ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-6341/19 от 24.07.2019 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                        Дело № А65-6341/2019

Дата принятия решения – 31 июля 2019 года.

Дата объявления резолютивной части – 24 июля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан

в составе:

председательствующий – судья Минапов А.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Венковой Л.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Казанский вертолетный завод", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе г.Казани Республики Татарстан № 013V1280001342 от 27.12.2018г. о привлечении ПАО «Казанский вертолетный завод» к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части: взыскания штрафных санкций в размере 455 099руб. 15коп. (п.1 ч.2 решения), взыскания пени в сумме 92 839руб. 53коп. (п.2 ч.2 решения),  включения в базу для начисления страховых взносов не принятого ФСС РФ к зачету выплаченного работникам страхового обеспечения в сумме 108 949руб. 50коп. и начисления страховых взносов в сумме 29 525руб. 32коп. (п.3 ч.2 решения), начисления страховых взносов с суммы выплаченных компенсаций членам совета директоров и ревизионной комиссии в размере 8 023 854руб. 46коп. (п.3 ч.2 решения),

с участием:

заявителя – представители: ФИО1 по доверенности от 29.12.2018г., ФИО2 по доверенности от 22.04.2019г.,

ответчика – представитель ФИО3 по доверенности от 12.02.2019г.,

Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан –  представитель ФИО4 по доверенности от 22.04.2019г.,

У С Т А Н О В И Л:

публичное акционерное общество "Казанский вертолетный завод", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик, Пенсионный фонд), о признании незаконным решения Пенсионного фонда № 013V1280001342 от 27.12.2018г. о привлечении заявителя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части: взыскания штрафных санкций в размере 455 099руб. 15коп. (п.1 ч.2 решения), взыскания пени в сумме 92 839руб. 53коп. (п.2 ч.2 решения),  включения в базу для начисления страховых взносов не принятого ФСС РФ к зачету выплаченного работникам страхового обеспечения в сумме 108 949руб. 50коп. и начисления страховых взносов в сумме 29 525руб. 32коп. (п.3 ч.2 решения), начисления страховых взносов с суммы выплаченных компенсаций членам совета директоров и ревизионной комиссии в размере 8 023 854руб. 46коп. (п.3 ч.2 решения).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.03.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по адресу: www.tatarstan.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя огласил заявление, пояснил, что  штрафы и пени начислены за 2 квартал 2016г.

Представитель ответчика просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве.

При исследовании доказательств арбитражным судом установлено.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявителем за период с 01.01.2015г. по 31.12.2016г.

По результатам данной проверки были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанные нарушения отражены в акте выездной проверки  от 27.11.2018г. №012V10180001589.

Решением от 27.12.2018 №013V12180001342 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов на заявителя наложен штраф в сумме 455 099руб. 15коп., начислены пени в сумме 92 839руб. 53коп. и начислена недоимка в сумме 22 428 146руб. 15коп.

Считая, что вышеуказанное решение в части взыскания штрафных санкций в размере 455 099руб. 15коп. (п.1 ч.2 решения), взыскания пени в сумме 92 839руб. 53коп. (п.2 ч.2 решения),  включения в базу для начисления страховых взносов не принятого ФСС РФ к зачету выплаченного работникам страхового обеспечения в сумме 108 949руб. 50коп. и начисления страховых взносов в сумме 29 525руб. 32коп. (п.3 ч.2 решения), начисления страховых взносов с суммы выплаченных компенсаций членам совета директоров и ревизионной комиссии в размере 8 023 854руб. 46коп. (п.3 ч.2 решения), нарушает права и законные интересы, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ) регулировал отношения в спорный период, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Как следует из материалов дела, заявитель указывает, что ответчиком сделан необоснованный вывод о необходимости включения в базу для начисления страховых взносов не принятых Государственным учреждением - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан к зачету, суммы страхового обеспечения в размере 108 949руб. 50коп., выплаченной работникам, в связи с наличием нарушений в оформлении подтверждающих документов и доначисления страховых взносов в сумме 29 525руб. 32коп.

В силу положений статьи 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (далее по тексту – Закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов предусмотрена частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ и статьей 26.29 Закона № 125-ФЗ.

Положениями части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ и части 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ определены объекты обложения соответствующими страховыми взносами.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и пункту 1 части 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению соответствующими страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая учреждением не оспаривается.

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.

Выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы в размере 108 949руб. 50коп. признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ и части 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 04.08.2017 № 308-КГ-17-680, от 11.08.2017 № 310-КГ17-10343, согласно которой действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые фондом к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения, в данном случае в виде пособия по временной нетрудоспособности.

