ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-5191/20 от 18.12.2020 АС Республики Татарстан

199/2020-279136(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Казань Дело № А65-5191/2020 

Дата принятия решения – 25 декабря 2020 года.

Дата объявления резолютивной части – 18 декабря 2020 года. 

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи  Хамитова З.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Галиевой Э.Р.., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с  ограниченной ответственностью "РегионСпас", г.Казань (ОГРН 1131690052328, ИНН  1660188696) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике  Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714) о признании  недействительным решение № 016/07/3-2113/2019 от 06.12.2019г. Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Татарстан, с привлечением к участию в деле в  качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета  спора: 1) Федеральное казенное предприятие «Казанский государственный казенный  пороховой завод», г.Казань; 2) Общество с ограниченной ответственностью «ОДС РТ», 3)  Министерство Промышленности и торговли РФ. 

При участии:

от заявителя – Макарова А.И., представитель по доверенности от 20.11.2019г., Власова Е.М.  по доверенности от 15.12.2019 

от ответчика – Ахтямова Р.Н., представитель по доверенности от 09.01.2019г.,
от третьих лиц: (1) – не явился, извещен,

(2) - Гарифуллин М.К., представитель по доверенности от 14.02.2020г., 

УСТАНОВИЛ

Общество с ограниченной ответственностью "РегионСпас", г.Казань - обратилось в  Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - к Управлению Федеральной  антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602866405, ИНН  1653003714) о признании недействительным решение № 016/07/3-2113/2019 от 06.12.2019г.  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, с  привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора: 1) Федеральное казенное предприятие «Казанский  государственный казенный пороховой завод», г.Казань; 2) Общество с ограниченной  ответственностью «ОДС РТ», 3) Министерство Промышленности и торговли РФ. 

Представители заявителя заявленные требования поддержали.

Заявитель заявленные требования поддержал, уточнила что просит признать  недействительным только п.1 оспариваемого решения. 

Ответчик и ООО «ОДС РТ» заявленные требования не признали, просили в  удовлетворении заявленных требований отказать, представили отзывы. 


Как следует из материалов дела и заявления в суд, 06.12.2019г. УФАС по РТ  принято решение по делу № 016/07/3-2113/2019 по жалобе ООО «РегионСпас» на действия  Заказчика ФКП «КГ КПЗ» при проведении торгов на право заключения контракта на  оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов профессиональным  аварийно-спасательным формированием от 11 ноября 2019г. № 31908416621: 

- признать жалобу ООО «РегионСпас» (вх. 18823/ж от 20.11.2019г.) на действия  заказчика ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» при проведении  закупки № 31908416621 на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных  объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием, необоснованной. 

- предписание об устранении нарушений действующего законодательства о закупках  не выдавать. 

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель ООО «РегионСпас» обратился в  Арбитражный суд РТ, указав в заявлении, что Заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи  3, пункта 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» осуществил закупку №  31908416621 с нарушением требований Закона о закупках, в связи с чем он обратился в  УФАС по РТ. 

Однако, решением антимонопольного органа от 06.12.2019г. в удовлетворении  заявления ООО «РегионСпас» было отказано, жалоба признана необоснованной. 

Заявитель считает решение антимонопольного органа необоснованным по следующим  основаниям: 

Заказчик ФКП «КГКПЗ» осуществил закупку с нарушением требований Закона о  закупках, а именно: 

- Заказчик, заведомо зная о том, что ФКП «КГКПЗ» является организацией, которая  осуществляет деятельность в отрасли химической промышленности и является  подведомственной Минпромторгу организацией, допустил к участию в закупке организацию  ООО «ОДС РТ», не имеющую Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ, выданное именно Отраслевой аттестационной комиссией  Минпромторга России. 

УФАС по РТ в своем решении сделал вывод о том, что:

- отсутствие в свидетельствах об аттестации на право ведения аварийно-спасательных  работ ограничений о работе по подведомственности организаций не является основанием для  признания закупки проведенной с нарушением требований действующего законодательства; 

- не приняло во внимание вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда  РТ от 06.08.2019г. по делу № А65-15151/2019, в котором установлено, что ООО «ОДС РТ»  не может осуществлять работы спасателей химической промышленности. 

Таким образом, суть жалобы состояла в том, что ООО «ОДС РТ» необоснованно  признано победителем конкурса, в то время как им должен был признан заявитель. 

