ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-8535 от 04.07.2012 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2,  г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Казань                                                                 Дело № А65-8535/2012

Решение в полном объеме изготовлено 4 июля 2012г.

Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2012г.

Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи  Кириллова А.Е., лица ведущего протокол судебного заседания – секретарь судебного заседания Валиуллина З.З., рассмотрев 30.05.2012г. по первой инстанции в судебном заседании дело по заявлению МКУ "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани", г.Казань к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань о признании недействительным и подлежащим отмене решения по делу №06-505/2011 от 02.02.2012г., с участием: от истца – Степанова А.А., по доверенности от  18.01.2012г.; Максименкова Е.В., по доверенности от 27.07.2011г.; Шайхутдинова Э.Р., по доверенности от 10.01.2012г.; Ибрагимова А.Г., по доверенности от 28.02.2012г. представитель Казанской городской Думы; от ответчика – Шамсутдинов Т.Р., по доверенности от 07.02.2012г., Хасанов И.Р., по доверенности от 15.05.2012г.;

У С Т А Н О В И Л :

МКУ "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани", г.Казань (заявитель) обратилось  в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (ответчик) о признании недействительным и подлежащим отмене решения по делу №06-505/2011 от 02.02.2012г.

Представители заявителей поддержали заявленные требования по основаниям,  изложенным в заявлении.

Представитель ответчика, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители третьих лиц поддержали позицию ответчика.

Представитель в судебных заседаниях заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, дал пояснения по существу  дела, заявляя что лицо подавшее жалобу не являлось участником размещения заказа.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, полагая, решение вынесенным с соблюдением материальных и процессуальных требований.

Суд счел установленными следующие обстоятельства.

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ (далее -антимонопольный орган) от 01.11.2011 №01/839-к было возбуждено дело №06-605/2011 в отношении Муниципального казенного учреждения «Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее - Управление наружной рекламы и информации) по признакам нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в бездействие по своевременному демонтажу рекламных конструкций, установленных с нарушением действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По итогам рассмотрения дела №06-605/2011 комиссией антимонопольного органа было вынесено решение о признании действий Управления наружной рекламы и информации нарушившим ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в бездействии по своевременному демонтажу рекламных конструкций (расположенных по следующим адресам: перекресток пр.Победы-ул. Чишмяле; пос. Киндери, ул.Азина, д.91; ул.Сибирский тракт, напротив Компрессорного завода; перекресток ул. Ак.Сахарова-ул.Вагапова; Г.Шоссе (въезд в город из пос.Залесный); Г.Шоссе (460м. после моста в сторону КПП); ул.Адаратского, д. 15; подъездная дорога к Мосту Миллениум со стороны Амирхана,№16; подъездная дорога к мосту Миллениум со стороны Амирхана, №27; перекресток ул.Закиева-пр.Победы; подъездная дорога к мосту Миллениум со стороны Ершова, №11), установленных с нарушением действующего законодательства, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании указанного решения предписание выдано не было в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства (то есть осуществлением демонтажа всех рекламных конструкций принадлежащих 000  «Hyp-Авто» силами Управления наружной рекламы и информации за счет средств местного бюджета еще до возбуждения данного дела Татарстанским УФ АС России).

Не согласившись с вынесенным решением, Заявитель обжаловал его в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Исследовав обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи выслушав представителей сторон суд заявленные требования удовлетворил в виду не доказанности события нарушения.

МКУ «Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» не допускало нарушений по части 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите Конкуренции», выразившихся в бездействии по своевременному демонтажу рекламных конструкций установленных с нарушением действующего законодательства согласно.

Более того МКУ «Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» были предприняты все необходимые и возможные в рамках закона меры для осуществления демонтажа рекламных конструкций, принадлежавших ООО «Нур-Авто» и установленных с нарушением действующего законодательства, а именно: 23.04.09 МУ «Управление наружной рекламы и информации г.Казани» были направлены ООО «Hyp-Авто» уведомления о намерении расторгнуть ранее заключенные договора от 01.09.2007 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулировании разрешений и об обязании оплатить образовавшуюся задолженность с обязательным осуществлением демонтажа всех рекламных конструкций. В связи с неисполнением указанных требований 27.04.2009 на Ч^новании п.5.2.1 данные договора были расторгнуты по инициативе Исполнительного комитета г.Казани в одностороннем порядке.