В пункте 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017) отмечено, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые Фондом социального страхования к зачету суммы выплаченного работникам страхового обеспечения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Пенсионного фонда № 013V1280001342 от 27.12.2018г. в части начисления страховых взносов на сумму страхового обеспечения работникам в размере 29 525руб. 32коп. является недействительным.

Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018г. по делу №А72-4625/2018, от 16.05.2019г. по делу №А49-13252/2018.

Заявитель не оспаривает вывод Пенсионного фонда о необходимости начисления страховых взносов с вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии, с учетом измененной Конституционным Судом Российской Федерации позиции, добровольно исполнил обязанность по уплате недоимки, в тоже время просил учесть обстоятельства, исключающие вину заявителя и не начислять штрафные санкции в размере 455 099руб. 15коп., пени в сумме 92 839руб. 53коп.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к числу которых относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

В статье 9 Закона № 212-ФЗ приводится перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Из акта выездной проверки и содержания оспариваемого решения следует, что Пенсионный фонд по результатам проверки пришел к выводу о занижении заявителем базы для начисления страховых взносов в 2016 годах на суммы ежемесячного вознаграждения членам совета директоров заявителя.

Рассматриваемое вознаграждение выплачивалось членам совета директоров заявителя ежемесячно на основании решений общих собраний акционеров общества, оформленных протоколом №03-16 от 27.06.2016г. годового общего собрания акционеров.

Как разъяснено в Определениях Конституционного суда РФ от 06.06.2016 N 1169-О    и    1170-О    «действующее    правовое    регулирование    предполагает    отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства».

Таким образом, с учетом приведенных положений правовых норм и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации вознаграждение членам совета директоров общества подлежит включению в базу для начисления страховых взносов вне зависимости от включения соответствующих условий в договор между обществом и членом совета директоров

Между тем, до вступления в силу вышеуказанных определений Конституционного суда в правоприменительной практике была иная точка зрения по данному вопросу. В частности, ранее Министерство труда и социальной защиты РФ со ссылкой на ст. 64 и 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" неоднократно указывало, что поскольку вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета), членам ревизионной комиссии акционерного общества производятся на основании решения общего собрания акционеров общества, а не в соответствии с трудовыми договорами или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то на основании положений части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (письма от 15.06.2016г. N 17-4/В-247, от 30.05.2016г. N 17-4/В-211, от 11.04.2016 N 17-3/В-147, от 07.05.2015 N17-3/6-234).

Аналогичной позиции также придерживались Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Письмо от 05.08.2010 N 2519-19), Министерство финансов РФ (Письмо от 05.08.2008 N 03-04-06-02/89) и Фонд социального страхования (Приложение к письму ФСС РФ от 14.04.2015 N 02-09-11/06-5250).

Необходимо отметить, что в соответствии с п.2 «Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610) Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом, согласно п.5.19 указанного Положения (названный пункт утратил силу с 18.02.2017г., однако действовал в период, за который осуществляется проверка правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов) в компетенцию Министерства труда и социальной защиты РФ входило предоставление письменных ответов на вопросы плательщиков страховых взносов на обязательное социальное страхование. Также по-прежнему актуальным является п.5.16 Положения, который предусматривает, что Министерство труда и социальной защиты РФ вправе давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратило силу с 03.02.2017г., но действовало в период, за который осуществляется проверка правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов) в целях единообразного применения Закона №212-ФЗ право издавать соответствующие разъяснения предоставлено:

- Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по
согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации - по вопросам уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Согласно части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

При этом выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти, в силу положений части 9 статьи 25 и пункта 3 части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ исключает начисление пени, а также является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении правонарушения.

В соответствии с частью 9 статьи 25 Закона № 212-ФЗ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика страховых взносов в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к расчетным (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Эти же обстоятельства в силу пункта 3 части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ признаются обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

Таким образом, при принятии решения о необходимости начисления или неначисления страховых взносов с вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии, которое принималось по состоянию на 15.07.2016г., заявитель руководствовался на тот момент официальными разъяснениями Министерства труда России (письмо Минтруда России от 15.06.2016 N 17-4/В-247). Противоположную точку зрения Министерство труда России приняло в более поздних разъяснениях (письмо от 15 ноября 2016г. п 17-4/в-448), которые не могли быть учтены заявителем в периоде начисления вознаграждений.

Таким образом, оспариваемое решение Пенсионного фонда в части начисления штрафа в сумме 455 099руб. 15коп., пени в сумме 92 839руб. 53коп. не соответствует законодательству и нарушает права и  законные интересы заявителя.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017г. по делу №А49-15403/2016, от 01.06.2018г. по делу №А65-42637/2017, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 11.09.2017г. по делу №А49-15403/2016, от 04.09.2017г. по делу №А14-18341/2016, от 05.06.2018г. по делу №А65-30888/2017.

