ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-5598/09 от 02.04.2009 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: arbitr@kzn.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-17-60, 292-07-57

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ 

г. Казань Дело № А65-5598/2009-СА3-43

"2" апреля 2009 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хамитова З.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Хамитовым З.Н.,

рассмотрев 2 апреля 2009 г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело позаявлению   Отдела Государственного пожарного надзора по г.Казани ГУ МЧС РФ по РТ, г.Казань, РТ (далее-заявитель) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Аскор», г. Казань, РТ (далее -лицо привлекаемое к ответственности, ответчик) к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,

с участием:

от заявителя – представитель ФИО1

от лица привлекаемого к административной ответственности – директор ФИО2

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Аскор», г. Казань, РТ (далее - лицо, привлекаемое к ответственности) по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель требования, изложенные в заявлении, поддержал.

Лицо, привлекаемое к ответственности требования заявителя не признало по основаниям изложенным в отзыве, пояснило, что при получении лицензии перечисленные как «грубые» нарушения грубыми не являлись, стали таковыми после получения им лицензии. Признает Общество виновным в 2 нарушениях: отсутствие второго высшего образования у руководителя и отсутствие повышения квалификации у работников.

Дело рассмотрено по существу.

Заявителем 11.03.2009 г. была проведена проверка ООО «Аскор», расположенного по адресу: <...> на соблюдение лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 г. №635, Положением о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г.

В ходе проверки было установлено, что ответчик осуществляет деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, предусмотренных:

- п.п.«б» п.4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г., - директор ООО «Аскор» ФИО2 не имеет высшего или среднего профессионального образования по специальности «пожарная безопасность»;

- в нарушение п.п. «д» п.4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г. директор ООО «Аскор» ФИО2 – не прошел курсы повышения квалификации в Учебном центре ГПС МЧС РФ по РТ по курсу: «Проектирование, монтаж, наладка, ремонт и обслуживание технических средств автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации», представлено удостоверение от 03.04.2003 г. №ПС-0246, действительное 03.04.2008 г.;

- в нарушение п.п. «а» п.4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г., пункта 3 Правил пожарной безопасности РФ (далее ППБ 01-03), указания МЧС России от 14.06.2007 г. №1-4-60-4-19 для выполнения заявленных в лицензии видов работ отсутствуют необходимые приборы и средства измерений, перечень которых приведен в Указании МЧС России от 14.06.2007 г. №1-4-60-4-19;

- имеющиеся в наличии средства измерений: осциллограф С1-68, прибор комбинированный Ц4352 не имеют свидетельств о прохождении ежегодной проверки;

- в нарушение п.п. «в» п.4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г., директор ООО «Аскор» ФИО2 и специалисты, а именно: заместитель директора ФИО3, технический директор ФИО4, заместитель директора ФИО5 не прошли курсы повышения квалификации, предъявлены удостоверения, действительные до 03.04.2008 г., ведущий инженер ФИО6 не проходил курсы повышения квалификации;

- отсутствует положение о системе контроля качества работ (услуг) по монтажу, наладке, ремонту и тех.обслуживанию оборудования и систем противопожарной защиты, которые соискатель намерен выполнять и приказом не назначен ответственный за контроль качества выполняемых работ, что является нарушением п.п. «г» п.4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г., пункта 3 ППБ 01-03, РД 78.145-93, НПБ 88-2001, НПБ 104-03.

Указанные нарушения были отражены в акте проверки от 11.03.2009 г., протоколе №73 об административном правонарушении от 12.03.2009 г.

Рассмотрев представленные по делу документы, заслушав доводы заявителя, суд считает, что в действиях Общества имеются признаки состава административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП, по следующим основаниям.

В ходе проверки было установлено, что ответчик осуществляет деятельность с нарушением подпунктов «б», «д», «а» «в» «г» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г.

Данные нарушения нашли свое отражение в акте проверки от 11.03.2009 г., протоколе №73 об административном правонарушении от 12.03.2009 г., что явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.

Ответственность по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В статье 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К таким видам деятельности, в частности, деятельность по тушению пожаров.

В ст. 2 данного Закона установлено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Положение о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г.  (далее по тексту – Положение).