В июле 2009 Исполнительный комитет г.Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковыми заявлениями о принудительном демонтаже рекламных конструкций и взыскании суммы долга по договорам.

Решениями Арбитражного суда А65-18675/2009 от 09.09.2009, А65-18676/2009 от 09.09.2009, А65-18680/2009 от 22.09.2009, А65-18677/2009 от 28.09.2009, А65-18678/2009 от 28.09.2009, А65-18673/2009 от 09.10.2009, А65-18674/2009 от 09.10.2009, А65-23262/2009 от 27.10.2009, А65-23267/2009 от 05.11.2009, А65-23268/2009 от 05.11.2009, А65-23 266/2009 от 17.11.2009 заявленные исковые требования были удовлетворены в полном объеме.

12.01.2010   Одиннадцатым    апелляционным    судом    были    приняты    к производству   апелляционные   жалобы   ООО   «Hyp-Авто»   по   делам   №А65-А23268/2009,  А65-23267/2009,  А65-23262/2009.  Постановлениями  апелляционной "инстанции от 10.02.2010, 11.02.2010 указанные решения оставлены без изменения, жалобы без удовлетворения.

После выдачи Арбитражным судом Республики Татарстан исполнительных листов МУ «Управление наружной рекламы и информации г.Казани» обратилось с заявлениями о возбуждении исполнительных производств в районные отделы Управлений Федеральной службы судебных приставов в г.Казани согласно местам размещения рекламных конструкций. На основании данных обращений отделами районных Управлений Федеральной службы судебных приставов были возбуждены исполнительные производства.

В связи с неисполнением обязательств по исполнительным листам, а так же сложностью в получении информации о состоянии возбужденных дел МУ «Управление наружной рекламы и информации г.Казани» обратилось к руководителю Управления - главному судебному приставу УФССП по РТ с , просьбой о передаче и принятии исполнительных листов ООО «Hyp-Авто» к своему производству (исх. от 14.01.2009 №11-02).

10.02.2010 в ответ на указанное обращение, постановлением главного судебного пристава Республики Татарстан от 01.02.2010 производство находящиеся на исполнении в районных отделах судебных приставов г.Казани были переданы в Казанский межрайонный отдел судебных приставов.

После принятия Казанским межрайонным отделом судебных приставов исполнительных производств МУ «Управление наружной рекламы и информации г.Казани» неоднократно обращалось к руководителю Управления - главному судебному приставу УФССП по РТ Х.Г.Шарипову, а так же начальнику Казанского межрайонного отдела УФССП по РТ Д.М.Назиповой с жалобами на действия судебных приставов исполнителей за нарушение сроков извещения истца о движении возбужденных дел, просьбой о необходимости демонтажа рекламных конструкций в кротчайшие сроки и предоставлением дополнительной информации по данным делам, (исх. 69-си от 27.02.2010 №93-си от 23.03.2010, №526-02 от 16.06.2010, №541-02 от 18.06.2010, №955-02 от 98.09.2010).

24.11.2009  в связи с неисполнением требований о демонтаже рекламных конструкций и дальнейшем незаконным использованием рекламных конструкций ООО «Hyp-Авто» на земельном участке находящемся в муниципальной собственности, Исполнительный комитет г.Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковыми заявлениям о взыскании с ООО «Нур-Авто» суммы неосновательного обогащения.

02.03.2010  Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-33 884/2009 исковое заявление о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения за фактическое использование земельных участков, путем размещения на них рекламных конструкций за период с 27.04.2009г. по 20.11.2009г (с даты расторжения договора по дату подачи иска) удовлетворены в полном объеме. 22.04.2010 принята к производству апелляционная жалоба. Постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2010 решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. 22.07.2010 Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам вынес постановление о возбуждении исполнительного производства по данному делу и присоединении его к сводному.

