АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
=====================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело №А65-6100/2012
«21» мая 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2012 года. Полный текст решения изготовлен 21мая 2012 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Абульхановой Г. Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №5", г. Пермь, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе, о признании недействительным предписание от 11.11.2011 №11-11-СВ-03/1505-т
с участием представителей:
от заявителя - Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №5" - ФИО1, доверенность от 27.12.2011;
от ответчика – Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе – ФИО2, доверенность от 06.12.2011; ФИО3, доверенность от 10.01.2012;
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Маннановой А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель - Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №5" (далее по тексту – общество, ОАО «ТГК № 5») обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее по тексту – учреждение, региональное отделение) о признании недействительным предписания РО ФСФР от 11.11.2011 №11-11-СВ-03/1505-т.
Представитель заявителя просит требования удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.
Представители ответчика просят в удовлетворении требований отказать по мотивам отзыва.
Как следует из материалов дела, региональным отделением на основании Поручения РО ФСФР России в ВКР от 31.10.2011 № 11-11-336,пч, в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статьи 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717, Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденным приказом от 21.11.2006 №06-103/пз-н «О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами», Положения о требованиях к порядку совершения отдельных, действий в связи с приобретением более 30 % акций открытых акционерных обществ, утвержденным приказом ФСФР России от 13.07.2006 № 06/76пз-н (далее по тексту - Положение) проведена камеральная проверка документов, связанных с приобретением обществом 30% акций ОАО «Пермэнергоремонт» на предмет соответствия обязательного предложения о приобретении ценных бумаг общества от 26.10.2011.
По результатам проверки вынесено предписание от 11.11.2011 №11-11-СВ-03/1505-т, которым Обществу предписано принять меры по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации, а именно: привести обязательное предложение о приобретении ценных бумаг Общества, отчет независимого оценщика и банковскую гарантию в соответствие с требованиями ст. 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Положения о требованиях к порядку совершения отдельных, действий в связи с приобретением более 30 % акций открытых акционерных обществ, утвержденным приказом ФСФР России от 13.07.2006 № 06/76пз-н.
Считая вышеназванное предписание незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, ОАО «ТГК №5» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
Изучив и исследовав письменные материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Пунктом 10 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-Ф3 осуществление контроля за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, возложен на федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг
Право ФСФР России (Регионального отделения ФСФР России в Волжско-Камском регионе) направлять поднадзорным организациям обязательные для исполнения в установленный срок предписания о предоставлении документов или об устранении нарушений законодательства Российской Федерации закреплено п. 7 ст. 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" и п. 5.3.7 и п. 6.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317
В соответствии с п.4 Административного регламента, предметом контроля и надзора за деятельностью организаций, в отношении которых ФСФР России (РО ФСФР России) проводятся соответствующие контрольно-ревизионные мероприятия (проверки) являются:
- соблюдение организациями лицензионных требований и условий при осуществлении соответствующей деятельности;
- соблюдение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, о кредитных историях, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о деятельности жилищных накопительных кооперативов, о деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, о товарных биржах, об ипотечных ценных бумагах и о жилищном обеспечении военнослужащих;
- соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к раскрытию информации о деятельности организации;
- соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к предоставлению отчетности организаций;
- соблюдение требований и условий, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих деятельность по управлению инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, доверительному управлению накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих и доверительному управлению ипотечным покрытием;
- соблюдение требований и условий, содержащихся в нормативных правовых Пактах Российской Федерации, в том числе в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, регулирующих осуществление организациями соответствующих видов деятельности и т.д.
Таким образом, требования законодательства РФ, контроль за соблюдением которых отнесен к компетенции ФСФР России, обеспечивают защиту прав и законных интересов акционеров, инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе при ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, раскрытии информации, корпоративном управлении, что и является предметом проводимой проверки деятельности Общества.
Согласно пункту 1.3.4 Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 №07-108/пз-н камеральная проверка может назначаться при получении сведений о возможных нарушениях федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль и надзор за соблюдением которых входит в компетенцию ФСФР России (РО ФСФР России).
