ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-8555/11 от 23.05.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Казань Дело №А65-8555/2011

«24» мая 2011 года.

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2011 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 24 мая 2011 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Латыпова И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Залялиевой Р.Р.,

рассмотрев 17-23 мая 2011г. в первой инстанции в открытом заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Жилищная инвестиционная компания города Казани», г. Казань к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, г.Казань о признании незаконным и отмене постановления №204-01 по делу об административном правонарушении от 24.03.2011 г.,

с участием:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 11.01.2011г. (до и после перерыва),

от ответчика – ФИО2, доверенность от 12.01.2011г. (до перерыва), ФИО3, доверенность от 25.01.2011г. №4-2011 (до и после перерыва), ФИО4, доверенность от 11.01.2011г. №02-23/33 (после перерыва),

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Жилищная инвестиционная компания города Казани», г. Казань (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, г.Казань (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления №204-01 по делу об административном правонарушении от 24.03.2011 г.

Представитель заявителя ходатайствовала о приобщении к материалам дела положительного заключения государственной экспертизы №16-1-4-1295-09 от 01.06.2009г.

Судом в порядке ст.159 АПК РФ ходатайство представителя заявителя удовлетворено, представленные документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснила, что процедура привлечения к административной ответственности ответчиком соблюдена. Однако, указала на то, что лицом, нарушившим требования строительных норм и правил, и совершившим административное правонарушение, является генеральный подрядчик - ООО «Казанское специализированное строительно-монтажное управление «Союзшахтоосушение». Вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом не доказана.

Представители ответчика заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ был объявлен перерыв до 23 мая 2011г. 14 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в 14 час. 43 мин. 23.05.2011г., в соответствии с ч.4 ст. 163 АПК РФ.

После перерыва представитель ответчика ходатайствовала о приобщении к материалам дела договора №63/08 на выполнение подрядных работ от 04.08.2010г.

Суд в порядке ст. 159 АПК РФ удовлетворил ходатайство представителя ответчика и приобщил к материалам дела представленный документ.

После перерыва представитель заявителя заявленные требования поддержала по тем же основаниям.

После перерыва представители ответчика заявленные требования не признали по тем же основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением №204-01 от 24.03.2011г. заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей, за выявленные 02.03.2011г. Инспекцией государственного строительного надзора РТ при строительстве жилого дома №6-2, расположенного по адресу г.Казань, Советский район, А-1, М6 нарушения обязательных для исполнения требования нормативно-правовых актов в области строительства: а именно:

- рабочие чертежи №9/08АС, предназначенные для производства строительно-монтажных работ оформлены не в полном объеме: нарушение п.4 требования ГОСТ 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации»: в проектной документации указаны производители некоторых строительных материалов и изделий (пленка «Изоспан», утеплители «Изовер», «Стирофом», но не указаны нормативные требования ГОСТ или ТУ (листы -1А, 108, 104и) на утеплитель (для наружных стен и для кровли), линолеум, пеноблоки, пленку «Изоспан»; не внесены изменения в рабочие чертежи; лист 131 и узел В (температурный шов) не указана глубина заделки шва мастикой; лист 113 и 46 не указаны требования по теплопроводности к оконным блокам ОП ОСП 15-18 (поз. ОК 1, 2, 3); не указаны применяемые материалы в узлах (козырьки над балконами верхних этажей) лист 80;

- входной контроль выполнен не в полном объеме нарушение требований п.п. 6.1.3-6.1.5 СНиП 12-01-2004: отсутствуют результаты лабораторных испытаний на утеплитель, пеноблок, изоляционную пленку «Изоспан», мастику АМ-05, утеплитель «Вилатерм-СМ»;

- не представлены паспорта изоляционную пленку «Изоспан», мастику АМ-05;

- двери проекта №9/08-АС с нарушением требований п.4.5 ГОСТ 31173-2003: марка по проекту лист 113 ДСН ДН 1-2-2 М2 У 2100-1000 не указаны варианты конструктивного решения; представленный паспорт №б/н от 10.10.2010г. не указаны варианты заполнения дверного полотна.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления указанных действий на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

Согласно п.4.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 21.1101-2009 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2009 г. N 525-ст (далее по тексту- ГОСТ Р 21.1101-2009) состав разделов проектной документации объектов капитального строительства и требования к их содержанию установлены [1], утвержденным Правительством Российской Федерации положением [2] и другими нормативно-правовыми актами.

