ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-9005/2023 от 27.10.2023 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ул.Ново-Песочная, д.40, г.Казань, Республика Татарстан, 420107

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 533-50-00

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Казань                                                                                                        Дело № А65-9005/2023

Дата принятия решения –   октября 2023 года .

Дата объявления резолютивной части –  24 октября 2023 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Панюхиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мингазовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Акционерного общества "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", г.Москва (ОГРН 1207700033760, ИНН 9702013720) к Обществу с ограниченной ответственностью "Поволжское строительное предприятие", г.Казань, (ОГРН 1181690055337, ИНН 1658211122) о взыскании 2 672 794,92 руб. долга, 155 427,19 руб. неустойки, с последующим начислением на сумму основного долга в размере 1 443 765,92 руб. с 01.04.2023 и на сумму 1 229 029,00 руб. с 11.07.2023, по день фактического исполнения обязательства.

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена - Управление федерального казначейства по Амурской области, Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, Санкт-Петербург, Управлении Федерального казначейства по г. Москве, г. Москва,

с участием:

от истца – не явился, извещен;

от ответчика – не явился, извещен;

от третьих  лиц – не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", г.Москва  (далее – истец) обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Поволжское строительное предприятие", г.Казань (далее – ответчик) о взыскании 2 672 794,92 руб. долга, 155 427,19 руб. неустойки, с последующим начислением на сумму основного долга в размере 1 443 765,92 руб. с 01.04.2023 и на сумму 1 229 029,00 руб. с 11.07.2023, по день фактического исполнения обязательства

Определением от 24.05.2023 дело назначено к судебному разбирательству, суда в порядке ст.51 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление федерального казначейства по Амурской области.

12.07.2023 от истца поступили документы для приобщения, заявление об увеличение исковых требований, просит:

- Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Поволжское Строительное Предприятие» (ИНН 1658211122) в пользу АО «ЦЭНКИ» сумму задолженности по договору от 06.06.2022 № 1823730300012000000413003/22/22 на транспортные услуги в размере 2 672 794 (два миллиона шестьсот семьдесят две тысячи семьсот девяносто четыре) рубля 92 копейки.

- Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Поволжское Строительное Предприятие» (ИНН 1658211122) в пользу АО «ЦЭНКИ» сумму неустойки (пени) в размере 155 427 (сто пятьдесят пять тысяч четыреста двадцать семь) рублей 19 копеек, с последующим начислением на сумму основного долга в размере 1 443 765,92 руб. с 01.04.2023 и на сумму 1 229 029,00 руб. с 11.07.2023, по день фактического исполнения обязательства.

Судом увеличение исковых требований до 2 672 794,92 руб. долга, 155427,19 руб. пени принято в порядке ст.49 АПК РФ.

От третьего лица Управление федерального казначейства по Амурской области поступил отзыв, согласно которому лицевой счет по договору от 5 октября 2018 г. № 132/18-06 заключенному ООО «Поволжское строительное предприятие» (ООО «ПСП») с ООО «ПСО Казнь», был открыт в Управлении Федерального казначейства по Республике Татарстан. С 01 октября 2020 г. лицевой счет передан на обслуживание в Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу.

Определением от 12.07.2023 на основании ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, Управление Федерального казначейства по г. Москве.

07.08.2023 Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу представлен отзыв на иск.

15.09.2023 от ответчика поступил отзыв на иск.

18.10.2023 стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.

Для выяснения дополнительных обстоятельств, в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.10.2023 до 15 час. 30 мин. Информация о перерыве была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан.

После перерыва судебное заседание продолжено без участия сторон.

В порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц.

Как следует из материалов дела, 06.06.2022 между акционерным обществом «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (истец, исполнитель) и обществом с ограниченной ответственность «Поволжское Строительное Предприятие» (ответчик, заказчик) заключен договор № 1823730300012000000413003/22/22 на транспортные услуги, по условиям которого исполнитель обязуется по заявкам заказчика оказывать транспортные услуги на железнодорожных подъездных путях необщего пользования космодрома «Восточный», а Заказчик обязуется принимать и оплачивать услуги в порядке и на условиях настоящего договора. Место выгрузки определяется Заказчиком и Исполнителем путем составления и подписания акта.