В связи с тем, что в бюджете г.Казани отсутствовали денежные средства на осуществление принудительного демонтажа данных конструкций согласно исполнительным листам, а приставы с данной работой не справлялись МУ «Управление наружной рекламы и информации г.Казани» были приняты следующие меры:

01.12.2009 (исх. 113) Руководителю исполнительного комитета г.Казани Р.Т.Бурганову, начальнику отдела по связям с общественностью и СМИ аппарата Казанской городской Думы С.Н.Лобову было направлено обращение с предложением о возможности публикации в СМИ информации о том, что фирма ООО «Hyp-Авто» рекламирует себя на незаконно размещаемых ею рекламных конструкциях,

22.01.2010  (исх.29-02/1) директору МУП «Казгорсвет» В.А.Белотелову бьшо направлено обращение с просьбой о прекращении подачи электрической эн&Дии на рекламные конструкции ООО «Нур-Авто»,

18.06.2010 (исх.539-05) на имя заместителя руководителя Исполнительного комитета г.Казани - начальника Управления административно-технической инспекции Р.Х.Муллина направлено обращение с просьбой о привлечении ООО «Нур-Авто» к административной ответственности за содержание рекламных конструкций в ненадлежащем состоянии.

С 2009 года МУ «Управление наружной рекламы и информации г.Казани» неоднократно обращалось к первому заместителю Руководителя Исполнительного комитета г.Казани Р.К.Нигматуллину, к начальнику Финансового управления Исполнительного комитета г.Казани А.Д.Гарипову, Генеральному директору МУП «Метроэлектротранс» А.Г.Галявову с вопросами о выделении средств из Бюджета города для осуществления демонтажа рекламных конструкций, установленных с нарушением     действующего     законодательства     и     возможности     хранения демонтированных конструкций на территории МУП «Метроэлектротранс» (копии служебных записок прилагаются).

В 2010 году подготовлен проект постановления о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций в первом квартале 2011 года. В проекте чалл предусмотрен принудительный демонтаж в первом квартале 2011 года рекламных конструкций (еврощитов 3x6 м) принадлежащий ООО «Hyp-Авто». В связи с отсутствием средств данный проект не был утвержден Финансовым Управлением Исполнительного комитета г.Казани и соответственно не исполнен.

Кроме того, Управлением наружной рекламы и информации в 2010 году были проведены следующие мероприятия:

-   организован ежемесячно обновляемый электронный ресурс на сайте Управления с разделом «Где нельзя размещать рекламу». В данном разделе размещается перечень незаконно установленных сетевых рекламных конструкций на территории г.Казани. Информация с анонсом о создании и ведении такого ресурса была размещена на официальном портале мэрии г.Казани, сайте Торгово-Промышленной палаты г.Казани, информация также направлена в байинговые агентства ведущие деятельность на территории г.Казани (фирмы осуществляющие размещение рекламы);

- проведено совещание с участием байинговых фирм по теме недопустимости размещения рекламной информации на незаконно установленных сетевых рекламных конструкциях (в т.ч. и конструкциях ООО «Hyp-Авто»).

В результате проведенных комплексных мероприятий коммерческая деятельность по размещению рекламной информации на конструкциях фирмы ООО «Hyp-Авто» с 2010 года не велась.

В связи с тем, что ООО «Hyp-Авто» не исполняло решения Арбитражного суда и с 2010 года не осуществляло коммерческой деятельности 23.07.2010 Исполнительный комитет г.Казани обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании должника ООО «Hyp-Авто» банкротом.

12.08.2010 Арбитражный суд вынес определение о принятии заявления в качестве заявления о вступлении в дело о банкротстве.

Определением от 5.10.2010 по делу №А65-14342/2010 Арбитражный суд ввел в отношении ООО «Hyp-Авто» процедуру наблюдения и утвердил кандидатуру временного управляющего. Сущность процедуры наблюдения состоит в том, чтобы после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до рассмотрения дела сбалансировать интересы сторон, т.е. предотвратить возможные недобросовестные действия, как должника, так и кредиторов. Указанная процедура применяется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Осуществление анализа финансового состояния должника необходимо для оценки возможности удовлетворения предъявленных требований имущественного характера и перспектив восстановления его платежеспособности.

Решением Арбитражного суда от 23.05.2011 по делу №А65-14342/2010 ООО «Hyp-Авто» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открывается процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев.

15.06.2011 на основании Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам вынес постановление об окончании исполнительных производств и возвратил исполнительные листы.                 