Ответчик и третье лицо ООО «ОДС РТ» требования заявителя не признали по  основаниям, указанным в отзыве. 

Третье лицо – победитель торгов ООО «ОДС РТ» просило в удовлетворении  требований отказать, пояснило, что доводы заявителя об отсутствии у ООО «ОДС РТ»  свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное  Отраслевой аттестационной комиссией Минпромторга России для обслуживания ФКП  «КГКПЗ» необоснованы, так как ООО «ОДС РТ» имеет свидетельство об аттестации на  право ведения аварийно-спасательных работ, выданное Отраслевой аттестационной  комиссией Минэнерго России, законодательство РФ не предусматривает какой-либо  дифференциации вида работ в зависимости от разновидностей опасных производственных  объектов по объектам промышленности. 

Как следует из материалов дела, 11 ноября 2019г. состоялись торги (электронный  аукцион) на право заключения контракта на оказание услуг по обслуживанию опасных  производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием. 

В открытом аукционе в электронной форме принимали участие два участника:  Заявитель и ООО «ОДС РТ». 


По результатам торгов согласно протоколу подведения итогов открытого  аукциона в электронной форме № 31908416621–2 от 12.11.2019г. победителем было  объявлено ООО «ОДС РТ» (ИНН 1660180256) с ценой контракта 2 790 400 руб. 

ООО «ОДС РТ» имеет свидетельство об аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ № 16/2-1-592, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по  аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно- энергетического комплекса (ОАК ТЭК) на право ведения поисково-спасательных,  газоспасательных и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. 

ООО «РегионСпас» имеет свидетельство об аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ серия 5/6 № 13280 от 27 апреля 2018г. рег.номер. № 5/6-405-426,  выданное отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации аварийно- спасательных служб (формирований) и спасателей на право ведения поисково-спасательных,  газоспасательных и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. 

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются  Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми с ними и  утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами,  регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке). 

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом,  который регламентирует закупочную деятельность заказчика и этот документ должен  содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур  закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и  исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единого  экономического пространства, создание условий для своевременного и полного  удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах необходимыми  показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств,  расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ,  услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие  добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки,  предотвращение коррупции и других злоупотреблений. 

Таким образом, при проведении данной закупки заказчик руководствовался  Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Казанский государственный  казенный пороховой завод» (далее – Положение), а также Федеральным законом от  18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических  лиц». 

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме,  проведенного на электронной площадке 223.zakazrf.ru от 12.11.2019г. Комиссия приняла  решение заключить договор с участником, который ранее других (предложение участника №  2 подано 10:13:03 (+03:00) по сравнению с участником № 1 – 10:25:47 (+03:00) предложил  наименьшую цену, и заявка которого соответствует требованиям Федерального закона от  18.07.2011г. № 223-ФЗ и документации об электронном аукционе: 

 №
п/п

Дата и время регистрации заявки

Наименование
участника

Цена контракта, руб.

Вх. № 78017 от 01.11.2019 15:14:19
(+03:00)

ООО «ОДС РТ»  ИНН 1660180256 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О 

некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных  формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», Федеральным  законом от 21 июля 1997. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» документацией об электронном аукционе установлено 


требование о наличии у Участника закупки Свидетельства на право ведения аварийно- спасательных работ. 

В соответствии с п. 5.1. аукционной документации к участникам закупки  предъявляются следующие обязательные требования: соответствие участников закупки  требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации  к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг,  являющихся предметом закупки. Перечень документов, подтверждающих соответствие  участника аукциона установленным требованиям: 

Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ на основании  Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № № 1091 «О некоторых вопросах  аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований,  спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя». 

Участники закупки в составе своей заявки приложили все соответствующие  документы, в том числе: 

- ООО «ОДС РТ» - Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ, выданное Отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации  аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического  комплекса; 

- ООО «РегионСпас» - Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ, выданное Отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации  химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных  формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя. 

Заказчик - ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод» является  организацией, подведомственной Минпромторгу РФ, соответственно участники торгов -  организации, оказывающие услуги по обслуживанию опасных производственных объектов  профессиональным аварийно-спасательным формированием, должны проходить аттестацию  аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и  граждан, приобретающих статус спасателя в аттестационных комиссиях Минпромторга РФ. 