Согласно п.1.3. договора настоящий договор заключен во исполнение договора подряда №1823730300012000000413003/132/18-06 от 05.10.2018 г., заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Производственно-строительное объединение «Казань» (ООО «ПСО «Казань») и Обществом с ограниченной ответственностью «Поволжское Строительное Предприятие» (ООО «ПСП»).

Настоящий договор заключен в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Идентификатор государственного контракта: № 1823730300012000000413003.

Пунктом 1.4. договора предусмотрено, что договор подлежит казначейскому сопровождению в соответствии Федеральным законом от 06 декабря 2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября .2021 г. № 2024 «О правилах казначейского сопровождения».

На отношения сторон распространяются требования Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

В соответствии с п.3.1 договора стоимость услуг по настоящему договору формируется на основании, действующих на момент оказания транспортных услуг тарифов, утвержденных Управлением Государственного Регулирования цен и тарифов Амурской области (Приложение №1 к Договору) и не может превышать 59 900 000 (Пятьдесят девять миллионов девятьсот тысяч) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20%.

Сторонами установлено, что в цену договора включена прибыль в размере 1 % от стоимости договора.

При этом перечисление прибыли производится после исполнения отдельного этапа договора и представления Исполнителем в территориальный орган Федерального казначейства акта сдачи-приемки оказанных услуг.

Подписанный сторонами акт сдачи-приемки оказанных услуг является этапом по договору (п.3.3)

Согласно п.3.4 договора расчет за фактически оказанные услуги осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг ежемесячно на основании представленных Исполнителем в установленном порядке Заказчику и в территориальный орган Федерального казначейства надлежаще оформленных документов (счета, акт сдачи-приемки оказанных услуг, сведений об операциях с целевыми средствами на текущий финансовый год и плановый период (далее -сведения), которые оформляются соответствии с требованиями, указанными в Приказе Минфина России от 17.12.2021 № 214н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения» и др.)

Как указывает истец в исковом заявлении, руководствуясь п. 3.4. Договора, для осуществления расчетов за оказанные услуги Исполнителем составлены и направлены в адрес Заказчика следующие документы, связанные с перевозкой грузов по железнодорожным путям необщего пользования:

-за период с 01.10.2022 по 31.10.2022 Акт выполненных работ по перевозке грузов от 31.10.2022 № 10, Акт от 31.10.2022 № 1823730300012000000413003/3203 на основании которых выставлены счет-фактура от 31.10.2022 № 2332/8 и счет от 31.10.2022 № 1823730300012000000413003/280 на сумму 746 168,08 руб.

- за период с 01.11.2022 по 30.11.2022 Акт выполненных работ по перевозке грузов от 30.11.2022 № 11, Акт от 30.11.2022 № 1823730300012000000413003/3546 на основании которых выставлены счет-фактура от 30.11.2022 № 2547/8 и счет от 30.11.2022 № 1823730300012000000413003/326 на сумму 697 597,84 руб.

-за период с 01.02.2023 по 28.02.2023 Акт выполненных работ по перевозке грузов от 28.02.2023 № 12, Акт от 28.02.2023 № 1823730300012000000413003/406 на основании которых выставлены счет-фактура от 28.02.2023 № 323/8 и счет от 28.02.2023 № 1823730300012000000413003/38 на сумму 1 032 559,00 руб.

- за период с 01.03.2023 по 31.03.2023 Акт выполненных работ по перевозке грузов от 31.03.2023 № 13, Акт от 31.03.2023 № 1823730300012000000413003/759 на основании которых выставлены счет-фактура от 31.03.2023 № 574/8 и счет от 31.03.2023 № 1823730300012000000413003/67 на сумму 100 418,00 руб.

- за период с 01.04.2023 по 30.04.2023 Акт выполненных работ по перевозке грузов от 30.04.2023 № 14, Акт от 30.04.2023 № 1823730300012000000413003/1068 на основании которых выставлены счет-фактура от 30.04.2023 № 770/8 и счет от 30.04.2023 № 1823730300012000000413003/110 на сумму 96 052,00 руб.

