ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-8950/16 от 02.08.2016 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 294-60-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                        Дело № А65-8950/2016

Дата принятия решения –   августа 2016 года .

Дата объявления резолютивной части –  02 августа 2016 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан

в составе:

председательствующий – судья Минапов А.Р.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Венковой Л.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, г.Салехард, (ОГРН 8900022598 , ИНН 1017340 ), к обществу с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий и конструкций", г.Казань, (ОГРН 8911000106 , ИНН 1027570 ), о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством в размере 22 074 руб., процентов по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 2 645 руб. 66 коп.,

с участием:

заявителя – представитель не явился,

ответчика – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Департамент транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, г.Салехард, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее по тексту – заявитель), обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ГРУПП-ИНВЕСТ», г. Уфа, о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством в размере 22 074 руб., процентов по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 2 645 руб. 66 коп.

В Арбитражный суд Республики Башкортостан поступило ходатайство заявителя в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о замене ненадлежащего ответчика общества с ограниченной ответственностью «ГРУПП-ИНВЕСТ», г. Уфа на надлежащего – общество с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий и конструкций», г. Казань.

Протокольным определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.03.2016г. произведена замена ответчика с общества с ограниченной ответственностью «ГРУПП-ИНВЕСТ», г. Уфа на общество с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий и конструкций», г. Казань.

Определением Арбитражного суда  Республики Башкортостан от 01.04.2016г. дело было направлено по подсудности в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Арбитражный суд Республики Татарстан принял исковое заявление Департамента транспорта и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа, г.Салехард, (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий и конструкций", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее по тексту – ответчик), о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством в размере 22 074 руб., процентов по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 2 645 руб. 66 коп. к производству.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по адресу: www.tatarstan.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения заявления, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотрение заявления в отсутствие участвующих в деле лиц.

В Арбитражный суд Республики Татарстан поступило ходатайство заявителя о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

При исследовании доказательств арбитражным судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, 23.01.2014 года транспортное средство КАМАЗ 6520, государственный номер <***> регион 102, принадлежащий ответчику по договору аренды автотранспортного средства №2АТП/2013 от 01.03.2013г., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения г. Губкинский – км 265+100 СПВК а/д Сургут-Салехард с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения.

Данный факт установлен СПВК «Карамовским» Ноябрьским филиалом ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» на стационарном пункте весового контроля «Карамовский», расположенном на автомобильной дороге «Салехард – Сургут» участок Граница ЯНАО – Губкинский, км. 265+100» и подтверждается актом № 10-Н от 23.01.2014 г., согласно которому ответчик, в нарушение п.1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011г., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства.

Размер вреда, причиненного в результате нарушения установленных требований, составил 22 074 руб.

Материалами дела подтверждается, что весовой контроль в отношении указанного в акте транспортного средства производился квалифицированным специалистом посредством весового оборудования, имеющего сертификат и свидетельство о поверке. Доказательств несоответствия акта установленным требованиям в материалы дела не представлено.

Поскольку ответчик не возместил истцу ущерб в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в РФ, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон №257-ФЗ).

Согласно п.11,13 ст.11 Закона №257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с п.1 ст.62 Закона №257-ФЗ со дня вступления в силу Закона №257-ФЗ и до приведения в соответствие с указанным законом других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ применяются в части, не противоречащей Федеральному закону N 257-ФЗ.

Согласно п.1 ст.31 Закона №257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.

Пунктом 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Министерством транспорта РФ 27.05.1996 г. (зарегистрирована Минюстом России 08.08.1996, регистрационный N 1146) (далее - Инструкция), которая применяется в части, не противоречащей Федеральному закону N 257-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I приложения 1 к данной Инструкции.

В соответствии с ч.1 ст.1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Аналогичное правило закреплено п.1.6 вышеуказанной Инструкции, согласно которому плата взимается с владельцев или пользователей транспортных средств.

В соответствии с п.5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", тяжеловесный груз - это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к указанному постановлению.

Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством РФ в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272).

При этом в соответствии с п. 2.1 ст. 30 Закона №257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п.1.3. Устава федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее по тексту Устав), утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 01 июня 2011 года № 68 истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.

Заявитель, согласно п. 2.2. Устава наделен полномочиями по обращению в судебные органы Российской Федерации, а также является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет РФ.

На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Судом установлено, что собственником транспортного средства – КАМАЗ  государственный номер Н624 ОТ регион 102, является общество с ограниченной ответственностью «Артакульское транспортное предприятие».

По договору аренды транспортного средства №2АТП/2013 от 01.03.2013 транспортное средство КАМАЗ,  государственный номер Н624 ОТ регион 102, предоставлены обществом с ограниченной ответственностью «Артакульское транспортное предприятие» во временное владение и пользование ответчику.

В соответствии с п.2.1.7. данного договора аренды ответчик обязался компенсировать ущерб, наносимый федеральным и региональным автомобильным дорогам общего пользования и дорожным сооружениям на них в связи с осуществлением перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Таким образом, законным владельцем  указанного транспортного средства по состоянию на январь 2014 года являлось общество с ограниченной ответственностью «Завод железобетонных изделий и конструкций», г.Казань, которое непосредственно несет ответственность за причинение вреда автомобильным дорогам.

Исходя из приведенных выше норм, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства наряду с превышением значения предельно допустимой массы транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Расчет размера вреда произведен истцом в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №5451/09 от 22.09.2009г., исходя из установленных показателей превышения предельно допустимой массы транспортного средства, при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок.

Доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения ответчиком в материалы дела не представлено.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что весовой контроль произведен с соблюдением требований действующего законодательства; факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства в отсутствие разрешения на перевозку крупногабаритного груза подтверждается материалами дела.

На основании  изложенного, суд находит исковое заявление о  взыскании вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения в сумме 22 074руб., правомерным и подлежащим удовлетворению.

В силу п.1 ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.

Представленный заявителем расчет процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 645 руб. 66 коп. суд признает обоснованным.

Поскольку факт несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по оплате вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования федерального значения, подтверждается материалами дела,  исковые требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами также подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета.

Руководствуясь ст.110, 228 и 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

иск удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий и конструкций", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>), в доход бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, получатель платежа ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого округа» ущерб, причиненный при перевозке тяжеловесных грузов в размере 22 074 руб., проценты в размере 2 645 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий и конструкций", г.Казань, (ОГРН <***>, ИНН <***>), в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в месячный срок.

Судья                                                                                                                        А.Р. Минапов