ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 533-50-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-7203/2018
Дата принятия решения – июня 2018 года .
Дата объявления резолютивной части – 04 июня 2018 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хамидуллиной Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Красильниковой В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ПКФ «Альянс», Тукаевский район Республики Татарстан, д. Новые Ерыклы (ОГРН <***>, ИНН <***>), к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 22.02.2018 №04/1073 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9 695 кв.м., об обязании устранить допущенное нарушение, а именно обязать предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды сроком на три года и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 9 695 кв.м.,
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 27.02.2018;
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 16.10.2017 №05/5206; после перерыва – не явился, извещен;
от третьего лица (Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны) – не явился, извещен;
от третьего лица (ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра») – не явился;
от третьего лица (Управление Росреестра по РТ) – не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «ПКФ «Альянс», Тукаевский район Республики Татарстан, д. Новые Ерыклы (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань (далее – ответчик), о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 22.02.2018 №04/1073 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9 695 кв.м., об обязании устранить допущенное нарушение, а именно обязать предварительно согласовать предоставление земельного участка на праве аренды сроком на три года и утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка площадью 9 695 кв.м.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.03.2018 по настоящему делу в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны, ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили.
Суд в порядке статьи 156 АПК РФ определил провести судебное заседание в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что вновь образованный земельный участок установленные красные линии не пересекает, какие-либо иные объекты недвижимого имущества, помимо принадлежащих заявителю на праве собственности автостоянки с двумя расположенными на нем КПП, отсутствуют.
Представитель ответчика в судебном заседании 28.05.2018 требования заявителя не признал по основаниям, указанным в отзыве, пояснил, что схема расположения земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в ней не отражены границы территорий общего пользования (красные линии).
В судебном заседании 28.05.2018 судом в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12 час. 30 мин. 01.06.2018. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время с участием представителей заявителя и ответчика.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.156 АПК РФ.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представил суду договор аренды земельного участка №05-07з от 21.07.2005 с дополнительными соглашениями к нему.
Судом указанные документы приобщены к материалам дела в порядке ст.159 АПК РФ.
Представитель ответчика требования заявителя не признала, считает, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным.
В судебном заседании 01.06.2018 судом в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12 час. 30 мин. 04.06.2018. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в назначенное время с участием представителя заявителя.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.156 АПК РФ.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил приобщить к материалам дела выписку из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 01.06.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:040205:1008, из которого необходимо образовать испрашиваемый земельный участок.
Данный документ приобщен судом к материалам дела в порядке ст.159 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - незавершенный строительством объект автостоянка в составе двух КПП площадью 71,8 кв.м., этаж 1, 2, Лит. А, Б инв. №130, условный номер 16:52:00:01989:001, расположенный по адресу: <...> пересечение ул. Ак. Королева и ул. Ш. Усманова, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.08.2002 (л.д.23).
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 45 975 кв.м., принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, кадастровый номер земельного участка 16:52:040205:1008, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01.06.2018 (л.д.131-141).
Заявитель обратился в МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 9 695 к.м., который необходимо образовать из земельного участка площадью 45 975 кв.м., располагающегося по адресу: <...> XVIа жилой район, на праве аренды сроком до 3 лет без проведения торгов на основании п.п.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для завершения строительства объекта, находящегося в собственности у ООО ПКФ «Альянс»: автостоянка в составе двух КПП площадью 71,8 кв.м. согласно схеме расположения земельного участка, приложенной к указанному заявлению.
Ответчик письмом от 22.02.2018 №04/1073 указал заявителю, что необходимые сведения в представленной схеме отсутствуют, а именно не отражены границы территорий общего пользования (красные линии), в связи с чем она не соответствует требованиям действующего законодательства и отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9 695 кв.м.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Порядок раздела земельного участка предусмотрен статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (пункт 6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
По правилам пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого отказа в утверждении схемы земельного участка явилась ссылка на невозможность утверждения представленной заявителем схемы расположения земельного участка в виду ее несоответствия форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным в пункте 12 статьи 11.10 данного Кодекса, а именно отсутствие отражения в схеме территорий общего пользования (красных линий).
В силу пункта 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение положений пункта 12 статьи 10.11 ЗК РФ приказом Министерства экономического развития России от 27.11.2014 №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее – Требования).
Согласно пункту 4 Требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Факт неотражения в представленной схеме границ территорий общего пользования (красных линий) заявителем не оспаривается. Вместе с тем, он полагает, что поскольку красные линии не пересекают испрашиваемый им земельный участок, следовательно, их расположение на схеме не является обязательным. Однако, данный вывод Общества суд находит несостоятельным в силу указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации, которые не оговаривают специальных исключений по пересечению либо непересечению земельных участков установленными красными линиями.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом.
Данное положение согласуется с установленным в п.5 ст.1 Земельного кодекса РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в аренду по основанию, установленному в п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16.01.2018 (л.д.51-53) площадь объекта незавершенного строительства (КПП) с кадастровым номером 16:52:000000:4034 составляет 71,8 кв.м.
Между тем, площадь испрашиваемого ООО «ПКФ «Альянс» земельного участка значительно превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимости, так как согласно заявлению Обществом испрашивается земельный участок площадью 9 695 кв.м.
Приведенные нормы права устанавливают необходимость определения площади земельного участка, фактически используемой именно для эксплуатации строения.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 01.03.2011 №13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
Заявитель в своем заявлении и входе судебного разбирательства необходимость предоставления земельного участка площадью 9 695 кв.м. обосновывал, в том числе и расположением на испрашиваемом земельном участке асфальтобетонного покрытия с инвентарным номером 92:430:002:00002900, площадью 4 021,2 кв.м. Представил технический паспорт на указанное сооружение (л.д.38-47).
Суд не может согласиться с указанным обоснованием в силу следующего.
Согласно п.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу ст.131 Гражданского кодекса РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение; при этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п.1 ст.130 ГК РФ).
При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.
Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п.1 ст.133 ГК РФ).
Как установлено судом, вышеуказанный объект представляет собой открытую бетонную площадку, как объект недвижимости данное сооружение не возводилось и в эксплуатацию не принималось.
В данном случае из исследованных судом документов, исходя из конструктивных элементов асфальтобетонное покрытие ввиду отсутствия неразрывной связи с землей следует признать замощением земельного участка, которое является его частью и согласно п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» не может быть признано самостоятельной вещью, независимо от того, что на него зарегистрировано право собственности как на объект недвижимости.
Поскольку расположенное на спорном земельном участке асфальтобетонное покрытие объектом недвижимости не является, на него не распространяются положения ст.39.20 Земельного кодекса РФ, следовательно, у заявителя отсутствует исключительное право на приобретение спорного земельного участка в аренду.
Наличие объекта недвижимого имущества площадью 71,8 кв.м. не предоставляет Обществу право произвольно определять площадь земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости.
Доказательства соразмерности площади спорного участка с учетом требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации заявителем не представлены.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ, изложенный в письме Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области от 22.02.2018 №22.02.2018, является обоснованным, и не может быть признан судом недействительным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявленные требования удовлетворению не подлежат, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. относятся на заявителя, а также в размере 3 000 руб. подлежат возврату ему в связи с излишней уплатой.
Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления отказать.
Обществу с ограниченной ответственностью «ПКФ «Альянс», Тукаевский район Республики Татарстан, д. Новые Ерыклы, выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей, излишне уплаченной платежным поручением №15 от 27.02.2018.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.
Судья Л.В. Хамидуллина