Всего в указанные периоды исполнителем оказаны услуги заказчику на сумму 2 672 794,92 руб. за период октябрь-ноябрь 2022 года и февраль-апрель 2023 года.

Истец в иске указал, что во исполнение условий Договора надлежащим образом оформленные документы направлены в адрес ООО «ПСП», что подтверждается чеками АО «Почта России».

В нарушение условий договора ответчик оплату за оказанные услуги не произвел, в связи с чем образовалась задолженность перед истцом в размере 2 672 794,92 руб.

В порядке досудебного урегулирования спора истец истцом в адрес ответчика были направлены претензии с требованием погасить задолженность.

Неисполнение обязательств об оплате долга, а также неудовлетворение требований претензии послужило истцу основанием для обращения в суд с иском о взыскании 2 672 794,92 руб. долга, 155 427,19 руб. неустойки, с последующим начислением на сумму основного долга в размере 1 443 765,92 руб. с 01.04.2023 и на сумму 1 229 029,00 руб. с 11.07.2023, по день фактического исполнения обязательства

Возражая против исковых требований, в отзыве на иск от 15.09.2023 ответчик указал: «в материалах дела имеются заявки на предоставление тепловоза, из которых следует, что они подавались в рамках договора 1822370300012000000413003/1/22 от 11.02.2022 года, то есть иного договора, не являющегося предметом спора.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства направления задания от заказчика исполнителю на оказание услуг в рамках спорного договора.

В материалах дела также отсутствуют доказательства направления актов оказанных услуг в адрес ответчика. Операции, связанные с перечислением целевых средств, возможны только после проведения процедур санкционирования целевых расходов (начиная с 2022 года порядок санкционирования определяет приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.2021 № 214н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения») и исключительно на цели, соответствующие предмету документа-основания    (государственный    контракт,    контракт,   договор,    соглашение),    на основании которого юридическому лицу участнику казначейского сопровождения открыт лицевой счет, в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по целевым расходам, на основании документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

В соответствии с пунктом 3.4 договора расчет за фактически оказанные услуги осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг ежемесячно на основании предоставленных Исполнителем в установленном порядке Заказчику и в территориальный орган Федерального казначейства надлежаще оформленных документов

Истцом также нарушен пункт 3.5 договора, предусматривающий обязанность истца направить в территориальный орган Федерального казначейства сведения об операциях с целевыми средствами на текущий финансовый год и плановый период, сформированные в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации на текущий год и плановый период.

В материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес УФК документов, предусмотренных п. 3.4 договора и сведений, предусмотренных п.3.5 договора.

При этом довод истца о том, что документы для оплаты были направлены в адрес заказчика, не снимает с истца обязанность по направлению указанных документов в адрес федерального казначействе, только в случае соблюдения обоих условий срок исполнения обязательства по оплате будет считаться наступившим.

Из вышесказанного следует, что истец обязан был направить в адрес УФК односторонне подписанные документы (акты, счета, сведения) и доказательства их направления в адрес Заказчика, однако этого не сделал.».

Указанный отзыв на иск был подан ответчиком 15.09.2023 посредством сервиса электронной подачи документов «Мой Арбитр» и был размещен в карточке дела №А65-9005/2023.

Определением суда от 18.09.2023 судебное заседания было отложено для представления истцом письменных пояснений на отзыв ответчика.

12.10.2023 истцом заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела в электронном виде, которое было одобрено судом 13.10.2023 в 10 час.05 мин.

16.10.2023 истец направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца с учетом того, что до настоящего времени ответчик своих обязательств по направлению отзыва на иск перед истцом не выполнил, в связи с невозможностью представителя истца присутствовать в назначенном судебном заседании, в связи со значительной удаленностью места работы (Амурская область, г. Циолковский) от здания суда и разницей во времени 6 часов.

Письменных пояснений на отзыв ответчика истец не представил, несмотря на то, что был ознакомлен с материалами электронного дела, в которых содержался, в том числе, отзыв ответчика.

