ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-6531/11 от 10.05.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Казань дело № А65 – 6531/2011

«13» мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 13 мая 2011 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Логинова О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Совфрахт-Казань», г. Казань Республики Татарстан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан, г. Казань Республики Татарстан о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России №14 по РТ №2.11-15/2/2э от 17.01.2011 в части отказа в возмещении НДС в суме 871474,00 руб., в части отказа считать обоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 7423577,00 руб. и обязании Межрайонной инспекции ФНС России №14 по РТ устранить нарушение прав ЗАО «Совфрахт-Казань»,

с участием:

от Закрытого акционерного общества «Совфрахт-Казань» – ФИО1, ФИО2;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан – ФИО3;

от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (третьего лица) – не явился;

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Миннебаевой Л.М.,

установил:

Закрытое акционерное общество «Совфрахт-Казань» (далее - «заявитель», «общество», «налогоплательщик») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан (далее - «ответчик», «инспекция», «налоговый орган») о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России №14 по РТ №2.11-15/2/2э от 17.01.2011 в части отказа в возмещении НДС в суме 871474,00 руб., в части отказа считать обоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 7423577,00 руб. и обязании Межрайонной инспекции ФНС России №14 по РТ устранить нарушение прав ЗАО «Совфрахт-Казань».

Определением от 07 апреля 2011 года по настоящему делу Арбитражный суд Республики Татарстан привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань Республика Татарстан (далее – «третье лицо», «вышестоящий налоговый орган», « УФНС»).

Представители Заявителя в предварительном судебном заседании требования поддержали, просили удовлетворить заявление, в отношении ходатайств представителей ответчика не возражали, в завершении предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в первой инстанции не возражали.

Представитель Ответчика в предварительном судебном заседании ходатайствовала о приобщении к материалам дела отзыва, в завершении предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в первой инстанции не возражала.

Третье лицо в предварительное судебное заседание представителя не направило, ходатайств и возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие представителя суду не представило.

Судом ходатайство ответчика удовлетворено в порядке ст.ст.41, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «АПК РФ»), отзыв ответчика приобщен к материалам дела.

Рассмотрев представленные документы, суд счел их достаточными для разрешения спора по существу и, руководствуясь пунктом 4 статьи 137 АПК РФ, учитывая отсутствие соответствующих возражений от лиц участвующих в деле, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Представители Заявителя в судебном заседании требования поддержали.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ, в отсутствие представителя третьего лица.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года.

В ходе проверки были выявлены нарушения, которые нашли своё отражение в акте камеральной налоговой проверки № 12-0-15/65э от 03 ноября 2010 года.

По результатам рассмотрения акта проверки налоговым органом приняты решение №2.11-15/2/1э от 17 января 2011 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение №2.11-15/2/2э от 17 января 2011 года об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость.

Указанным решением №2.11-15/2/2э от 17 января 2011 года заявителю отказано в возмещении из бюджета 2566406,00 руб. налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года.

Закрытое акционерное общество «Совфрахт-Казань» (заявитель) обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (третье лицо) с апелляционной жалобой на решения ответчика №2.11-15/2/1э и №2.11-15/2/2э от 17 января 2011 года, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (третье лицо) принято решение №109 от 09 марта 2011 года об оставлении жалобы без удовлетворения, оспариваемых решений без изменения и утверждении решения №2.11-15/2/1э от 17 января 2011 года.

Заявитель, посчитав, что вышеназванное решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Республике Татарстан №2.11-15/2/2э от 17 января 2011 года не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и интересы, охраняемые законом, обратился в суд с соответствующим заявлением о признании его недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 871474,00 руб., в части отказа считать обоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 7423577,00 руб.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и исследовав доказательства по делу, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что заявитель 20 июля 2010 года представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2010 года, в которой исчислил к возмещению из бюджета 15347172,00 руб. налога на добавленную стоимость.

Основанием для отказа в возмещении из бюджета 871474,00 руб. налога на добавленную стоимость и отказа в применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 7423577,00 руб., послужил вывод налогового органа о том, что операции по реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов.

На основании пп.2 п.1 ст.164 НК РФ (в ред. НК РФ до введения в действие Федерального закона от 27.11.2010 №309-ФЗ) при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Положение пп.2 п.1 ст.164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории. При этом, в силу п.10 ст.165 НК РФ документы, указанные в ст.164 НК РФ, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с представлением налоговой декларации по НДС.

Пунктом п.4 ст.165 НК РФ установлен перечень документов, представляемых в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 данной статьи НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных пп.2 п.1 ст.164 НК РФ, в который, в том числе подпунктом 4 п.4 ст.165 НК РФ включены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ (ввоз товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с пп.2 и 3 п.1 статьи 164 НК РФ). Положения данного подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 п.1 ст.165 НК РФ.