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость,  достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную  связь доказательств в их совокупности. 

В ходе судебного разбирательства в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельные требования к участию в деле было привлечено Министерство  промышленности и торговли РФ. В рамках дела в Департамент химико-технологического  комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ был направлен судебный запрос,  на основании Регламента ОАК 5/6, говорящего о том, что аттестационные мероприятия в  сфере деятельности Минпромторга РФ (п. 1.5.) отнесены именно в Департамент химико- технологического комплекса и биоинженерных технологий. 

В ответе Минпромторга России (исх. № 71797/14 от 29.09.2020) на запрос суда  говорится, что основанием для аварийно-спасательных формирований (АСФ) выполнять  обслуживание опасных объектов предприятий являются Постановление Правительства  Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан,  приобретающих статус спасателя" и приказ МЧС России от 20.02.2013 N 102 "Об  утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан,  приобретающих статус спасателя". Комиссия Минэнерго не вправе рассматривать вопросы  аттестации аварийно-спасательных формирований (АСФ) на право ведения аварийно- спасательных работ для обслуживания организаций, подведомственных и (или) входящих в  сферу ведения Минпромторга России. 

Наличие нештатного АСФ не влияет на требования, предъявляемые к  профессиональному АСФ (ПАСФ). 

Кроме того, причиной разграничения является утвержденная постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 единая государственная система 


предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в рамках которой каждое  министерство обеспечивает функционирование своей функциональной подсистемы, а также  необходимость учета при проведении аттестации особенностей функционирования объектов  данной отрасли промышленности. 

Также, в ответе Минпромторга России указано, что проводить аттестацию ПАСФ,  которая будет обслуживать ФКП «КГ КПЗ» имеет право только комиссия по аттестации  аварийно-спасательных служб (формирований) Минпромторга России. 

Аналогичной позиции придерживается и Министерство Российской Федерации по  делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий (МЧС России) в своем письме в адрес Заявителя исх. № 17-11-16 от  27.01.2020г. 

В соответствии с п. 4 Приказа МЧС России от 20.02.2013 N 102 "Об утверждении  Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных  служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус  спасателя" «Аттестационные комиссии в федеральных органах исполнительной власти и  уполномоченных организациях создаются с учетом специфики их деятельности, в том числе  по отраслевому, территориальному или объектовому принципам». 

На основании изложенного довод ООО «ОДС РТ» о том, что законодательство  Российской Федерации не предусматривает какой-либо дифференциации вида работ в  зависимости от разновидностей опасных производственных объектов по объектам  промышленности подлежит отклонению судом. 

Комиссией Татарстанского УФАС России данному доводу была дана оценка при  рассмотрении поданных заявителем жалоб, с которой суд не согласен на основании  вышеизложенного. 

При оценке иных доводов заявителя суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-  ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" рассмотрение  жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами,  составляющими предмет обжалования. В пункте 17 Обзора судебной практики по вопросам,  связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом  Верховного Суда РФ 16.05.2018, отмечается, что антимонопольный орган не вправе  выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные  нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб. 

УФАС по РТ в своем отзыве приводит довод, который ранее не был обозначен при  вынесении решения административной комиссией, о том, что заявителем изначально была  заявлена жалоба на положение документации о закупке, которая может быть направлена  любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в  закупке. 

Данный довод судом отклоняется в силу следующего. Согласно тексту Решения  УФАС по РТ по делу № 016/07/3-2113/2019 от 06.12.2019г. предметом обжалуемой закупки  является оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов  профессиональным аварийно-спасательным формированием. Суть жалобы ООО  «РегионСпас» сводится к тому, что ООО «ОДС РТ» было неправомерно признано  победителем закупки. 

Согласно абзацу 2 стр. 3 Решения: «В соответствии с указанными положениями  Закона о закупках, а также разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба  Заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции»), по правилам  которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)  юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или  аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по  результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в  соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а 


также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18  июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами  юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых  предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

Таким образом, УФАС по РТ приняло и рассмотрело жалобу ООО «РегионСпас» в  рамках действующего законодательства. 

В связи с этим данный довод подлежит отклонению, как не относимый к предмету  разрешения правового спора. 

Ответчик в дополнениях указывает, что согласно ч. 13 ст. 3 Закона о закупках  рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами,  составляющими предмет обжалования. 