В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исследовав материалы дела и изучив представленные в материалы дела доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований на основании следующего.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги

В соответствии со статьей 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Исковые требования мотивированы надлежащим исполнением со стороны истца обязательств по оказанию услуг в рамках договора № 1823730300012000000413003/22/22 на транспортные услуги и нарушением обязательств со стороны ответчика по оплате оказанных услуг за период с октября по ноябрь 2022 года и с  февраля по апрель 2023 года.

На сегодняшний день у ответчика перед истцом в рамках исполнения договора образовалась задолженность в размере 2 672 794,92 руб.

В исковом заявлении истец ссылается на то, что доказательствами оказания услуг за спорный период являются акты выполненных работ.

Так, в материалы дела представлены акты выполненных работ №10, 11, 12, 13, 14 (л.д. 18, 21, 55, 58, 61 соответственно).

Между тем, указанные акты подписаны в одностороннем порядке со стороны истца.

Невозможно установить, подписаны ли вышеуказанные акты со стороны ответчика, равно как и установить лицо, подписавшее акты в графе «представитель клиента», доверенность на подписание актов ООО «ПСП» материалы дела не содержат.

Надлежащих доказательств подписания актов со стороны ответчика в материалы дела не представлено.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Условиями договора от 06.06.2022 № 1823730300012000000413003/22/22 на транспортные услуги предусмотрено следующее.

Согласно п.3.4 договора расчет за фактически оказанные услуги осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг ежемесячно на основании представленных Исполнителем в установленном порядке Заказчику и в территориальный орган Федерального казначейства надлежаще оформленных документов (счета, акт сдачи-приемки оказанных услуг, сведений об операциях с целевыми средствами на текущий финансовый год и плановый период (далее -сведения), которые оформляются соответствии с требованиями, указанными в Приказе Минфина России от 17.12.2021 № 214н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения» и др.)

Согласованные Заказчиком сведения передаются Исполнителем в территориальный орган Федерального казначейства для санкционирования расходов.

Согласно п.3.5 договора для осуществления расходов с лицевого счета Заказчика по договору Исполнитель по месту обслуживания представляет в территориальный орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми средствами, сформированные в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации на текущий год и плановый период.

В силу п.3.9 договора документы, не оформленные в установленном порядке, к оплате не принимаются.

Заказчик не считается просрочившим свои обязательства по оплате, если Исполнителем не предоставлены документы на оплату или не открыт лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства (п.3.10).

Так, согласно п.4.1 договора в обязанности исполнителя, в том числе, входит осуществлять учёт платежей в рамках настоящего Договора и формировать акты в соответствии с настоящим Договором (п.4.1.2), а также предоставлять в территориальный орган Федерального казначейства в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.01.2021 № 79-р необходимые документы, сведения и информацию, предусмотренные Приказом Минфина России от 17.12.2021 № 214н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения» (п.4.1.5).

В материалы дела представлены акты сдачи-приемки оказанных услуг:

от 31.10.2022 № 1823730300012000000413003/3203,

от 30.11.2022 № 1823730300012000000413003/3546,

от 28.02.2023 № 1823730300012000000413003/406,

от 31.03.2023 № 1823730300012000000413003/759,

от 30.04.2023 № 1823730300012000000413003/1068,

а также выставленные счета на оплату:

от 31.10.2022 № 1823730300012000000413003/280 на сумму 746 168,08 руб.,

от 30.11.2022 № 1823730300012000000413003/326 на сумму 697 597,84 руб.,

от 28.02.2023 № 1823730300012000000413003/38 на сумму 1 032 559,00 руб.,

от 31.03.2023 № 1823730300012000000413003/67 на сумму 100 418,00 руб.,

от 30.04.2023 № 1823730300012000000413003/110 на сумму 96 052,00 руб.

Указанные акты и счета также составлены в одностороннем порядке, подписаны со стороны истца.

В исковом заявлении истец ссылается на то, что во исполнение условий договора надлежащим образом оформленные документы направлены в адрес ООО «ПСП», что подтверждается чеками АО «Почта России».

Между тем, доказательств направления вышеуказанных документов как ответчику, так и в территориальный орган Федерального казначейства материла дела не содержат.