Из материалов дела следует, что Общество в целях подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов одновременно с налоговой декларацией по НДС за 2 квартал 2010 представлены заверенные копии документов:

По контрагенту ОАО «ТАИФ-НК» (договор № 18/10-09 от 01.11.2009 на выполнение транспортно-экспедиционных услуг) в том числе представлены дубликаты железнодорожных накладных международного сообщения (транспортный документ при международных железнодорожных грузовых перевозках), согласно которым услуги экспедирования ЗАО «Совфрахт-Казань» в адрес ОАО «ТАИФ-НК» осуществлены по маршруту: ст. Биклянь Куйбышевская ж.д. - Витьба Белорусской ж.д.

При этом, в указанных документах отсутствуют отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, поскольку экспорт товаров осуществлен в Республику Беларусь через границу РФ с Республикой Беларусь - государством-участником Таможенного союза, на которой отменен таможенный контроль (Соглашение 06.01.1995 «О таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь», Указ Президента РФ от 25.05.1995 № 525, Постановление Правительства РФ от 23.06.1995 № 583).

В силу ст.7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», а также подписан Протокол от 23.03.2007 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» (далее по тексту - Протокол от 23.03.2007).

Указанный Протокол от 23.03.2007 вступил в силу 01.05.2008 и подлежал применению до 01.07.2010 - до начала действия Протокола от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», заключенного в соответствии со ст.5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 11.12.2009) «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

В соответствии со ст.2 Протокола от 23.03.2007 взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве Стороны, территория которого признается местом реализации услуг. Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством государства Стороны, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено указанным Протоколом от 23.03.2007.

Услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, а также работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок товаров, вывозимых за пределы территории РФ, в данном Протоколе от 23.03.2007 не поименованы. В то же время на основании п.5 ст.3 Протокола от 23.03.2007 местом реализации услуг признается территория государства Стороны, если услуги оказываются налогоплательщиком государства этой Стороны, если иное не предусмотрено п.п.1 - 4 ст.3 Протокола от 23.03.2007. Положения п.5 ст.3 Протокола от 23.03.2007 применяются, в частности, при оказании услуг по перевозке пассажиров, товаров, принадлежащих пассажирам, а также других товаров (включая товары, помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита (таможенный режим транзита) посредством транспортных средств, трубопроводов и линий электропередачи.

На основании вышеизложенного, местом реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта в Республику Беларусь, оказываемых российской организацией, признается территория РФ, поскольку в силу п.5 ст.3 Протокола от 23.03.2007 определяется по месту деятельности организации, оказывающей такие услуги. Соответственно, налогообложение НДС стоимости таких работ (услуг) производится в соответствии с российским законодательством по правилам НК РФ, поскольку признается объектом налогообложения по НДС на территории РФ (пп.1 п.1 ст.146, пп.4.1 п.1 ст.148 НК РФ).

Как указывалось выше, согласно пп.2 п.1 ст.164 НК РФ налогообложение НДС при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), производится по налоговой ставке 0 процентов. Документы, обязательные к представлению в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов при реализации работ (услуг), предусмотренных пп.2 п.1 ст.164 НК РФ, перечислены в п.4 ст.165 НК РФ, в котором, в том числе поименованы копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ (ввоз товаров на таможенную территорию РФ в соответствии с пп.2 и 3 п.1 статьи 164 НК РФ).

Виды отметок, проставляемых таможенными органами на перевозочных документах при экспорте товаров, определены в «Порядке действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" (далее по тексту - Порядок действий), который утвержден Приказом ФТС России от 18.12.2006 № 1327 и действует с 13.03.2007.

Так, согласно п.3 указанного Порядка действий таможенные органы, в регионах деятельности которых расположены места убытия товаров с таможенной территории РФ, оформляют разрешения на убытие товаров путем проставления штампа "Вывоз разрешен", подписи с указанием даты проставления отметки и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа не менее чем на двух экземплярах, в частности транспортного (перевозочного) документа (следующего вместе с товарами и остающегося в таможенном органе) в отношении товаров, вывозимых автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом. Штамп "Вывоз разрешен" проставляется таможенным органом без обращения экспортера с соответствующим заявлением.

Также в соответствии с п.15 Порядка действий после проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "Товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза (если представлен экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копия - на оборотной стороне первого листа данного документа). Отметка "Товар вывезен" является подтверждением вывоза товаров с территории РФ и делается таможенным органом при обращении экспортера с соответствующим заявлением.