В процессе конкурсного производства было выявлено, что данные рекламные конструкции (еврощиты) уже не находятся на балансе ООО «Hyp-Авто» и принадлежат на праве собственности по договору купли продажи от 01.07.2009 №001-РЩ ООО «Дом рекламы».

Управление наружной рекламы и информации г.Казани незамедлительно обратилось к старшему советнику юстиции - прокурору г.Казани И.С.Нафикову с просьбой о принятии мер в отношении ООО «Дом рекламы» (исх от 19.04.2011 №470/01-17-и, №924/01-17-и от 06.07.2011, вх. от 02.06.2011 №1018в-11)

04.07.2011 Исполнительным комитетом г.Казани принято подготовленное МКУ«Управление наружной рекламы и информации г.Казани» постановление №3567 «О демонтаже незаконно установленных средств наружной рекламны и информации на территории г.Казани в 2011 году», которым в свою очередь утвержден перечень средств наружной рекламы и информации, подлежавших демонтажу в 2011 году на основании решений суда и смета расходов по демонтажу, транспортировке и хранению незаконно установленных средств наружной рекламы и информации на территории г.Казани и выделении МКУ «У правление наружной рекламы и информации г.Казани» денежных средств.

13.08.2011 в связи с переходом права собственности на рекламные конструкции, ранее принадлежащие ООО «Hyp-Авто» Исполнительный комитет г.Казани обратился в Арбитражный суд г.Казани с исковым заявлением о взыскании с ООО «Дом рекламы» суммы неосновательного обогащения за фактическое использование рекламных конструкций за период с 21.11.2009 ( с даты по которую взыскано неосновательное обогащение решением суда по делу № А65-33884/2009 по дату демонтажа рекламных конструкций). В процессе судебного производства рекламные конструкции были демонтированы Исполнительным комитетом г.Казани согласно муниципальным контрактам, заключенным с подрядчиками по итогам запроса котировок. Решением Арбитражного %^'да Республики Татарстан от 06.12.2011 по делу №А65-21566/2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В настоящее время все рекламные конструкции, принадлежащие ООО «Нур-Авто», установленные с нарушением действующего законодательства демонтированы, а суммы долга по неосновательному обогащению и расходам понесенным Исполнительным комитетом г.Казани в связи с демонтажем конструкций включена в реестр кредиторов ООО «Hyp-Авто».

Следовательно, оснований для возбуждения дела в отношении Управления наружной рекламы и информации по признакам нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» у антимонопольного органа не имелось.

 В п.8 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

В рассматриваемом случае суд пришел к выводу, что ответчик не доказал факт необоснованного бездействия по демонтажу рекламных конструкций, установленных с нарушением действующего законодательства.

Ответчик, вынося оспариваемое решение, основывался на ошибочном предположении о том, что рекламные конструкции были установлены с нарушением действующего законодательства, поскольку первоначальная установка проводилась с согласия уполномоченных органов, а договора были расторгнуты впоследствии в связи с неуплатой, что существенно влияет на характер действий которые должен был принять заявитель. Данный вывод подтверждается вступившими в законную силу Решениями Арбитражного суда по арбитражным делам №№ А65-18677/2009; А65-18678/2009; А65-18673/2009; А65-18674/2009; А65-23262/2009; А65-23268/2009; А65-33848/2009, что в соответствии со ст.69 АПК РФ, дает основание считать данные факты доказанными.

В рассматриваемом случае подача обоснованных заявлений о взыскании платежей и сносе рекламных конструкций в судебные органы, активное участие в судебных процессах и направление исполнительных документов в Службу судебных приставов для исполнения должны рассматриваться как осуществление необходимых и достаточных мер для выполнения возложенных на заявителя обязанностей.

В соответствии с п.4,5.ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Установив не соответствие  ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя суд принял решении о признании его незаконным и отмене.

Руководствуясь ст.ст.167, 169, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Решил:

Заявление удовлетворить.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань по делу №06-505/2011 от 02.02.2012г., о признании МКУ "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани", г.Казань нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» признать незаконным не соответствующим требованиям Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань устранить нарушение прав и законных интересов МКУ "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета Муниципального образования города Казани", г.Казань

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья                                                                          А.Е. Кириллов