В заявлении об увеличении исковых требований от 11.07.2023 истец указал, что в связи с тем, что со стороны ответчика за период с октября по ноябрь 2022 года и с февраля по апрель 2023 года подписаны Акты выполненных работ по перевозке грузов, а Акты сдачи-приемки оказанных услуг не подписаны и в адрес Истца не направлен мотивированный отказ от подписания Актов сдачи-приемки оказанных услуг, то Истцу невозможно исполнить п. 3.4. Договора, в части направления в Управление федерального казначейства по Амурской области надлежащим образом оформленный пакет документов (акт сдачи-приемки оказанных услуг и др.).

По мнению истца, не направление оформленного пакета документов в Управление федерального казначейства по Амурской области не освобождает ответчика от обязанности по оплате оказанных услуг в рамках Договора.

В ходатайстве о приобщении документов от 02.05.2023 истец указал, что направление выставленного счета на оплату за ноябрь 2022 года подтверждается чеком от 08.12.2022, с почтовым идентификатором 67647078001116, который получен ответчиком 20.12.2022.

Однако отправление РПО 67647078001116 не содержит описи вложения, в связи с чем не представляется возможным определить, что именно было направлено истцом ответчику.

Также истец указывает, что счет на оплату за октябрь 2022 года был направлен в адрес ООО «ПСП» Почтой России, однако чек не был сохранен, в связи с чем не может быть предоставлен в судебное заседание.

Таким образом, истцом не подтвержден факт надлежащего направления ответчику с соблюдением пунктов п. 3.4, 4.1.2, 4.15 договора актов сдачи-приемки оказанных услуг.

В связи с этим, довод истца о том, что со стороны ответчика не поступало мотивированного отказа от подписания Актов и поэтому истец считает эти Акты подписанными, судом отклоняется.

В связи с недоказанностью истцом направления ответчику Актов сдачи-приемки оказанных услуг в установленный договором срок, ответчик не мог своевременно направить в адрес истца мотивированные отказы от приемки оказанных услуг

В качестве доказательств оказания услуг истцом представлены заявки ответчика на оказание транспортных услуг по договору № 1823730300012000000413003/22/22 от 06.06.2022, а также по договору №1822370300012000000413003/1/22 от 11.02.2022.

Между тем, невозможно соотнести указанные заявки и акты выполненных работ, поскольку даты, указанные в заявках и в актах выполненных работ, не совпадают.

Суд также отмечает, что пунктом 3.7 договора № 1823730300012000000413003/22/22 от 06.06.2022 предусмотрено, что настоящий договор исполняется сторонами с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; Федеральным законом от 06 декабря 2021 г. № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»; Бюджетным кодексом Российской Федерации; Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. № 2024 «О правилах казначейского сопровождения».

Так согласно п. 2 ст. 8 Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель соблюдает режим использования отдельного счета, определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке; использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком; принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Третьим лицом – Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу представлен отзыв на иск, который содержит следующие пояснения.

В рамках исполнения заключенного Федеральным казенным учреждением «ДИРЕКЦИЯ КОСМОДРОМА «ВОСТОЧНЫЙ» с Обществом с ограниченной ответственностью «ПРОИЗВОДСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КАЗАНЬ» государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018, последним заключен договор от 05.10.2018 № 132/18-06 с ООО «ПСП», который в свою очередь, заключил Договор с АО «ЦЭНКИ» для целей оказания транспортных услуг на железнодорожных подъездных путях необщего пользования космодрома «Восточный» на сумму 59 900 000 руб., обозначенную в пункте 3.1 Договора.

Источником финансового обеспечения государственного контракта от 04.10.2018 № 413-СМР003/2018, равно как и названных договоров, заключенных в рамках его исполнения, являлись целевые средства, в отношении которых, тем самым, подлежали (ат) применению правила и особенности расширенного казначейского сопровождения целевых средств, в частности, в соответствии с нормами статьи 5 Федерального закона от 05.12.2017 Ш 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правилами казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 1680 (далее - Правила № 1680).

Так, нормы о казначейском сопровождении ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами, в том числе:

Правилами казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1702;

Правилами казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1819;

Правилами казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2153 (далее - Правила № 2153);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 №. 2024 «О правилах казначейского сопровождения» одновременно утвердившим Правила казначейского сопровождения, осуществляемого Федеральным казначейством и Правила расширенного казначейского сопровождения (далее - Правила № 2024).

