ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А65-9998/11 от 02.08.2011 АС Республики Татарстан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

  Кремль, корп.1 под.2, г.Казань, Республика Татарстан, 420014

E-mail: info@tatarstan.arbitr.ru

http://www.tatarstan.arbitr.ru

тел. (843) 292-07-57

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Казань Дело №А65-9998/2011

Текст решения в полном объеме изготовлен 08 августа 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2011г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кириллова А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сунеевой Э.И., рассмотрев 02 августа 2011 г. в первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, Нижнекамский район, с. Туба к ответчику – Управлению Федеральной антимонопольной службы по РТ, г.Казань об отмене постановления о наложении штрафа по делу №А08-158/2011 об административном правонарушении от 20.04.2011г,

с участием представителей:

от заявителя – не явился. извещен;

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 24.05.2011г.;

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, Нижнекамский район, с. Туба (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань об отмене постановления о наложении штрафа по делу №А08-158/2011 об административном правонарушении от 20.04.2011г.

Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

  Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствии заявителя в порядке, предусмотренном ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, пояснил, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности за размещение ненадлежащей рекламы.

Как следует из материалов дела, решением УФАС по РТ от 02.03.2011г. реклама ИП ФИО1, по факту распространения в г.Нижнекамск, в лифтах рекламы с текстом следующего содержания: «такси «Камилла». Ехать мило. Запомни наши номера 38-03-03, 38-33-33, 89178783333, 89178683333, 89093104444. Скидки на межгород 10-20%. Мы всегда рядом! 38-33-33. Участвуй в честном розыгрыше и выиграй ЖК телевизор, СВЧ-печь х 2, DVD х 2, пылесос х 2 и много других хороших призов. Все обещают, но только мы выполняем!!! Любимое такси «Камилла» дарить подарки не забыло. Игрушки, фены кофеварки и много дорогих подарков подарит каждому из Вас! Спасибо, ждем звонок от Вас! Работаем с организациями по безналичному расчету. Требуются водители с л/а», была признана ненадлежащей, нарушающей ст.9 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

По данному факту постановлением по делу об административном правонарушении по делу №А08-158/2011 заявитель был привлечен к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13 марта 2006г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту – Закон о рекламе) рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Исходя из статьи 9 Закона «О рекламе», в соответствии с которой в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1. сроки проведения такого мероприятия;

2.   источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

За нарушение требований статьи 9 Закона «О рекламе» Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 14.3 предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Материалами дела подтверждено, что в Управление поступило обращение от Некоммерческого Партнерства «Ассоциация такси» по факту распространения заявителем в г.Нижнекамск, в лифтах рекламы с текстом следующего содержания: «такси «Камилла». Ехать мило. Запомни наши номера 38-03-03, 38-33-33, 89178783333, 89178683333, 89093104444. Скидки на межгород 10-20%. Мы всегда рядом! 38-33-33. Участвуй в честном розыгрыше и выиграй ЖК телевизор, СВЧ-печь х 2, DVD х 2, пылесос х 2 и много других хороших призов. Все обещают, но только мы выполняем!!! Любимое такси «Камилла» дарить подарки не забыло. Игрушки, фены кофеварки и много дорогих подарков подарит каждому из Вас! Спасибо, ждем звонок от Вас! Работаем с организациями по безналичному расчету. Требуются водители с л/а».

Из указанной нормы статьи 9 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама стимулирующего мероприятия в любом случае должна содержать указание на сроки проведения такого мероприятия и источник необходимой информации, в то же время требования об указании в полном объёме иных обязательных сведений о данном мероприятии Федеральный закон «О рекламе» не устанавливает.

Следовательно, такие сведения (об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения) не требуется указывать непосредственно в рекламе, они могут быть доведены до потребителя - потенциального участника стимулирующего мероприятия, рекламодателем иным способом (путём размещения в средствах массовой информации, на сайтах сети Интернет либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п.), однако в рекламе должен быть указан источник получения таких сведений (название соответствующего средства массовой информации, адрес сайта в сети Интернет, адрес офиса рекламодателя либо иные адреса, по которым потребитель лично может ознакомиться с информацией о стимулирующем мероприятии и т.п.). При этом такая реклама должна содержать полный перечень сведений, с которыми потребитель может познакомиться при помощи соответствующего источника информации, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О рекламе», то есть должно быть указано, где можно получить «информацию об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения».

Следовательно, ИП ФИО1 нарушены требования, предъявляемые статьи 9 Федерального закона "О рекламе", в данном рекламном объявлении отсутствует информация о сроках проведения мероприятия, об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В данном случае несоответствие рекламы ИП ФИО1 требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на   получение полной и достоверной информации о рекламируемом товаре, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям в сфере потребительского рынка.

Из договора об оказании услуг №045-16/03/10 от 16.03.2010г. заключенного между ИП ФИО1 и ООО «Диапазон» следует, что ООО «Диапазон» является рекламораспространителем, а ИП ФИО1 рекламодателем вышеуказанной рекламы.

Приемка выполненных работ осуществлялась по акту №227 от 30.11.2010г. между ООО «Диапазон» и ИП ФИО1, подписанному обеими сторонами без претензий по оказанию услуг.

Из положений частей 6-8 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Учитывая, изложенное суд считает, что в действиях предпринимателя содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и факт правонарушения доказанным.

В отношении заявителя по факту нарушения законодательства о рекламе 07.04.2011 г. был составлен протокол №А08-158/2011, на основании которого 20.04.2011г. было вынесено постановление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.

При рассмотрении дела процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не установлено, штраф назначен в минимальном размере, установленном санкцией ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Совершенное ИП ФИО1 правонарушение, состав которого носит формальный характер, не является исключительным случаем, поэтому возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом признается несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По смыслу этой нормы права юридическое лицо как коллективный субъект располагает соответствующими этому статусу возможностями и способно принять иные (более весомые), нежели физическое лицо, меры в целях соблюдения требований публичного порядка.

Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

Согласно статье 4.1 КоАП РФ, при назначении наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Антимонопольный орган при принятии Постановления по делу № А08-158/2011 об административном правонарушении учитывал степень и характер совершенного правонарушения, все обстоятельства дела, а также факт совершения правонарушения впервые.

Размещая рекламу содержащую неполную информацию о проводимой акции, ИП ФИО1 не мог не знать о том, что её распространение будет являться нарушением законодательства о рекламе.

Размещая рекламу стимулирующего мероприятия, ИП ФИО1 тем самым привлекает внимание неограниченного круга лиц. Таким образом, учитывая социальную значимость совершенного правонарушения оснований для признания указанного правонарушения в силу статьи 2.9 КоАП РФ малозначительным не имеется.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, при этом положение привлекаемого к ответственности лица не принимается во внимание.

Совершенное предпринимателем правонарушение, состав которого носит формальный характер, не является исключительным случаем, поэтому не могло быть расценено в качестве малозначительного.

Ответственность за указанные деяния наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Таким образом, в рассматриваемом случае совершенное ИП ФИО1 правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых услуг такси на получение полной и достоверной информации, что создает в результате совершения данного правонарушения существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы услуг такси.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд в соответствии с п.3 ст.211 АПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Таким образом, судом установлено, что Постановление о наложении штрафа по делу №А08-158/2011 от 20.04.2011 г. об административном правонарушении, законно, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу п.3 ст.211 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Татарстан.

Судья А.Е.Кириллов.