АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: arbitr@kzn.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 292-07-57
==================================================================================
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Казань Дело № А65-8559/2009-СA3-56
Резолютивная часть решения объявлена 6.05.2009г.
Текст решения в полном объеме изготовлен 12.05.2009г.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю., рассмотрев 28.04-6.05.2009г. по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АктивИнвест», г.Казань к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г.Казань об отмене постановления о назначении административного наказания от 20.03.2009г. №11-09-100/пн и прекращении производства по делу №11-0-100/пн о наложении штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.28 КоАП РФ,
с участием:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 23.06.2008г., паспорт 92 03 №965288, выдан ОВД Апастовского района 10.03.2003г.
от ответчика – ФИО2, доверенность от 18.02.2009г., паспорт 92 05 №780186, выдан ОВД Вахитовского района г.Казани 29.11.2005г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бредихиной Н.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «АктивИнвест», г.Казань (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г.Казань об отмене постановления от 20.03.2009г. №11-09-100/пн о наложении штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.18 КоАП РФ.
В судебном заседании в соответствии со ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 06.05.2009г. до 13 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей сторон.
Представитель заявителя заявила ходатайство о приобщении к материалам дела сопроводительного письма №3 от 21.01.2009г. о направлении отчета по обязательному предложению ООО ТПГ «380 Вольт», и обязательного предложения ООО ТПГ «380 Вольт», представитель ответчика ходатайствовала о приобщении к материалам дела служебной записки и протокола совещания сотрудников отдела организации и проведения надзорных мероприятий за участниками финансовых рынков, коллективными инвестициями и бюро кредитных историй.
Судом заявленные ходатайства о приобщении к материалам дела удовлетворены в порядке ст. 159 АПК РФ.
Представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, пояснила суду, что при определении рыночной цены акций заявитель руководствовался сведениями, содержащимися в обязательном предложении ООО ТПГ «380 Вольт», у которого заявителем был приобретен пакет акций. Отчет с обязательным предложением ООО ТПГ «380 Вольт» был принят ответчиком без возражений, несмотря на то, что к указанному обязательному предложению был приложен отчет независимого оценщика, определяющего цену, исходя из стоимости 25% пакета акций, с учетом скидки на неконтрольный характер и неликвидность приобретаемого пакета. Разъяснения о том, что рыночную стоимость акций надлежит оценивать, без учета пакета акций, были даны заявителю уже после подачи обязательного предложения путем направления предписания, заявителем требования, содержащиеся в предписании были устранены.
Представитель ответчика требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила суду, что на основании п.4 ст.82 ФЗ «Об акционерных обществах» оценке подлежит одна соответствующая акция, вне зависимости от приобретаемого пакета, о чем имеется разъяснение РО ФСФР в ВКР служебной записке.
Как следует из материалов дела, ответчиком согласно поручению РО ФСФР России в ВКР от 20.01.2009г. №11-09-12/пч проведена камеральная проверка документов, представленных ООО «АктивИнвест» в связи с приобретением более 30% акций ОАО «Осиновские инженерные сети», на предмет соответствия данного обязательного предложения от 19.01.2009 года (вх. от 20.01.2009г. №11-09-303) требованиям законодательства РФ об акционерных обществах.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований ст.84.2 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об АО»), п.2.4 Положения ООО «АктивИнвест» вместе с обязательным предложением не представило копию отчета об оценке рыночной стоимости одной акции ОАО «Осиновские инженерные сети», соответствующего законодательству РФ.
Представленный отчет об оценке рыночной стоимости одной акции ОАО «Осиновские инженерные сети» №Б-07-08 не соответствовал пункту 4 статьи 84.2 Ф3 «Об АО», а именно в представленном отчете независимого оценщика определяется лишь рыночная стоимость пакета акций в размере 127 557 штук (25% плюс 1 акция от Уставного капитала Общества), в связи с чем оценщиком произведена скидка за неконтрольный характер пакета акций в размере 20 процентов.