Кроме того, заявитель указывает, что вывод Пенсионного фонда о необходимости начисления страховых взносов в размере 8 023 854 руб. 46 коп. с компенсационных выплат членам совета директоров и ревизионной комиссии не соответствует нормам Закона № 212-ФЗ.

Данный довод заявителя суд признает ошибочным в силу следующего.

При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Федеральный закон №212-ФЗ не содержит определения понятия "документально подтвержденные" расходы.

Данная норма установлена в ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет, что документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового  оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из общих принципов предпринимательской и иной экономической деятельности, направленной на получение дохода, расходы должны быть экономически обоснованными, оправданными и целесообразными.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров членам совета директоров общества в период исполнения ими своих обязанностей могут в том числе компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров.

Пункт 2 статьи 64 и пункт 1 статьи 85 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусматривают два вида выплат членам совета директоров и ревизионной комиссии: вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением ими своих функций. Компенсация расходов, связанных с исполнением лицом своих обязанностей, не является для членов совета директоров встречным предоставлением за исполнение ими своих договорных обязанностей; она призвана компенсировать фактические расходы(издержки), возникшие у данных лиц в связи с осуществлением ими своей деятельности.

Согласно дополнительного требования о представлении документов №013V03180001113/2 от 08.11.2018 года органом контроля в ходе проверки были затребованы документы, подтверждающие фактические расходы членов совета директоров. Документы, подтверждающие фактические расходы, заявителем не представлены.

Такие документы не представлены заявителем и суду.

Следовательно, при отсутствии документального подтверждения расходов, теряется их непосредственно компенсационный характер, поскольку в отсутствие понесенных расходов (конкретных сумм и целей расходов) невозможно их компенсировать и, соответственно, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, как выплаты (вознаграждения) в пользу физических лиц в рамках гражданско-правовых договоров (отношений).

Выплаты вознаграждений (компенсаций) в 2015 году заявителем были произведены только членам совета директоров, членам ревизионной комиссии подобного рода выплаты не производились.

Доводы заявителя о том, что расчет и выплата компенсаций производилась заявителем в фиксированной сумме, определенной на основании статистических данных за прошлые периоды деятельности предприятия с включением в нее транспортных расходов, расходов на проживание, суточных и др., что было предусмотрено Положением о Совете директоров ОАО «КВЗ» и Положение о порядке деятельности ревизионной комиссии ОАО «КВЗ», не соответствуют действительности, так как в соответствии с Положением о Совете директоров, утвержденного протоколом №01-12 от 15.05.2012 года и Расчет-приложением №1 к приказу №879-лс от 29.06.2015 года, расчет компенсации членам совета директоров производился исходя из средней заработной платы:

- членам    Совета   директоров    -    штатным   работникам    заявителя - 3 среднемесячные зарплаты, исчисленные за отчетный год по занимаемой должности без учета сумм авторских вознаграждений за изобретения и за содействие этим изобретениям, доплат за госнаграды и за совместительство, материальной помощи и оплаты больничных листов;

- членам Совета директоров - не состоящим в штате заявителя - 3 среднемесячные зарплаты заместителей генерального директора (в среднем на одного) исчисленные за отчетный год по занимаемым должностям без учета сумм авторских вознаграждений за изобретения и за содействие этим изобретениям, доплат за госнаграды и за совместительство, материальной помощи и оплаты больничных листов;

- председателю совета директоров - 6 среднемесячных зарплат Генерального директора, исчисленных за отчетный год без учета сумм авторских вознаграждений за изобретения и за содействие этим изобретениям, доплат за госнаграды и за совместительство, материальной помощи и оплаты больничных листов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности начисления страховых взносов с суммы выплаченных компенсаций членам совета директоров и ревизионной комиссии в размере 8 023 854руб. 46коп.

Исходя из оценки представленных по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи, с учетом установленных фактических обязательств заявителя, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований – признании оспариваемого решения от 27.12.2018 №013V12180001342 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах недействительным в части взыскания штрафных санкций в размере 455 099руб. 15коп., взыскания пени в сумме 92 839руб. 53коп. и начисления страховых взносов на сумму страхового обеспечения работникам в размере 29 525руб. 32коп.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления о признании  ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) государственных органов незаконным,  для юридических лиц составляет 3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан   

Р Е Ш И Л :

заявление удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе г.Казани Республики Татарстан от 27.12.2018 №013V12180001342 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания штрафных санкций в размере 455 099руб. 15коп., взыскания пени в сумме 92 839руб. 53коп. и начисления страховых взносов на сумму страхового обеспечения работникам в размере 29 525руб. 32коп.

Обязать Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе г.Казани Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов публичного акционерного общества "Казанский вертолетный завод", г.Казань.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), в пользу публичного акционерного общества "Казанский вертолетный завод", г.Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                                А.Р. Минапов