АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Казань Дело № А65-7898/2015
Дата принятия решения – 13 июля 2015 года
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Самакаева Т.Р., рассмотрев дело по иску закрытого акционерного общества "Страховая компания "Транснефть" (ОГРН <***>, ИНН <***>) к муниципальному унитарному предприятию "Казгорсвет" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о возмещении 32 115 руб. 07 коп. ущерба
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Страховая компания "Транснефть" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к коммунальному унитарному предприятию "Казгорсвет" (далее – ответчик) о взыскании 32 115 руб. 07 коп. ущерба.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.04.2015 г. о принятии искового заявления к производству лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьями 142, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела, судом установлено, что истец изложенными выше процессуальными правами не воспользовался, однако данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ответчик представил отзыв на иск (вх. АС РТ №8507 от 25.05.2015 г.).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.04.2012 г. на ул.Н.Ершова г.Казани произошло дорожно – транспортное происшествие в результате которого, транспортное средство «Фольксфаген», государственный регистрационный знак О 200 КВ.
Истец указывает, что вред причинен в результате падения световой опоры №68 совместно с электропроводкой.
Во исполнение условий договора добровольного страхования транспортного средства истец произвел выплату в сумме 32 115 руб. 07 коп.
Полагая, что лицом, ответственным за причинение вреда является ответчик, истец обратился с настоящим иском в порядке суброгации.
Согласно статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имел к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии с общим правилом частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности, а так же имуществу гражданина и юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом, по смыслу части 2 статьи 1064, части 3 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность возместить вред возникает при наличии вины лица, причинившего вред.
Для возникновения деликтных отношений необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность действий этого лица и юридически значимую причинную связь между действиями указанного лица и наступившими последствиями.
Не признавая исковые требования, ответчик в отзыве на исковое заявление указал о том, что согласно п.1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 19 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Пунктом 25 статьи 8 Устава муниципального образования г. Казани, утвержденного Решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 г. №3-5 к вопросам местного значения отнесено утверждения правил благоустройства территории города Казани, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории города Казани (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Казани.
По действующему гражданскому законодательству унитарные предприятия являются коммерческими организациями со специальной правоспособностью. Учредителем предприятия является муниципальное образование город Казань в лице КЗИО ИК МО г. Казани. Опоры наружного освещения находятся на балансе МКУ «Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани», были переданы на основании приказа председателя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани» №1133 от 22.12.2011 г.
Все имущество предприятия находится в муниципальной собственности, согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания своего имущества.
Пунктом 27 статьи 8 Устава муниципального образования г. Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. №3-5 к вопросам местного значения отнесена обязанность организации освещения улиц, п. 14 статьи 40 на Исполнительный комитет г.Казани возложены полномочия по организации освещения улиц. Согласно п.2 статьи 65 Устава в собственности города Казани находиться имущество, предназначенное для освещения улиц населенных пунктов города Казани.
Целью деятельности предприятия является выполнение работ по обслуживанию систем уличного освещения и электрооборудования объектов внешнего благоустройства г. Казани на подрядной основе (п.2.1. Устава).
Таким образом, своими средствами на капитальный ремонт муниципального имущества МУП «Казгорсвет» не располагает, работы осуществляются на основании заключенных муниципальных контрактов согласно предмету муниципального контракта.
Во исполнение Постановления Главы администрации г. Казани № 2098 от 20.10.2000 предприятию на баланс были переданы опоры 01.11.2000 г. уже в аварийном состоянии. Опоры наружного освещения на ул. Н.Ершова были введены в эксплуатацию в 1955 году ККУП «Казгорэлектротранс» и эксплуатировались этой организацией путем размещения на них контактных сетей.
Ответчик МУП «Казгорсвет» указал, что осуществляет свою деятельность на основании заключенных муниципальных контрактов, за прошлый год работы были выполнены подрядчиком надлежащим образом, претензии по качеству и сроку работ со стороны заказчика в лице МКУ «Комитет внешнего благоустройства ИК МО г. Казани» не поступили, все акты выполненных работ были подписаны заказчиком без замечаний, что свидетельствует о том, что МУП «Казгорсвет» надлежащим образом и в полном объеме выполнило возложенные на него обязанности.
На 2012 год был подписан муниципальный контракт на содержание №2012-1223 от 06.02.2012 г., акты выполненных работ подписаны без замечаний со стороны заказчика. Результатом проведения работ по контракту является бесперебойная и надежная работа всех устройств уличного освещения г. Казани. В требованиях к работам согласно техническому заданию к Контракту указано замена поврежденных опор, а не аварийных. Данный вид работ относится к текущему содержанию, а не капитальному ремонту.