Из материалов проверки следует, что Обществом допущены следующие нарушения лицензионных требований:

- директор ООО «АСКОР» ФИО2 не имеет высшего или среднего
 профессионального образования по специальности «Пожарная безопасность»;

- директор ООО «АСКОР» ФИО2 не прошел курсы повышения квалификации в Учебном центре ГПС МЧС РФ по РТ по курсу: «Проектирование, монтаж, наладка, ремонт и обслуживание технических средств автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации»;

- у ООО «АСКОР» имеющихся и предъявленных к проверке приборов и средств измерений недостаточно для выполнения, заявленных в лицензии, видов работ, а именно отсутствуют: необходимые приборы и средства измерений, перечень которых приведен в Указании МЧС России от 14.06.2007г. № 1-4-60-4-19;

- директор ООО «АСКОР» ФИО2 и специалисты ООО «АСКОР», а именно: заместитель директора ФИО3, технический директор ФИО4, заместитель директора ФИО5, ведущий инженер ФИО6, не прошли курсы повышения квалификации;

- у ООО «АСКОР» отсутствует положение о системе контроля качества работ (услуг) по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию оборудования и систем противопожарной защиты и приказ о назначении ответственного за контроль качества выполняемых работ.

Ответственность за данные правонарушения заявителем квалифицирована по ч.4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Диспозиция нормы ст.14.1 КоАП РФ является бланкетной, устанавливающей юридическую ответственность за нарушение условий и (или) правил поведения, содержащихся в ином нормативном акте, по настоящему делу в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности.

Ответчик осуществляет свою деятельность на основании Лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров №1/08279 от 14.07.2005 г., срок действия лицензии установлен до 14.07.2010 г. и Лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений №2/13592 от 14.07.2005 г., срок действия лицензии установлен до 14.07.2010 г.

Указанные лицензии были выданы на основании  Положения о лицензировании производства работ по монтажу и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006 г.

Согласно Положению лицензионными требованиями и условиями при осуществлении указанной деятельности являлись:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, пожарной техники, средств связи, оборудования, инструмента и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;

б) наличие у руководителя юридического лица или у индивидуального предпринимателя (или у руководителя их структурного подразделения, осуществляющего лицензируемую деятельность) высшего или среднего профессионального образования по специальности "пожарная безопасность" и стажа работы в области обеспечения пожарной безопасности не менее 3 лет;

в) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 25 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет;

г) отсутствие медицинских противопоказаний у работников соискателя лицензии (лицензиата), участвующих в действиях, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;

д) повышение квалификации указанных в подпункте "б" лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;

5. Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности являются невыполнение требований подпунктов "а" - "ж" пункта 4 настоящего Положения, а также умышленное искажение информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий.

Обращаясь в суд с заявлением о привлечении ООО «Аскор» к административной ответственности, заявитель квалифицировал допущенное Обществом правонарушение по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с примечанием к ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Однако, заявителем не были учтены следующие обстоятельства дела.

Получение лицензиатом Лицензии по предупреждению и тушению пожаров от 14 июля 2005 г. № 1/08279 со сроком действия до 14 июля 2010 г. в период действия и на основании Постановления Правительства РФ от 31.05.02г. №373, утвердившего Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, в п.З которого указано, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: а) наличие у руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения, осуществляющего лицензируемую деятельность) или у индивидуального предпринимателя высшего или среднего специального образования и стажа работы в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет; б) наличие у специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя (состоящих в штате или привлекаемых на законном основании), возглавляющих дежурные смены, среднего или дополнительного профессионального образования и стажа работы в области лицензируемой деятельности не менее 3 лет; в)прохождение работниками юридического лица или индивидуального предпринимателя (состоящими в штате или привлекаемыми на законном основании) соответствующей первоначальной подготовки».

Перечисленным требованиям деятельность ООО «АСКОР» соответствовала и наличия у руководителя юридического лица высшего или среднего профессионального образования по специальности «Пожарная безопасность» не требовалось. У директора ООО «АСКОР» ФИО2 стаж работы в данной области составляет 35 лет. В настоящее время заключен договор с ГОУ ВПО КГТУ-КАИ им. А.Н.Туполева на переподготовку по специальности «Проектирование и эксплуатация технических средств охраны и пожарной автоматики». Этот договор заключен не в контексте требования Постановления Правительства РФ №625 от 25.10.2006г., а в контексте окончания срока действия Лицензии в июле 2010г. и распространения требований указанного Постановления уже на момент получения новой Лицензии. Копии договора, счета, платежного поручения, прилагаются.

Требование о прохождении повышения квалификации ранее имелось, но его не соблюдение не являлось грубым нарушением. В разряд «грубых» данное нарушение попало в редакции Положения, утв. Постановлением №625 от 25.10.06г.

В рамках приведения лицензируемой деятельности в соответствие с Постановлением от 25.10.06г.№625, утвердившего новое Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров, 10.02.09г. заключен договор №13 с ГОУ РТ «Учебный центр ГПС Министерства по делам ГО и ЧС РТ» на повышение квалификации по специальности «пожарная безопасность» сотрудников непосредственно занятых лицензируемой деятельностью, договор заключен до 11 марта 2009г, то есть до даты проведения проверки.

