-05-1/10806) не были указаны причины, по которым сделка, о которой был уведомлен антимонопольный орган, привела или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя, не указаны конкретные лица, права которых нарушены или могут быть нарушены совершенной сделкой, конкретные действия Коммандитного товарищества «АС-групп и компания», совершение которых позволило УФАС по РТ вынести оспариваемое предписание.

Антимонопольный орган вправе в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» выдавать лицам, направившим уведомления, предписания, направленные на обеспечение конкуренции.

В целях осуществления антимонопольным органом государственного контроля в сфере защиты конкуренции в п. 2. ч. 1 ст. 23 установлен перечень обязательных для исполнения предписаний, выдаваемых антимонопольным органом лицам, направившим уведомления.

Данный перечень является закрытым и содержит список действий, направленных на обеспечение конкуренции, таких как:

- прекращение соглашений, действий, ограничивающих конкуренцию;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения антимонопольного
 законодательства;

- совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции, в т.ч. заключение договоров, соглашений, выполнение экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания и прочее.

В соответствии с данной нормой антимонопольный орган не вправе требовать предоставление сведений об изменении группы лиц не позднее 15 дней после произошедшего изменения группы лиц и предоставления сведений о каждом изменении группы лиц и о состоянии группы лиц на 01 января каждого последующего года в течение 5 лет после даты выдачи оспариваемого предписания.

Заявитель полагает, что требования пункта 2 предписания, имеют цель не обеспечение конкуренции, а устанавливают дополнительный государственный контроль за его действиями и его группы лиц, возложение долгосрочных, постоянных и обязательных для исполнения дополнительных обязанностей на заявителя, не предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной антимонопольной службе при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности антимонопольный орган не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации ограничения на осуществление прав коммерческих и некоммерческих организаций.

Кроме того, ни в предписании, ни в решении о принятии к сведению уведомления №ЕК-05-1/10806 не были указаны причины, по которым сделка, о которой был уведомлен антимонопольный орган, привела или может привести к ограничению конкуренции, конкретные действия заявителя, совершение которых позволило УФАС по РТ вынести оспариваемое предписание, не указаны и признаки ограничения конкуренции, выявленные УФАС по РТ.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе выдавать лицам, направившим уведомление, предписание, направленное на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, в том числе к информации, составляющей коммерческую и иную охраняемую законом тайну, особенности порядка доступа к которым регламентируются отдельными нормативными актами (ФЗ «О коммерческой тайне» и др.).

Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит перечень действий, о совершении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган, данные перечень является исчерпывающим (глава 7 Государственный контроль за экономической концентрацией).

Вынесенное ответчиком предписание дополнительно, к имеющимся обязанностям, установленным ФЗ «О защите конкуренции», обязывает заявителя регулярно представлять информацию о группе лиц и копии документов, перекладывая тем самым на заявителя свои функции по сбору информации и контролю над его группой лиц.

Таким образом, пункт 2 предписания № ЕК-05-1/10807 от 18.12.2008 г. не является средством поддержания (обеспечения) конкуренции, а сведения об изменении группы лиц заявителя могут быть в любой момент запрошены УФАС по РТ в установленном порядке (ст. 25 ФЗ «О защите конкуренции») при возникновении необходимости для осуществления контрольных функций.

Следовательно, пункт 2 предписания №ЕК-05-1/10807 от 18.12.2008 г. нарушает требования ФЗ «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

Отказ заявителя от заявленных требований в части оспаривания п. 1 предписания №ЕК-05-1/10807 от 18.12.2008 г. принять, производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части заявление удовлетворить.

Признать пункт 2 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ №ЕК-05-1/10807 от 18.12.2008 г. незаконным, как несоответствующий требованиям Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 г.

Обязать Управление федеральной антимонопольной службы по РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Р.М. Воробьев