АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014
E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru
http://www.tatarstan.arbitr.ru
тел. (843) 294-60-00, 294-61-37
Р Е Ш Е Н И Е
г.Казань Дело №А65-9246/2012
21 января 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена «25» декабря 2012 года. Полный текст решения изготовлен «21» января 2013 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Мотрохина Е.Ю.,
с участием:
от заявителя – ФИО1, лично, пасп.92 02 940418;
от ответчика – ФИО2, по дов. №222 от 15.02.2012г.;
от заинтересованных лиц:
от СНТ «Промысел» – ФИО3, пред-ль правления, протокол от 01.02.2011г.;
от ФГБУ ФКП Росреестра – не явилось, извещено;
от ФГБУ «Волжско-Камский гос. прир. биосф. заповедник» - ФИО4, директор, удостоверение №0066;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, РТ, г.Казань, к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, РТ, г.Лаишево, с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованных лиц - Садоводческого некоммерческого товарищества «Промысел», РТ, г.Казань, Федерального государственного бюджетного учреждения «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник», РТ, Зеленодольский р-н, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по РТ, г.Казань, о признании незаконным и не соответствующим ФЗ от 06.10.2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.4 ФЗ от 29.12.2004г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» постановления
Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ №300 от 17.02.2012г. об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 16:24:130301:159, площадью 63 100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, с.Татарские Саралы, и обязании Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 16:24:130301:159, площадью 63 100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, с.Татарские Саралы, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства».
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, РТ, г.Казань (далее по тексту – заявитель, предприниматель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан (далее – АС РТ) с заявлением к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, РТ, г.Лаишево (далее – ответчик, Исполком Лаишевского района), о признании незаконным и не соответствующим ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.4 ФЗ от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ №300 от 17.02.2012г. об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, кадастровый номер 16:24:130301:159, площадью 63100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, пос. Татарские Саралы, и обязании Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 16:24:130301:159, площадью 63100 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский район, пос. Татарские Саралы, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства».
Заявитель в судебном заседании требования поддержал, представил письменное заявление об уточнении требований в части указания испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка; просит обязать ответчика принять постановление об изменении вида разрешенного использования на вид разрешенного использования «для ведения садоводства».
Уточнение принято судом, на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).
Ответчик требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве (т.2, л.д.15-16).
Определениями АС РТ от 24.04.2012г. и от 07.11.2012г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Садоводческое некоммерческое товарищество «Промысел», г.Казань (далее – СНТ «Промысел»), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник», РТ, Зеленодольский район (далее – Заповедник), и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РТ, г.Казань (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»).
Заинтересованное лицо – СНТ «Промысел» - в судебном заседании поддержало заявленные требования.
Заинтересованное лицо – Заповедник – просило отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве от 17.12.2012г.
Заинтересованное лицо – ФГБУ «ФКП Росреестра» - в судебное заседание не явилось, извещено о месте и времени рассмотрения дела, представило отзыв от 24.12.2012г., где оставило разрешение спора на усмотрение суда, просило рассмотреть дело без своего участия. Ходатайство удовлетворено судом, на основании статьи 156 АПК РФ.
Арбитражным судом установлено, что заявитель является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 63101 кв.м., находящегося по адресу: РТ, Лаишевский район, с.Татарские Саралы, и имеющего кадастровый №16:24:130301:159, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права 16-АБ №014377 от 9.12.2008г. (т.1, л.д.22). Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым №16:24:130301:159 от 28.05.2010г. (т.1, л.д.24), кадастрового дела объекта недвижимости от 17.07.2008г., представленного ФГБУ «ФКП Росреестра», отзыва заинтересованного лица, разрешенное использование данного земельного участка – для сельскохозяйственного производства. Какие-либо ограничения использования земельного участка в государственном кадастре не указаны.
По договору от 30.10.2011г., принадлежащий ИП ФИО1 земельный участок передан на условиях безвозмездного временного пользования СНТ «Промысел» (т.1, л.д.63-64).
Решением АС РТ от 12.03.2012г. по делу №А65-28513/2011 признано незаконным бездействие Исполкома Лаишевского района, выразившееся в непроведении по обращению заявителя процедуры публичных слушаний по принятию постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №16:24:130301:159, расположенного по адресу: РТ, Лаишевский р-н, с.Татарские Саралы; данное решение вступило в законную силу.
В то же время, постановлением Главы Лаишевского муниципального района РТ от 21.01.2012г. (т.1, л.д.35) назначены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №16:24:130301:159, принадлежащего заявителю, с вида разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства»; информационное сообщение о публичных слушаниях опубликовано в газете «Камская новь» №6 (9167) от 25.01.2012г.