Лица, которые могут обратиться с заявлением о подтверждении фактического вывоза товаров, перечислены в п.3 Порядка действий, где в перечень заявителей включены, в том числе российские лица - декларанты товаров, вывозимых за пределы таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, однако лица, выполняющие работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, в нем не перечислены.

Таким образом, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, представляемые в налоговые органы налогоплательщиками НДС, осуществляющими операции, облагаемые по ставке НДС 0 процентов в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ, должны содержать соответствующие отметки таможенных органов, в которых оформляются товары на экспорт (штамп «Вывоз разрешен»), и по заявлению перечисленных в п.3 Порядка действий заинтересованных лиц - отметки пограничных таможенных органов в пунктах пропуска, через которые были вывезены товары за пределы таможенной территории РФ (штамп либо запись «Товар вывезен» с указанием даты фактического вывоза).

Вместе с тем, в силу того, что между Российской Федерацией и Республикой Беларусь отменен таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, пунктом 20 Порядка действий установлено, что данный документ не применяется в отношении товаров, вывозимых из РФ через российско-белорусский участок Государственной границы РФ.

Следовательно, при экспорте товара через границу РФ с Республикой Беларусь проставление таможенным органом отметки "Товар вывезен" не предусмотрено и налогоплательщику, претендующему на право применения нулевой ставки НДС в порядке пп. 2 ст.1 ст.164 НК РФ, в случае вывоза экспортируемых товаров в Республику Беларусь не представляется возможным представить в налоговый орган пакет документов, удовлетворяющий требованиям ст.165 НК РФ, а именно - в соответствии с пп.4 п.4 названной статьи Кодекса представить транспортные (товаросопроводительные) или иные документы с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (штамп либо запись таможенного органа «Товар вывезен» с указанием даты фактического вывоза).

Статья 165 НК РФ в редакции Кодекса, действовавшей до вступления в силу с 01.01.2011 Федерального закона от 27.11.2010 №309-ФЗ (п.2 ст.3 Федерального закона от 27.11.2010 №309-ФЗ), также не содержит специальный перечень документов для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0 процентов в отношении работ (услуг), предусмотренных пп.2 п.1 ст.164 НК РФ, в случае вывоза экспортируемых товаров с территории РФ на территорию Республики Беларусь.

Следовательно, в данном случае операции по реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок в отношении товаров, вывозимых за пределы территории РФ в Республику Беларусь, подлежат обложению НДС по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ).

Аналогичной позиции по рассматриваемому вопросу придерживается Министерство финансов РФ в письме от 08.05.2007 № 03-07-13/1-09, в письме от 30.10.2009 № 03-07-13/1/05.

Доводы заявителя о применении к нему норм пп.9 п.1 ст.165 НК РФ и абз.5 пп.4 п.1 ст.165 НК РФ, не могут быть приняты, как не соответствующие требованиям Налогового кодекса РФ по следующим основаниям:

Подпункт 9 п.1 ст.164 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.02.2006 №28-ФЗ, действовавшей до 01.07.2010 (ст.2 Федерального закона от 05.04.2010 №50-ФЗ) установлено, что реализация работ и услуг, выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, облагается по ставке 0 процентов. К данным услугам относятся услуги по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанные с такой перевозкой работы и услуги, в том числе услуги по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

Поскольку ЗАО «Софврахт-Казань» не является российским перевозчиком на железнодорожном транспорте, выполняющим услуги, обозначенные в пп.9 п.1 ст.164 НК РФ, ссылка налогоплательщика на указанную норму НК РФ несостоятельна.

В соответствии с абз.5 пп.4 п.1 ст.165 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2000 №166-ФЗ, действовавшей до 01.07.2010 ст.2 Федерального закона от 05.04.2010 №50-ФЗ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При этом, положения пункта 1 ст.165 НК РФ, включая абзац 5 подпункта 4 указанной статьи Кодекса, определяют перечень документов, представляемых налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных п.1 и (или) пп.8 п.1 ст.164 НК РФ.

Поскольку ЗАО «Совфрахт-Казань» за проверяемый период осуществляло операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пп.1 п.1 ст.164 НК РФ, налогообложение которых в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ (в ред. НК РФ до введения в действие Федерального закона от 27.11.2010 №309-ФЗ) также производилось по налоговой ставке НДС 0 процентов, налогоплательщику для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов следовало руководствоваться положениями п.4 ст.165 НК РФ, в том числе требованиями пп.4 п.4 ст.165 НК РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы и выводы, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.ст. 110-112 АПК РФ, государственная пошлина относится на Заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 167-169, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества «Совфрахт-Казань» отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья О.В. Логинов