Дата вступления во владение ООО «АктивИнвест» 74,9997% от общего количества обыкновенных акций ОАО «Осиновские инженерные сети» (дата внесения приходной записи по лицевому счету ООО «АктивИнвест»), является 17.12.2008 года.
В нарушение требований статьи 84.2 ФЗ «Об АО» ООО «АктивИнвест», вступив во владение 74,9997 % от общего количества обыкновенных акций Общества (382 666 обыкновенных акций Общества), не представило в срок до 21.01.2009 года обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО «Осиновские инженерные сети» соответствующее требованиям законодательства РФ.
4.02.2009г. ответчиком в адрес ООО «АктивИнвест» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 10 марта 2009г., которые в указанный срок заявителем устранены.
По факту нарушения ответчиком также был составлен протокол №11-09-172/пр-ап от 11.03.2009г. об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление №11-09-100/пн от 20.03.2009г. о назначении административного наказания в соответствии со ст.15.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ст. 84.2 ФЗ «Об АО» лицо, которое приобрело более 30 процентов от общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету обязано направить акционерам обязательное прёдложение. В соответствии с п.7 ст. 84.2 Ф3 «Об АО» правила данной статьи распространяются на приобретение доли акций открытого акционерного общества, превышающей 50 и 75 процентов от общего количества акций открытого акционерного общества.
В соответствии с п.1 ст.84.9 ФЗ «Об АО» обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг до его направления в Общество представляется в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 2.4 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ (утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 июля 2006 г. N 06-76/пз-н) (с изменениями от 16 октября 2007 г.) установлено, что вместе с обязательным предложением в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг представляются:
а) нотариально удостоверенная копия банковской гарантии, соответствующей требованиям пункта 5 статьи 84.1 Федерального закона "Об акционерных обществах";
б) нотариально удостоверенная копия отчета (нотариально удостоверенная копия с копии отчета) независимого оценщика о рыночной стоимости приобретаемых эмиссионных ценных бумаг в случае, если рыночная стоимость приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", определялась независимым оценщиком;
в) нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих денежную оценку ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг в случае, если указанная форма оплаты приобретаемых эмиссионных ценных бумаг предусматривается обязательным предложением:
документа, содержащего средневзвешенную цену ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество, если ценные бумаги, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. В случае, если ценные бумаги, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены указанных ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
отчета независимого оценщика о рыночной стоимости ценных бумаг, которыми может осуществляться оплата приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, если указанные ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев;
г) заверенная в установленном порядке копия документа, содержащего средневзвешенную цену приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенную по результатам торгов организатора торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если приобретаемые эмиссионные ценные бумаги обращаются на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг не менее чем шесть месяцев. Указанный документ должен быть подписан уполномоченным лицом и заверен печатью организатора торговли на рынке ценных бумаг. В случае, если приобретаемые эмиссионные ценные бумаги обращаются на торгах двух или более организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляются документы в отношении средневзвешенной цены приобретаемых эмиссионных ценных бумаг, определенной на торгах каждого из таких организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
д) документ, содержащий наибольшую цену и дату совершения последней сделки, по которой в течение шести месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в общество, лицо, направляющее обязательное предложение, или его аффилированные лица приобрели либо приняли на себя обязанность приобрести приобретаемые на основании обязательного предложения эмиссионные ценные бумаги по такой цене, или указание на то, что упомянутые лица в течение указанного срока не приобретали и не принимали на себя обязанности приобрести соответствующие эмиссионные ценные бумаги. Указанный документ должен быть подписан лицом, направляющим обязательное предложение, а если таким лицом является юридическое лицо - подписан уполномоченным лицом и заверен печатью указанного юридического лица;
е) опись представляемых документов.
Как следует из материалов дела в РО ФСФСР России в ВКР 20.01.2009г. от ООО «Актив-Инвест» в связи с приобретением 74,9997% акций ОАО «Осиновские инженерные сети» (далее – Общество) поступил комплект документов, состоящий из обязательного предложения, банковской гарантии, отчета независимого оценщика, справки о наибольшей цене, описи представленных документов.
