ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-6373/11 от 25.04.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело №А65-6373/2011

В полном объеме решение изготовлено 29 апреля 2011 года.

Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в соста­ве председательствующего судьи Воробьева Р.М., рассмотрев 25 апреля 2011 года по первой инстанции в открытом судебном заседании де­ло по заявлению ОАО «Казанский завод энергетического оборудования», г. Казань к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в ВКР об оспаривании постановления о назначении административного наказания №11-11-106/пн от 14.03.2011 г.,

с участием:

от заявителя – ФИО1 доверенность,

от ответчика – ФИО2 доверенность, ФИО3 доверенность,

от лица ведущего протокол – помощник судьи Мамяшева Д.Р.,

У С Т А Н О В И Л :

ОАО «Казанский завод энергетического оборудования», г. Казань (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службе по финансовым рынкам России в ВКР (ответчик) об оспаривании постановления о назначении административного наказания №11-10-106/пн от 14.03.2011 г. по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Ответчик в судебном заседании требования заявителя не признал, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать.

Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 04.10.2010 г. №11-10-549/пз на основании ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО «Казанский завод энергетического оборудования» по соблюдению требований законодательства РФ о ценных бумагах, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также на соблюдение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований к раскрытию информации о деятельности организации за весь период деятельности общества.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение требований п. 7 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - ФЗ «Об АО») Общество согласно представленной справки от 19 ноября 2010 года №10/43 по итогам деятельности за 1, 2, 3 квартал 2010 года не опубликовало уведомления о снижении стоимости чистых активов Общества.

Так, согласно представленных Обществом бухгалтерских балансов за 1, 2, 3 квартал 2010 года, стоимость чистых активов Общества, рассчитанная в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного совместным Приказом от 29.01.2003 г. Минфина России №10н и ФКЦБ России №03-6/пз составила:

- на 31.03.2010 г. размер уставного капитала составил 26 700 тыс. руб., стоимость чистых активов 12 522 тыс. руб. (на 53,1% меньше уставного капитала);

- на 30.06.2010 г. размер уставного капитала составил 26 700 тыс. руб., стоимость чистых активов 12 428 (на 53.45% меньше уставного капитала);

- на 31.09.2010 г. размер уставного капитала составил 26 700 тыс. руб., стоимость чистых активов 12 497 (на 53.13% меньше уставного капитала).

В нарушение требований п. 1 ст. 92 ФЗ «Об АО», ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 года №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - ФЗ «О рынке ценных бумаг»), п. 1.6., 8.2.4., 8.2.5. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации) Общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к тексту годового отчета Общества за 2007 год.

Согласно представленной Обществом справки от 20 октября 2010 года №10/22 Общество раскрывает указанную информацию в сети Интернет на сайте по адресу http://welf.su.

Однако, доступ к годовому отчету за 2007 год Обществом на странице в сети Интернет не обеспечен, что подтверждается актом осмотра от 19.11.2010 г.

В нарушение требований п. 4.5 ст. 35 ФЗ «Об АО», ст. 92 ФЗ «Об АО», п. 8.2.3 Положения о раскрытии информации Общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к тексту годового отчета Общества за 2009 год, соответствующего требованиям законодательства РФ.

Согласно представленной Обществом справки от 20 октября 2010 года №10/22 Общество раскрывает указанную информацию в сети Интернет на сайте по адресу http://welf.su.

Так, в соответствии с п. 8.2.1.. 8.2.3., 8.2.4. Положения о раскрытии информации акционерные общества обязаны раскрывать в сети Интернет информацию в форме годового отчета. Годовой отчет Общества должен содержать сведения, установленные п. 4, 5 ст.35 ФЗ «Об АО». В тоже время, годовой отчет Общества по итогам деятельности за 2009 год, предварительно утвержденный Советом директоров Общества на заседании от 22.04.2010, и раскрытый Обществом на указанном сайте, не содержит раздел о состоянии чистых активов.

Согласно представленного Обществом бухгалтерского баланса за 2009 год стоимость чистых активов Общества по состоянию на 31.12.2009 г., рассчитанная в соответствии с Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденного совместным Приказом от 29.01.2003 Минфина России №10н и ФКЦБ России №03-6/пз, составила 12 518 тыс. руб. Размер уставного капитала Общества по состоянию на 31.12.2009 составил 26 700 тыс. руб.