Согласно протокола публичных слушаний по указанному вопросу от 10.02.2012г. (т.1, л.д.37-39), публичные слушания признаны состоявшимися; при этом, «за» изменение вида разрешенного использования земельного участка заявителя проголосовало 4 человека, «против» - 14 человек. В своем заключении по результатам публичных слушаний, председатель Комиссии по рассмотрению вопросов об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости при Исполкоме Лаишевского района – председательствующий на публичных слушаниях указал на высказанное на слушаниях мнение о нецелесообразности изменения вида разрешенного использования земельного участка; Комиссией было рекомендовано отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка (т.1, л.д.40-41).
Постановлением №300 от 17.02.2012г., Исполком Лаишевского района отказал предпринимателю в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым №16:24:130301:159, с вида разрешенного использования «для ведения сельскохозяйственного производства» на разрешенный вид использования «для ведения садоводства» (т.1, л.д.27).
Полагая указанное постановление принятым с нарушением норм действующего законодательства, нарушающим его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд, заслушав доводы и объяснения участвующих в деле лиц, изучив и оценив представленные ими письменные доказательства, не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как следует из частей 3,4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Вместе с тем, согласно части 5 данной статьи, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. При этом, как указывается в заявлении, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в том числе сельскохозяйственных угодий, градостроительный регламент, а следовательно, и виды разрешенного использования не устанавливаются (ч.9 статьи 35 и ч.6 статьи 36 ГрК РФ), следовательно, изменение вида разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка подпадает под правило ч.5 статьи 37 ГрК РФ.
Норма п.3 части 1 статьи 4 ФЗ от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Проведение таких публичных слушаний на территории Лаишевского района РТ регламентируется Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в Лаишевском районе, утвержденным Решением Совета Лаишевского муниципального района РТ от 4.07.2006г. №39 (далее – Положение). В соответствии с п.13.1 данного Положения, публичные слушания по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования проводятся в порядке и сроки, которые предусмотрены для проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка. По п.12.4 Положения, на основании заключения о результатах публичных слушаний Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на испрашиваемый вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их руководителю Исполнительного комитета. На основании указанных рекомендаций руководитель Исполнительного комитета в течение трех дней со дня их поступления принимает решение о предоставлении разрешения на испрашиваемый вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (п.12.5 Положения).
Таким образом, руководителем Исполкома Лаишевского района правомерно, с учетом состоявшихся публичных слушаний, в которых принимал участие как заявитель, так и заинтересованные лица, рекомендаций Комиссии по рассмотрению вопросов об изменении видов разрешенного использования земельных участков, принято постановление №300 от 17.02.2012г., которым заявителю отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка; доводы заявителя о нарушении данным постановлением норм ФЗ от 6.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.4 ФЗ от 29.12.2004г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», являются несостоятельными.
Также, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
По смыслу статьи 1 ЗК РФ, одними из основных принципов земельного законодательства являются дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы, а также, сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому, регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Арбитражным судом установлено, что принадлежащий предпринимателю земельный участок с кадастровым №16:24:130301:159, местонахождение которого определено как РТ, Лаишевский район, Татарско-Сараловское сельское поселение, с.Татарские Саралы, входит в охранную зону Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника, что вытекает из п.6 Положения «Об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного заповедника», утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 19.04.2002г. №217 (далее – Положение об охранной зоне), согласно которого, в охранную зону Саралинского участка Волжско-Камского заповедника включен населенный пункт Татарские Саралы, кроме того, данное обстоятельство подтверждено представителем Заповедника в отзыве и в судебном заседании.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – ФЗ от 14.03.1995г. №33-ФЗ), государственные природные заповедники, в том числе биосферные, отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности (ч.3 статьи 2 ФЗ от 14.03.1995г. №33-ФЗ).
Во исполнение названного Закона, Постановления Правительства РФ от 9.04.2001г. №277 «О расширении территории Волжско-Камского государственного природного заповедника», Постановлением КМ РТ от 19.04.2002г. №217 утверждено Положение об охранной зоне. В соответствии с п.7 Положения об охранной зоне, на территории охранной зоны, в частности, запрещается устройство мест отдыха населения, стоянок мото- и автотранспорта, изъятие и предоставление земельных участков для всех видов намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также под размещение объектов рекреационного назначения.
В связи с этим ответчик и заинтересованное лицо – Заповедник – обоснованно указывают на несоответствие требований заявителя вышеприведенным нормам природоохранного законодательства.
Доводы предпринимателя о неопределении границ охранной зоны в виде границ земельного участка, подлежат отклонению, поскольку статья 56 ЗК РФ, такого требования не содержит. Кроме того, в п.6 Положения об охранной зоне содержится описание границ охранной зоны Саралинского участка Заповедника.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения предъявленных заявителем требований, предусмотренные статьей 201 АПК РФ, отсутствуют.
При этом, в силу статьи 110 АПК РФ, на заявителя относятся понесенные им расходы по госпошлине, за исключением излишне уплаченных при подаче заявления 3800 руб. госпошлины, подлежащих возврату из бюджета, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать .
Выдать Индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Казань справку на возврат из федерального бюджета 3800 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара), путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд РТ.
Судья Е.Ю.Мотрохин