Предлагаемая ООО «Актив-Инвест» цена приобретения акций Общества определена на основании независимого оценщика от 28.10.2008г. №Б-07-08. Оценка рыночной стоимости пакета акций в размере 127 557 штук (25% плюс 1 акция от Уставного капитала Общества), а также произведена скидка за неконтрольный характер пакета акций в размере 20%.
В соответствии с п.4. ст.84.2 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-Ф3 «Об акционерных обществах» (далее - Ф3 «Об АО») в случае, если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг или обращаются на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг менее чем шесть месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги).
Согласно разъяснению ФСФР России от 23.09.2008 №ЕК-03/20485 в случае, если объектом оценки являются акции открытого общества, должна оцениваться рыночная стоимость одной акции в 100 процентном пакете. При этом рыночная стоимость одной акции, определяемая оценщиком, не подлежит корректировке на миноритарный или мажоритарный характер пакета, в составе которого производится оценка.
Суд признает обоснованным довод заявителя о том, что указанное разъяснение не было опубликовано в официальном порядке и является внутренним документом, используемым ответчиком.
Вместе с тем, положения п.4 ст.84.2 ФЗ «Об АО» указывают о необходимости оценки 1 акции и не содержат указания о том, что рыночная цена должна определяться, исходя из приобретаемого пакета акций, в связи с чем суд признает доводы заявителя основанными на неправильном толковании норм закона.
Поскольку пункт 6.1.2 представленного ООО «Актив-Инвест» обязательного предложения содержал информацию об обосновании предлагаемой цены приобретения ценных бумаг, которая не соответствует требованиям законодательства РФ, ответчиком сделан правомерный вывод о нарушении заявителем и непредоставлении в срок до 21.01.2009 года обязательного предложения о приобретении ценных бумаг Общества соответствующее требованиям законодательства РФ.
В связи с изложенным, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.15.28 КоАП РФ, за нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества.
Однако, судом учитывается то, что при производстве оценки акций заявитель принял во внимание оценку акций продавца ООО «Управляющая компания торгово-промышленная группа «380 Вольт», которая проведена тем же независимым оценщиком и была представлена 10.11 2008г. в РО ФСФСР. При этом, замечаний, в части порядка определения оценщиком рыночной стоимости акций и нарушений требований законодательства РФ при определении рыночной цены акции Общества в отношении ООО ТПГ «380 Вольт» ответчиком не предъявлено.
В ходе судебного разбирательства судом нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено, протокол об административном правонарушении №11-09-172/пр-ап и постановление №11-09-100/пн от 20.03.2009г. вынесены при участии директора ООО «Актив-Инвест» ФИО3 Ответчик действовал законно, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав ООО «Актив-Инвест», штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.15.28 КоАП РФ – 50000 рублей.
Между тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
На возможность применения судами общей и арбитражной юрисдикции положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения указано и в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-0, от 5 ноября 2003 г. N 349-О.
В п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, в соответствии с абз.3 п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
При этом, в силу статьи 2.9 КоАП РФ последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного.
Суд, исследовав материалы дела, в соответствии с требованиями, содержащимися в ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Конституции РФ и Европейской конвенции от 20.03.1952 г. о разумном балансе публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, учитывая отсутствие негативных последствий, устранение последствий административного правонарушения, отсутствие намерения исказить информацию, пришел к выводу о малозначительности административного правонарушения.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в этой связи, суд, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции РФ, считает возможным освободить заявителя от административной ответственности, применив положения ст.2.9 КоАП РФ.
Пунктом 17 Постановления Пленума от 02.06.2004 N10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
На основании изложенного, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, оспариваемое постановление подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить .
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (РО ФСФР России в ВКР), г.Казань № 11-09/100/пн от 20.03.2009г. о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «АктивИнвест», г.Казань административного наказания, предусмотренного ст.15.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб., применив положения ст.2.9 КоАП РФ .
Производство по административному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РТ.
Судья Н.Ю. Бредихина