ООО «ПСП» и АО «ЦЭНКИ» выступали получателем целевых средств -участниками казначейского сопровождения - исполнителями по договорам, заключаемым в рамках исполнения вышеуказанного государственного контракта.

Так, для целей осуществления мероприятий казначейского сопровождения обозначенных целевых средств на основании соответствующих договоров (документов-оснований) в территориальных органах Федерального казначейства были открыты единые лицевые счета с кодом «71», предназначенные для учета операций участников казначейского сопровождения - юридических лиц, получающих «целевые средства», определенные нормами федерального закона (решением) о федеральном бюджете"):

ООО «ПСП» - № 711В3651001;

АО «ЦЭНКИ» - № 711Е8855001.

С учетом норм статьи 5 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Правил № 1680, равно как и иных утвержденных правил, а также действующего в настоящее время законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и особенности казначейского сопровождения целевых средств, операции с этими средствами при казначейском сопровождении осуществляются на открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации соответствующих счетах, с отражением лишь данных о таковых на лицевых счетах, открытых получающим целевые средства участникам казначейского сопровождения.

Операции, связанные с перечислением целевых средств, возможны только после проведения процедур санкционирования целевых расходов (начиная с 2022 года порядок санкционирования определяет приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.12.2021 № 214н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения», а также положения Правил № 2024) и исключительно на цели, соответствующие предмету документа-основания (государственный контракт, контракт, договор, соглашение), на основании которого юридическому лицу - участнику казначейского сопровождения открыт лицевой счет, в пределах суммы, необходимой для оплаты обязательств по целевым расходам, на основании документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

То есть с учетом установленных вышеуказанными нормативными правовыми актами запретов территориальные органы Федерального казначейства не вправе принимать к исполнению платежные поручения юридического лица для перечисления целевых средств по операциям, содержание которых не соответствует предмету (целям) предоставления этих целевых средств (предмету (целям) документа-основания, на основании которого этому юридическому лицу - участнику казначейского сопровождения, открыт лицевой счет), и без надлежащих документов, подтверждающих расходование целевых средств.

Расходование целевых средств допускалось по кодам направления расходования (далее - КЦС) в соответствии с представляемыми Сведениями об операциях с целевыми средствами на соответствующий год и на плановый период (код формы по ОКУД 0501213) (далее - Сведения), содержащими источники поступлений целевых средств с соответствующими им кодами. Направления расходования целевых средств, указанных в Сведениях, должны соответствовать целям их предоставления, например, расходы за фактически выполненные работы (оказанные услуги, поставленный товар) либо прямые КЦС, например, «0100» (выплаты персоналу), «0820» (командировочные), «0810» (уплата налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации), осуществляемые без подтверждающих документов.

Списание денежных средств (расход) с соответствующего раздела лицевого счета НУБП производится органами Федерального казначейства на основании представленного юридическим лицом, получающим целевые средства, распоряжения (платежного поручения).

В соответствии с Договором АО «ЦЭНКИ» от ООО «ПСП» на лицевой счет № 711Е8855001 по аналитическому коду раздела 22021017 поступили средства в оплату за оказанные транспортные услуги на сумму 391 870,61 руб. (реестр платежных поручений «Кассовый расход ООО «ПСП» в адрес АО «ЦЭНКИ» прилагается).

Средства в размере соответствующих платежей были учтены в разрезе АКР на открытом АО «ЦЭНКИ» лицевом счете.

Иных платежей в рамках исполнения договора не поступало.

В силу ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство оценивается арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Статья 125 АПК РФ содержит требования, предъявляемые к содержанию и оформлению предъявляемых в суд исковых заявлений. В том числе, согласно пункту 5 части 2 статьи 125 АПК РФ, в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства. В основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов материального правоотношения.

Закрепленный в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации принцип состязательности предполагает обязанность лиц, участвующих в деле, собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции. Арбитражный суд не является самостоятельным субъектом собирания доказательств.