При этом из устных пояснений и письменных дополнений Ответчика следует, что  УФАС по РТ рассмотрело только самый первый довод Заявителя, при этом пропустив  основной довод о том, что Заказчиком при установлении требований к участникам закупки  допущены нарушения действующего законодательства РФ – не указано требование о  наличии у участника закупки Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ, выданное Отраслевой аттестационной комиссией Минпромторга  России. Указанные факты следуют из текста жалобы Заявителя в УФАС по РТ. 

Довод УФАС РТ о вынесении Решения аттестационной комиссии на основании  поступившего ответа от Минпромторга РТ подлежит отклонению, так как в ходе судебного  разбирательства установлено, что Минпромторг РТ не является уполномоченным органом в  сфере вопросов аттестации ПАСФ на ведение аварийно-спасательных работ. 

Кроме того, данные выводы суда подтверждаются, сложившейся судебной практикой,  а именно: 

Согласно Решению Арбитражного суда РТ по делу № А65-31531/2016 от 13 апреля  2017г., третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета  спора которого являлось ООО «ОДС РТ», установлено: «Заключение договора по предмету  закупки, с организацией, имеющей свидетельство об аттестации, выданное Аттестационной  комиссией органа исполнительной власти, в ведении которого не находится опасный  производственный объект, является нарушением п. 7 Постановления Правительства  Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 «О некоторых вопросах аттестации  аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований, спасателей и  граждан, приобретающих статус спасателя» и п. 4 Приказа МЧС России от 20.02.2013 № 102  «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-  спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан,  приобретающих статус спасателя» и является основанием для привлечения Заявителя к  ответственности за нарушение требований промышленной безопасности». Данное решение  Арбитражного суда РТ оставлено без изменения Постановлением Апелляционной инстанции  от 30.06.2017г. и Постановлением кассационной инстанции № Ф06-25155/2017 от  29.09.2017г. 

В Решение Арбитражного суда РТ по делу № А65-15151/2019 от 06 августа 2019г.  установлено, что «На официальном сайте МЧС России https://www.mchs.gov.ru опубликован  отчет обо всех спасательных формированиях в субъекте РФ: Республика Татарстан по  состоянию на 01.04.2019 в списке аварийно-спасательных формирований в промышленности  АСФ химической отрасли (OAK № 5-6):  

 - под номером 30 представлено ПАСФ ООО «РегионСпас» (номер и дата аттестации,  рег.: протокол OAK № 29; 24.04.2018; 5/6-405-426); 

- под номером 39 представлено АСФ Управления по ПФО ЦООП (филиал) ФГУП  «Охрана» Росгвардии (номер и дата аттестации, рег. № : протокол № 27; 19.12.2017; 5/6- 405515). ПАСФ ООО «ОДС РТ» нет в вышеуказанном Отчете в списке аварийно-спасательных  формирований в промышленности АСФ химической отрасли (OAK № 5-6), то есть ООО  «ОДС РТ» не может осуществлять работы спасателей химической промышленности».  Данное решение Арбитражного суда РТ оставлено без изменения Постановлением 


Апелляционной инстанции от 10.10.2019г. и Постановлением кассационной инстанции №  Ф06-57051/2019 от 06.02.2020 г. 

Таким образом, при рассмотрении жалоб заявителя антимонопольным органом было  допущено нарушений норм материального и процессуального права 

Исходя из изложенного, суд, исследовав материалы дела, изучив вышеуказанные  пояснения сторон, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению. 

В связи с удовлетворением требований заявителя госпошлина подлежит взысканию с  ответчика в сумме 3000 (три тысячи) руб. 00 коп. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд РТ 

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным п.1 решения Управления Федеральной антимонопольной  службы по Республике Татарстан, г.Казань по делу № 016/07/3-2113/2019 от 06.12.2019г. 

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике  Татарстан г. Казань, (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714) за счет средств бюджетной  системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального  казначейства в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РегионСпас", г.Казань  (ОГРН 1131690052328, ИНН 1660188696), 3000 (три тысячи) руб. 00 коп. в счет возмещения  расходов по уплате государственной пошлины. 

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по  отдельному заявлению. 

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд  в месячный срок. 

Судья Хамитов З.Н. 

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 26.03.2020 6:02:35

 Кому выдана Хамитов Зуфар Наилевич