Пунктом 4.3.1 ГОСТ Р 21.1101-2009 установлено, что на первых листах каждого основного комплекта рабочих чертежей приводят общие данные по рабочим чертежам, в которые включают, в том числе, общие указания.

В общих указаниях приводят, в том числе перечень технических регламентов и нормативных документов (стандартов, сводов правил и т.п.), в соответствии с требованиями которых разработана рабочая документация (п.4.3.5. ГОСТ Р 21.1101-2009)

  В соответствии с п. 7.1.1.4 ГОСТ Р 21.1101-2009 информацию об изменении документа указывают в основной надписи этого документа, в общих данных по рабочим чертежам и на титульном листе (при наличии).

Согласно п.п. 6.1.3-6.1.5 Строительным нормам и правилам РФ СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" (одобрены постановлением Госстроя РФ от 19 апреля 2004 г. N 70) входным контролем в соответствии с действующим законодательством [1] проверяют соответствие показателей качества покупаемых (получаемых) материалов, изделий и оборудования требованиям стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, указанных в проектной документации и (или) договоре подряда.

При этом проверяется наличие и содержание сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество указанных материалов, изделий и оборудования.

При необходимости могут выполняться контрольные измерения и испытания указанных выше показателей. Методы и средства этих измерений и испытаний должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и (или) технических свидетельств на материалы, изделия и оборудование.

Результаты входного контроля должны быть документированы (п.6.1.3).

В случае выполнения контроля и испытаний привлеченными аккредитованными лабораториями следует проверить соответствие применяемых ими методов контроля и испытаний установленным стандартами и (или) техническими условиями на контролируемую продукцию (п.6.1.4).

Материалы, изделия, оборудование, несоответствие которых установленным требованиям выявлено входным контролем, следует отделить от пригодных и промаркировать. Работы с применением этих материалов, изделий и оборудования следует приостановить. Застройщик (заказчик) должен быть извещен о приостановке работ и ее причинах.

В соответствии с законодательством [1] может быть принято одно из трех решений:

- поставщик выполняет замену несоответствующих материалов, изделий, оборудования соответствующими;

- несоответствующие изделия дорабатываются;

- несоответствующие материалы, изделия могут быть применены после обязательного согласования с застройщиком (заказчиком), проектировщиком и органом государственного контроля (надзора) по его компетенции (п.6.1.5).

Согласно п.4.5 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31173-2003 "Блоки дверные стальные. Технические условия" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 20 июня 2003 г. N 76) при оформлении заказа на изготовление (поставку) и паспорта рекомендуется указывать: вариант конструктивного решения, включая описание заполнения дверного полотна; чертеж с указанием схемы открывания полотен и конструкции дверного блока; тип и марки дверных приборов и класс замков; вид отделки, ширину коробки и другие требования по согласованию изготовителя с заказчиком.

За нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), ч.1.ст.9.4 КоАП РФ установлена ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт совершения заявителем правонарушения предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ выразившегося в нарушении п.4 ГОСТ 21.1101-2009, п.п..6.1.3-6.1.5 СНиП 12-01-2004, п.4.5 ГОСТ 31173-2003, подтверждается материалами дела: актом проверки №11-5-14/8 от 02.03.2011г., протоколом №34 от 09.03.2011г. об административном правонарушении, фототаблицой.

При таких обстоятельствах, суд признает правомерным привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, штраф назначен в минимальном размере.

Процессуальные требования административного законодательства при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела ответчиком были соблюдены.

Довод заявителя о том, что лицом, нарушившим требования строительных норм и правил, и совершившим административное правонарушение, является генеральный подрядчик - ООО «Казанское специализированное строительно-монтажное управление «Союзшахтоосушение», судом рассмотрен и отклоняется.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Частью 4 указанной нормы права предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Установленные ответчиком в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ОАО «ЖИК города Казани» должен осуществлять строительный контроль как заказчик (застройщик), поскольку он разработал и утвердил проектно-сметную документацию.

Вместе с тем, доказательств того, что заявителем были предприняты все возможные меры для соблюдения требований закона, был осуществлен надлежащий контроль за качеством выполнения работ подрядными организациями, в материалы дела не представлено. Сам по себе факт заключения договоров в отсутствие доказательств их надлежащего исполнения не может свидетельствовать о надлежащем исполнении закона.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 данной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст.ст.167–169, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.

Судья И.И Латыпов