По данному фату 28.02.2011 г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении №11-10-070/пр-ап по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, на основании которого постановлением о назначении административного наказания №11-11-106/пн от 14.03.2011 г. ОАО «Казанский завод энергетического оборудования» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Заслушав доводы сторон и исследовав представленные по делу документы, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.7, 8 ст.35 ФЗ «Об АО», если стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала более чем на 25 процентов, по окончании трех, шести, девяти или двенадцати месяцев финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество дважды с периодичностью один раз в месяц обязано поместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о снижении стоимости чистых активов общества.

В уведомлении о снижении стоимости чистых активов общества указываются:

1) полное и сокращенное наименование общества, сведения о месте нахождения общества;

2) показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

3) стоимость чистых активов общества по окончании трех, шести, девяти и двенадцати
 месяцев финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым
 последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;

4) описание порядка и условий заявления кредиторами общества требований,
 предусмотренных пунктом 9 ст. 35 ФЗ «Об АО», с указанием адреса (места нахождения)
 постоянно действующего исполнительного органа общества, дополнительных адресов, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способов связи с обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения).

Таким образом, Общество обязано было опубликовать указанные уведомления в апреле - октябре 2010 года.

Согласно п. 4, 5 ст. 35 ФЗ «Об АО» если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, совет директоров Общества при подготовке к годовому общему собранию акционеров обязан включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов.

Раздел о состоянии чистых активов общества должен содержать:

1) показатели, характеризующие динамику изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год, или, если общество существует менее чем три года, за каждый завершенный финансовый год;

2) результаты анализа причин и факторов, которые, по мнению совета директоров (наблюдательного совета) общества, привели к тому, что стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала;

3) перечень мер по приведению стоимости чистых активов общества в соответствие с величиной его уставного капитала.

В соответствии с п. 1 ст. 92 ФЗ «Об АО», ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 1.6., 8.2.4., 8.2.5. Положения о раскрытии информации акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества. Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением о раскрытии информации для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с п. 1.6 Положения о раскрытии информации при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет). При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.

Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением о раскрытии информации и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением о раскрытии информации и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

Ответственность по ч. 2 ст. 15.19. КоАП РФ наступает за нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, учитывая баланс публичного и частного интересов, суд приходить к выводу о малозначительности административного правонарушения.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела (в том числе, принимая во внимание тот факт, что в материалах дела отсутствуют доказательства существенного нарушения прав акционеров, обществом правонарушение совершено впервые), а также отсутствие вредных последствий, является достаточным основанием для признания правонарушения малозначительным.

Нарушение обществом порядка раскрытия вышеуказанной информации не повлекло за собой нарушения чьих-либо прав, в частности, прав единственного акционера Заявителя, поскольку ему принадлежит 100% акций общества, в состав Совета директоров общества входило четыре представителя от единственного акционера из пяти членов Совета директоров и Ревизором Заявителя являлся представитель единственного акционера.

Финансово-экономическое состояние Заявителя и все принимаемые им решения были акционеру известны, годовые отчеты предварительно утверждались Советом директоров Заявителя, окончательно годовые отчеты утверждались единственным акционером общества, а достоверность данных, содержащихся в годовых отчетах и годовых бухгалтерских балансах, подтверждалась ревизором общества.

С 2005 года до момента проверки общество является финансово-убыточным предприятием. Имеется просроченная задолженность как перед бюджетом и кредиторами, так и по заработной плате. Задолженность по заработной плате составляет 424 000 рублей из общей суммы задолженности в размере 30 467 000 рублей, непокрытый убыток общества на конец 2010 года составил 14 077 000 рублей.

Указанные нарушения не повлекли каких-либо общественно-опасных последствий и угроз охраняемым интересам, не причинили экономического ущерба интересам государства. В данном факте отсутствует умысел на причинение государству какого-либо ущерба и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кроме того, применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей к обществу, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности

Общество не имеет какой-либо государственной поддержки, дотаций, находится на полном самофинансировании, в связи с чем штрафная санкция не позволит вести в дальнейшем экономическую деятельность и ухудшит и без того тяжелое финансово-экономическое положение заявителя, что может привести к увольнению сотрудников.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным освободить ОАО «Казанский завод энергетического оборудования» от административного наказания в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ в виду малозначительности совершенного правонарушения.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в ВКР №11-11-106/пн от 14.03.2011 г., о назначении административного наказания ОАО «Казанский завод энергетического оборудования», <...>, по ч. 2 ст.15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб., и в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить ОАО «Казанский завод энергетического оборудования» от административной ответственности в виду малозначительности совершенного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья Р.М. Воробьев