Однако, перечисленные обстоятельства не были отражены в Протоколе №73 об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении отражено, что директор ООО «АСКОР» ФИО2 не прошел курсы повышения квалификации в Учебном центре ГПС МЧС РФ по РТ по курсу: «Проектирование, монтаж, наладка, ремонт и обслуживание технических средств автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации»; данное обстоятельство оспаривается мною так как 10.02.2009г. с Учебным центром ГПС МЧС РФ по РТ заключен договор о повышении квалификации на курсах «Проектирование, монтаж, наладка, ремонт и обслуживание технических средств автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации» следующих лиц: ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, обучение которых начнется 8.04.2009г. Копии: договора, платежного поручения прилагаются.

ФИО2, ФИО4, ФИО5, обучение на курсах повышения квалификации в Учебном центре ГПС МЧС РФ по РТ по курсу: «Проектирование, монтаж, наладка, ремонт и обслуживание технических средств автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации» проходили, что подтверждается наличием представленных удостоверений от 3.04.2003г. № ПС-0246, №ПС-0245, действительны до 3.04.2008г. и №ПС-0062 от 14.03.2002г. действительное до 14.03.2007г. соответственно. Заместитель директора ФИО3 согласно должностной инструкции ООО «АСКОР» занимается коммерческими вопросами предприятия, а не вопросами связанными с лицензированной деятельностью ООО «АСКОР», следовательно, требование к нему о прохождение курсов повышения квалификации в Учебным центре ГПС МЧС РФ по РТ не законно. Копия должностной инструкции прилагается.

В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В протоколе об административном правонарушении отражено, что у ООО «АСКОР» для выполнения заявленных в лицензии видов работ отсутствуют необходимые приборы и средства измерений, перечень которых приведен в Указании МЧС России от 14.06.2007г. № 1-4-60-4-19.

Ссылка заявителя на перечень необходимого оборудования указанного в Рекомендациях МЧС России от 14.06.2007г. №1-4-60-4-19, является несостоятельной, поскольку упомянутый документ не опубликован в порядке установленном Приказом МЧС России №139 от 16.03.2007г. «Об утверждении инструкции о порядке согласования нормативных документов, которые принимаются Федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности».

Вместе с тем, ООО «АСКОР» были представлены к проверке имеющееся в наличии оборудование, инструмент, снаряжение, а именно: электродрель ударная, электроперфораторы, светодальномер, трансформатор сварочный, шуруповёрты, пистолеты монтажные, отрезные машины, инструмент монтажка, лестницы-стремянки, Мегаомметр М 4100, осциллограф С1-68, прибор комбинированный Ц4352, что, по мнению представителя УГПН ГУ МЧС РФ по РТ, этого оборудования по номенклатуре и количеству не достаточно для выполнения заявленных в лицензии видов работ.

Нарушения в виде отсутствия положения о системе контроля качества работ (услуг) по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию оборудования и систем противопожарной защиты и приказ о назначение ответственного за контроль качества выполняемых работ, не являются нарушением подпункта «г» пункта 4 «Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ №625 от 25.10.2006г. «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»; пункта 3 ППБ 01-03; РД 78. 145-93; НПБ 88-2001; НПБ104-03, так как во всех перечисленных нормативных документах, утвержденными в установленном порядке, не регламентировано содержание и наличие обязательным положения о контроле качества работ (услуг) по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию оборудования и систем противопожарной защиты. Предоставленные для проверки сведения: о наличии внутрипроизводственной системы контроля качества, справка о внутрипроизводственной системе качества выполнения монтажных и пуско-наладочных работ во внимание не приняты.

На основании п.8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Суд отклоняет доводы об отсутствии вины юридического лица в силу следующего.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст.71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив предоставленные заявителем доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд, считает необходимым переквалифицировать совершенное обществом правонарушение с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ на ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Проверка проводилась компетентными должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий. Протокол составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ. Судом не установлено нарушение должностными лицами проверявшего органа требований ст.28.2 КоАП РФ.

Учитывая факты, свидетельствующие о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, и иные обстоятельства дела, суд считает правомерным назначить штраф в минимальном размере 30 000 рублей по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Привлечь   Общество с ограниченной ответственностью «Аскор», расположенное по адресу:420111, РТ, <...>: юридический адрес: 420094, РТ, <...>, зарегистрированное в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1021603148467 к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. в доход государства.

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по РТ (ГУ МЧС России по РТ)

ИНН/КПП <***>/166001001

получатель платежа: учреждение банка ГРКЦ НБ РТ г.Казань;

Счет получателя 40101810800000010001

КБК 17711690040040000140- в городские округа

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ в десятидневный срок.

Судья З.Н. Хамитов