Для обеспечения соблюдения принципов состязательности процесса и равенства сторон, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в отдельных случаях наделяет суд полномочиями по истребованию дополнительных доказательств как по ходатайству лица, участвующего в деле, так и по собственной инициативе.

В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Смысл приведенных норм заключается в невозможности для суда установить факты, которые не подтверждены лицом, участвующим в деле, которое ссылается на них, надлежащими доказательствами.

Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2023, от 24.05.2023, 12.07.2023, 09.08.2023, 18.09.2023 истцу было предложено представить: выставленные счета на оплату, доказательства их направления либо вручения ответчику, доказательства оказания услуг, заявки в соответствии с условиями договора, акт выполненных работ, подписанный ответчиком, доказательства направления актов ответчику и Управлению федерального казначейства, подписанные ответчиком акты выполненных работ по перевозке, оказанных услуг с учетом п. 3.4 договора от 6.06.2022, доказательство передачи в территориальный орган Федерального казначейства актов, счетов счетов-фактур, сведений об операциях с целевыми средствами на финансовый год (п.3.4 договора) для санкционирования расходов, обосновать документально начальный период начисления неустойки по каждому акту.

Истцом определения суда не исполнены, доказательства в обоснование заявленных требований не представлены.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с правилами ст. 6, 7, 8, 9, 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении арбитражных дел обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением арбитражными судами правил АПК РФ о равенстве всех перед законом и судом, равноправии сторон, состязательности и непосредственности судебного разбирательства.

Статья 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливая права и обязанности лиц, участвующих в деле, указывает на добросовестное пользование этими лицами всеми принадлежащими им процессуальными правами и обязанностями.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказан факт направления актов как ответчику, так и в территориальный орган Федерального казначейства.

Фактически истец уклонился от представления доказательств по рассматриваемому спору.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанное обстоятельство расценивается судом как отсутствие у истца доказательств по иску.

Довод истца о том, что не направление оформленного пакета документов в Управление федерального казначейства не освобождает ответчика от обязанности по оплате оказанных услуг в рамках договора, основан на неверном толковании норм права и опровергается вышеуказанными обстоятельствами.

Невыполнение ответчиком обязательства по оплате выполненных работ не связано с недобросовестным поведением, а обусловлено выполнением требований, установленных договором № 1823730300012000000413003/22/22 от 06.06.2022, а также законодательством в области государственного оборонного заказа.

В силу ст. 421 и 431 ГК РФ, принимая во внимание буквальное толкование, а также свободу договора, вышеуказанные условия договора являются действительными и подлежат применению судом при вынесении решения.

Согласно п.3.4 договора расчет за фактически оказанные услуги осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг ежемесячно на основании представленных Исполнителем в установленном порядке Заказчику и в территориальный орган Федерального казначейства надлежаще оформленных документов (счета, акт сдачи-приемки оказанных услуг, сведений об операциях с целевыми средствами на текущий финансовый год и плановый период (далее -сведения), которые оформляются соответствии с требованиями, указанными в Приказе Минфина России от 17.12.2021 № 214н «Об утверждении Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения» и др.)

В силу п.3.9 договора документы, не оформленные в установленном порядке, к оплате не принимаются.

Заказчик не считается просрочившим свои обязательства по оплате, если Исполнителем не предоставлены документы на оплату или не открыт лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства (п.3.10).

Никаких альтернативных вариантов оплаты, связанных с оплатой оказанных услуг по договору, заключенный сторонами договор не предусматривает.

С учетом изложенного, суд считает, что истец не доказал наличие обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данному спору, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд, исходя из принципов состязательности арбитражного процесса и равенства сторон, отказывает в удовлетворении исковых требований истца ввиду их недоказанности и необоснованности.

Поскольку судом отказано в удовлетворении требований истца о взыскании основного долга, то не подлежат удовлетворению и остальные требования.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8823 руб. относятся на истца и подлежат взысканию с него в доход федерального бюджета в связи с увеличением исковых требований.

руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

Р Е Ш И Л :

в иске отказать.

Взыскать с Акционерного общества "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", г.Москва (ОГРН 1207700033760, ИНН 9702013720) в  доход федерального бюджета 8823 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан в месячный срок.

Председательствующий судья                                                                  Н.В. Панюхина