Затраты на работы по освещению улиц г. Казани были утверждены Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 27.10.2010 г. №9617. «Об утверждении затрат на работы по освещению улиц г.Казани в 2011 году». Согласно указанному постановлению с 1 января 2011 г. на одну светоточку в год на текущее содержание выделается 1 434,68 рублей, указанная сумма, не пересматривалась и на 2012 год.
Расчет тарифа состоит из следующих статей: стоимость материалов для эксплуатационного обслуживания сетей наружного освещения, стоимость текущего содержания контролеров и радиопередающих устройств АСУ НО, демеркуризация ртутных ламп, стоимость эксплуатации машин, стоимость электроэнергии, затраты на оплату труда рабочих, отчисления на социальные нужды, услуги радиочастотной службы, оказываемые на территории Приволжского федерального округа, аренда крыши для размещения антенн ретрансляторов АСУ НО, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы. Из расшифровки статей затрат тарифа на текущее содержание видно, что работы по замене аварийных опор в нее не включены. Сумма заключенного контракта составила 66 925 503 (шестьдесят шесть миллионов девятьсот двадцать пять тысяч пятьсот три) рубля 48 коп. на содержание 46 884 (сорок шесть тысяч восемьсот восемьдесят четыре) опоры наружного освещения, таким образом, в месяц на одну опору приходится 119 рублей. Согласно п.4.1. части 4 статьи 9 ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена контракта была снижена без изменений количества светоточек. Фактически МУП «Казгорсвет» обслуживаются 60 665 (шестьдесят тысяч шестьсот шестьдесят пять) светоточек, вместо заявленных 46884, на которые выделены денежные средства, т.е. фактически на 91 рубль на одну опору в месяц.
Ответчик указал, что на ул. Н.Ершова г.Казани, видимых дефектов (сколов, трещин) опоры наружного освещения не было, опора была аварийной еще в момент передачи в 2000 году, однако денежные средства на замену аварийных опор собственником имущества не выделялись. К тому же в 2011 году ответчиком направлялись письмо заказчику с перечнем объектов наружного освещения по капитальному ремонту, реконструкции и новому строительству 2009-2010 гг. Однако, денежные средства на замену аварийных опор были выделены лишь в 2012 году после падения нескольких опор.
В 2012 году был заключен муниципальный контракт № 2012.22357 от 28.08.2012 г. на капитальный ремонт объектов наружного освещения г. Казани в 2012 г., в список объектов для замены вошли и опоры наружного освещения, расположенные по улице Н.Ершова. Согласно предмету этого контракта были заменены 511 опор наружного освещения, находящиеся в аварийном состоянии на 25 улицах г.Казани.
Текущий ремонт проводится для обеспечения работоспособности оборудования наружного освещения до следующего планового капитального ремонта за счет средств на его эксплуатационное обслуживание, включает в себя проверку опор; капитальный ремонт осуществляется в целях восстановления исправностей наружного освещения и обеспечения его надежности и экономической работы в межремонтный период. Назначением текущего ремонта является восстановление до заданных значений технических характеристик элементов наружного освещения. Текущий ремонт является профилактическим ремонтом: включает в себя заделку трещин и участков опор с отбитым бетоном, правку опор, ликвидацию повреждений при сбивании опор, регулирование натяжения проводов. Назначение капитального ремонта - полное восстановление первоначальных технических характеристик устройств с учетом необходимой модернизации для повышения надежности работы. Капитальный ремонт должен быть комплексным и охватывать все элементы наружного освещения на определенном участке.
К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. Капитальным ремонтом наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства признаются работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д. Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также в работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. (Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004., утвержденного Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1). Ответчик указал, что МУП «Казгорсвет не является балансодержателем опор наружного освещения и электрооборудования объектов внешнего благоустройства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между ущербом, причиненным автомобилю, и действиями (бездействиями) ответчика. Истцом, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказана вина ответчика для возложения ответственности за причинение вреда, не доказана вина ответчика как подрядчика в ненадлежащем выполнении работ в рамках предмета контракта и предусмотренных им объема работ, которые могли бы привести к возникновению у истца убытков.
Поскольку факт причинения вреда истцу ответчиком не подтвержден материалами дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска. (Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2013 г. по делу №А65-26577/2012).
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (пункты 2 и 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 228 и 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.
Судья Самакаев Т.Р.