В соответствии с п.7.4. Административного регламента по исполнению Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.11.2007 №07-107/пз-н, камеральной проверкой организации и/или сведений, изложенных в поступившем в ФСФР России (РО ФСФР России) заявлении, обращении или жалобе, является проверка без выезда по месту нахождения и/или ведения деятельности организации, которая проводится по месту нахождения ФСФР России (РО ФСФР России) путем рассмотрения документов и сведений, имеющихся у ФСФР России (РО ФСФР России), документов и сведений, поступающих от проверяемой организации, запрашиваемых и получаемых у данной организации, у органов государственной власти, иных организаций (лиц) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для проведения камеральной проверки является поручение руководителя ФСФР России (РО ФСФР России) или заместителя руководителя ФСФР России в соответствии с распределением обязанностей.
Судом установлено, что в ходе проведения региональным отделением камеральной проверки общества установлено, что в нарушение статьи 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах», пункта 1,2 раздела 1, пункта 2,4 раздела 2 Положения последним вместе с обязательным предложением о приобретении ценных бумаг представлен отчет об оценке рыночной стоимости одной именной бездокументарной акции продавца - ОАО «Пермэнергоремонт», составленный ООО «Специализированное Консалтинговое Бюро Бизнес-Инжиринг» от 20.08.2011, которым по состоянию на 30.06.2011 определена рыночная стоимость одной обыкновенной и привилегированной акции в сумме 1.686 рублей. При определении стоимости одной акции оценщиком произведена скидка за отсутствие контроля в размере 20%, свидетельствующее об уменьшении рыночной стоимости одной акции, что, по мнению регионального отделения, нарушило права 5410 акционеров общества (пункт 6.1 ежеквартального отчета общества за 4 квартал 2011), имеющих право реализации акций с учетом рыночной стоимости, то есть без применения скидки 20 %. Поэтому федеральным органом принято оспариваемое предписание с указанием на устранение обществом нарушения законодательства об акционерных обществах с предоставлением нотариально удостоверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости одной акции.
В соответствии с п.4 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).
Письмом ФСФР России от 23,09.2008 №08-ЕК-03/20485 разъяснено, что в случае, если объектом оценки являются акции открытого общества, должна оцениваться рыночная стоимость одной акции в 100 процентном пакете. При этом рыночная стоимость одной акции, определяемая оценщиком, не подлежит корректировке на миноритарный или мажоритарный характер пакета, в составе которого производится оценка.
Из пунктов 6.1.1, 6.1.2, 6.2.1, 6.2.2 обязательного предложения предлагаемая цена приобретения одной обыкновенной и привилегированной акции указана в размере 1,686 рублей на основании отчета независимого оценщика, то есть со скидкой 20 % от рыночной стоимости. Между тем п. 4 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Обществом во исполнение вышеназванного предписания региональному отделению повторно представлен отчет об оценке рыночной стоимости одной именной бездокументарной акции продавца - ОАО «Пермэнергоремонт», составленный ООО «Специализированное Консалтинговое Бюро Бизнес-Инжиринг» от 30.11.2011, которым по состоянию на 15.11.2011 определена рыночная стоимость одной обыкновенной и привилегированной акции в размере 1.688 рублей, то есть сумме (1.686 рублей) отличной от стоимости указанной в вышеназванном отчете от 20.08.2011 . ( т. 1 л.д. 61-164)
Доводы заявителя о том, что сумма, указанная в повторном отчете оценщика от 15.11.2011, фактически соответствует сумме, указанной в первоначальном отчете от 20.08.2011, определенной оценщиком со скидкой 20 %, судом не принимаются, поскольку не соответствуют п. 4 ст. 84.2 Федерального закона «Об акционерных обществах» и нарушают права и законные интересы акционеров общества, которые принудительно лишаются принадлежащих им ценных бумаг, рыночная цена одной акции должна определяться в 100-процентном пакете без корректировки на миноритарный или мажоритарный характер пакета, в составе которого проводится оценка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предписание федерального органа, направленное на защиту интересов акционеров, соответствует требованиям законодательства об акционерных обществах и не нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому оснований для удовлетворения требований не находит.
Поскольку требования заявителя удовлетворению не подлежат, то уплаченная им при подаче заявления в суд государственная пошлина в размере 2000 руб. в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возврату не подлежит.
С учетом выясненных по делу обстоятельств и, руководствуясь ст.ст.110, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в течение одного месяца.
Судья Г. Ф. Абульханова