ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-9259/11 от 03.10.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Казань Дело № А65-9259/2011

Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2011г.

Текст Решения в полном объеме изготовлен 18.10.2011г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е., лица, ведущего протокол помощника ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор ПЛЮС", г.Казань к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань о признании Решения от 30.03.2011г. №08-05/2011 и Постановления от 15.06.2011г. по делу №А08-353/2011 об административном правонарушении Управления ФАС по РТ от 30.03.2011г. №08-05/2011 незаконными, с участием: от заявителя – ФИО2, по доверенности от 11.01.2011г., представитель ФИО3, по доверенности от 27.04.2011г. от ответчика – ФИО4 по доверенности от 26.09.2011г.

УСТАНОВИЛ:

Общества с ограниченной ответственностью "Ресторатор ПЛЮС", г.Казань (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) о признании Решения от 30.03.2011г. №08-05/2011 и Постановления об административном правонарушении от 15.06.2011г. по делу №А08-353/2011 об незаконными и их отмене.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, мотивируя свои требования не доказанностью события нарушения, устранением нарушения к моменту рассмотрения дела. Пояснив что, не давали одобрения рекламы в представленном виде и что в размещенной рекламе рекламируется не пиво.

Ответчик с заявленными требованиями не согласился ссылаясь на доказанность нарушения и отсутствие нарушений материальных и процессуальных норм.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по электронной почте поступило обращение от гражданина ФИО5 о распространении в г.Казани журнале «Светский» за ноябрь 2010г. рекламы, содержащей признаки нарушения ООО «Ресторатор ПЛЮС» (420066, <...>/А, ИНН <***>) пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 6 части 1 статьи 22 ФЗ «О рекламе».

В ходе проверки данного факта был направлен запрос в адрес ООО «Светский журнал» по результатам, которого установлено, что заказчиком данного рекламного объявления является ООО «Ресторатор ПЛЮС».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006г. №38-Ф3 «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любьм способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, размещенная в журнале «Светский» за ноябрь 2010 года с текстом следующего содержания: «Казань, ул. Чистопольская, д.9а, тел.: <***>, 527-03-56, Казань, ул. Ямашева, 76, тел.: <***>; караоке-зал, Wi-Fi; Чемпионы в гостях у чемпионов; Мы — команда, поэтому вынуждены значительную часть времени проводить вместе. Мы уважаем вкусы и пристрастия друг-друга, но в одно наши мнения сходятся. Есть в городе одном уютное место, где мы можем расслабиться и повеселиться, оставаясь самими собой. Здесь нас понимают и ценят не за звания и награды, здесь нас принимают как добрых друзей и старых знакомых. Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. Сегодня мы навестили наших гостеприимных хозяев не с простым визитом. Мы поздравляем коллектив «Траттории» с пятилетним юбилеем сети. И торжественно клянемся в своей любви и верности Команда «Синтез» Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; распространена печатным способом; преследует строго заданные цели информирования: продвижение производимого товара населению, призвана формировать и поддерживать интерес к данному «продукту».

Вышеуказанная реклама состоит из 13 фотографий ресторана Траттория. На одной из фотографий изображена компания мужчин из шести человек, сидящих за столом, в руках они держат кружки с напитком темно-коричневого цвета. На другой -двое мужчин, сидящих за столом, в руках они держат кружки, наполненные жидкостью темно-коричневого и золотистого цвета. На третьей фотографии изображен мужчина, употребляющий напиток золотистого цвета. Рассматриваемая реклама с учетом обстановки явно ассоциируется с распитием пива, непосредственно направлена на фактическое употребление пива. Данный факт подтверждается также имеющейся пометкой «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» и надписью пивной паб на фотографии ресторана.

Решением Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 30.03.2011г. № 08-05/2011, вышеуказанная реклама признана ненадлежащей, на основании указанного Решения заявитель привлечен к ответственности по ст.14.3 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенными Решением и Постановлением заявитель обжаловал их в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Суд, исследовав обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, в удовлетворении заявления отказал по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

Исходя из пункта 6 части 2 статьи 22 Закона «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 2 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие объекта рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей. Материалы дела подтверждают как событие административного правонарушения, так и вину заявителя.

В указанной рекламе ресторана «Траттория» используются образы людей употребляющих пиво. Закон «О рекламе» предусматривает запрет на использование образов людей в рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Образ — форма отражения в сознании объекта материального мира, в данном случае людей. Кроме того, на одной из фотографий изображен молодой человек, употребляющий напиток светло-желтого цвета. Из общей обстановки можно сделать вывод, что употребляемым напитком является пиво, что дополнительно подтверждается надписью «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью».

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов. Кроме того, для признания наличия в рекламе объекта рекламирования товара (пива) достаточно того, чтобы внимание привлекалось в целом к товару (пиву), а не только к отдельному его виду, сорту, наименованию.

Комиссией установлено, что в ресторане «Траттория» осуществляется реализация пива различных сортов, что подтверждается копией меню бара. Кроме того, на одной из фотографий ресторана «Траттория» имеется надпись «пивной паб».

Таким образом, в указанной рекламе пива используются образы людей, а также демонстрируется процесс потребления пива.

Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не может быть истолковано как нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку общество совершило административное правонарушение, порядок привлечения его к административной ответственности антимонопольным органом был соблюден, размер назначенного обществу штрафа соответствует санкции статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изучении представленных материалов дела, судом первой инстанции каких либо нарушений административного законодательства, влекущих недействительность и незаконность материалов административного дела, а равно оспариваемого постановления, выявлено не было. Процедура привлечения заявителя к административной ответственности ответчиком соблюдена.

Таким образом, заявитель допустил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводи-телем или рекламораспространителем законодательства о рекламе за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении наказания должностным лицом Управления учтены степень и характер совершенного правонарушения, все обстоятельства дела, а также факт совершения правонарушения впервые.

Доводы о том, что заявитель не согласовал выполненные ООО «Светский журнал» работы суд счел опровергнутыми материалами дела, актами о выполненных работах, оплатой договора и отсутствием доказательств направления претензий.

Каждая из сторон участвующих в деле обязана доказывать в соответствии со ст.65 АПК РФ доводы, на которые она ссылается.

Суд также счел не влияющими на правовую оценку доводы заявителя о том, что люди на рекламных фотографиях употребляют именно пиво, так как по общей обстановке, потребительской таре, месте, где сделаны фотографические снимки, предупреждении о вреде чрезмерном употреблении алкоголя, можно сделать вывод о том, что данная использует образы людей употребляющих пиво.

Руководствуясь 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным не соответствующим п.3 ч.5 ст.5 п.6 ч.1 ст.22 Федерального закона «О рекламе» Решения Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30.03.2011г. №08-05/2011 и признании незаконным Постановления от 15.06.2011г. по делу №А08-353/2011 об административном правонарушении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд, г.Самара через Арбитражный суд РТ.

Судья А.Е.Кириллов.