ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-6726/11 от 17.05.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

Тел. (843) 292-07-57

_______________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-6726/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 23 мая 2011 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю., рассмотрев 17 мая 2011г. по первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Общежитие», г.Набережные Челны к Управлению Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ в лице ОНД МО г.Набережные Челны об оспаривании Постановления №0143-2011-0245 от 28 марта 2011г.,

с участием:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчика – не явился, извещен,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скрипниковой М.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Общежитие», г.Набережные Челны (далее по тексту – заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ в лице ОНД МО г.Набережные Челны (далее – ответчик) об оспаривании Постановления №0143-2011-0245 от 28 марта 2011г.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

Дело подлежит рассмотрению в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие сторон.

От ответчика поступил отзыв и копии материалов административного дела, которые судом приобщены к материалам дела.

Как следует из материалов дела, согласно поручению Первого Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО1 от 29.11.2010 года № ИШ-П4-8134 и распоряжения Главного государственного инспектора РФ по пожарному надзору генерал-полковника ФИО2 от 22.12.2010 года № 481 «Об обеспечении пожарной безопасности объектов, используемых в качестве общежитий» в целях проведения проверки общежитий ОНД по Комсомольскому району был направлен запрос в МУП «Общежитие», на который МУП «Общежитие» был представлен список общежитий по Комсомольскому району, находящихся в его ведении (исх.№ 25 от 20 января 2011 года), в котором указаны следующие общежития: п.ГЭС, д.8/1, 8/2, 8/3, 8/4, 8/11, 8/21, 8/24, 8/27, 8/28, 8/29, п. ЗЯБ, д.16/6, 16/7.

В ходе внеплановых проверок, данных объектов проведенных заявителем на основании распоряжений от 4 марта 2011г. были установлены нарушения Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, а именно:

- не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации в помещениях, подлежащих оборудованию АПС (ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03 п.4)

- не выполнена система оповещения людей о пожаре 2-го типа (ППБ 01-03 п.3; НПБ 104-03 табл.1,2);

- на путях эвакуации допускается применение горючих материалов для покрытия пола (линолеум, деревянный настил) (ППБ 01-03 п.53; СНиП 21-01-97* п.6.25*);

- соединение жил электропроводов не выполнено при помощи пайки, опрессовки или специальными зажимами (ППБ 01-03 п.3; ПУЭ п.2.1.21);

- не выполнен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной сети (ППБ 01-03 п.3; п.57; ПТЭЭП п.2.12.17);

- выход на кровлю не выполнен через противопожарные люки 2-го типа (ППБ 01-03 п.3; СНиП 21-01-97* п.8.4*);

- обслуживающий персонал общежития не обеспечен индивидуальными средствами защиты фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте (ППБ 01-03 п.129)

- не выполнены поэтажные планы эвакуации людей на случай возникновения пожара (ППБ 01-03 п.16);

- на фасаде здания не установлен указатель до ближайшего пожарного гидранта согласно ГОСТу, светового исполнения (ППБ 01-03 п.90);

- не проведено обучение персонала (руководителя, лиц, ответственных за пожарную безопасность) по программе пожарно-технического минимума в лицензированной организации (ППБ 01-03 п.3; Постановление № 10 КМ РТ от 17.01.2001 г.);

- не установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе не определены места для курения (ППБ 01-03 п.15).

В общежитиях п.ГЭС, д. 8/11, 8/21, 8/24, 8/28, 8/29; п. ЗЯБ, д. 16/6,16/7:

- не установлена противопожарная дверь, сертифицированная в области пожарной безопасности, в электрощитовой с пределом огнестойкости не менее EI 30 (СНиП 21-01-97* п. 5.14*)

В общежитиях п.ГЭС, д. 8/1, 8/2, 8/3, 8/4:

- демонтированы наружные пожарные лестницы (на балконах) до уровня второго этажа (ППБ 01-03 п.З; СНиП 21-01-97* п.6.13*);

- здания общежитий не обеспечены индивидуальными спасательными устройствами (комплектом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета 1 устройство на каждые 30 человек (ППБ 01-03 п.129).

Указанные нарушения нашли отражение в актах проверок №113, №114, №115, №116, №117, №118, №119, №120, №121, №122, №123, №124 от 25 марта 2011г., протоколе об административном правонарушении №0143-2011-0245 от 25 марта 2011г., на основании которых было вынесено постановление №0143-2011-0245 от 28.03.2011г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N313 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Требования пожарной безопасности также установлены в Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 187; Нормах пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001), утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 КоАП РФ, установлена частью 1 ст.20.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно представленным материалам дела, вышеуказанные здания общежитий по акту приема-передачи от 3.08.2006г. №080-161 были переданы в муниципальную собственность г.Набережные Челны. Постановлением №492 от 15.02.2007г. Исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «Общежитие».

Из изложенного следует, что МУП «Общежитие», в хозяйственном ведении которого находятся жилые объекты, обязано соблюдать требования пожарной безопасности и в случае их нарушения несет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ссылка заявителя на ст.7 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не влияет на квалификацию правонарушения совершенного в области пожарной безопасности, поскольку касается вопросов применительно к отношениям по пользованию жилыми помещениями гражданами и их возможных прав на приватизацию жилых помещений.

Кроме того, заявителем в обоснование заявленных требований не представлено решение об исключении домов, находящихся в его хозяйственном ведении из специализированного жилищного фонда.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по недопущению выявленных правонарушений, в материалы дела не представлено.

Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.

Административным органом при назначении наказания были учтены все обстоятельства и штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.4 КоП РФ. Правомочий по снижению суммы штрафа ниже установленного санкцией у суда отсутствуют.

Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным с учетом большого количества выявленных нарушений, а также в силу степени его общественной опасности и способности причинить вред жизни и здоровью людей.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления ответчика.

В соответствии с п.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья Н.Ю. Бредихина