АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Тверь № дела А66-10328/2011
“13” декабря 2011 г.
Изготовлен мотивированный текст решения
Резолютивная часть решения объявлена 13.12.2011
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевой с применением средств аудиозаписи, при участии представителей заявителя – ФИО1, доверенность, ответчика – ФИО2, доверенность, третьего лица – не прибыл, извещена надлежаще, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью «Михеево»,г.Кимры
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь
третье лицо ФИО3, г.Москва
о признании недействительным решения от 19.08.2011 об отказе в государственной регистрации сервитута и обязании произвести регистрацию
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Михеево», г.Кимры (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным решения от 19.08.2011 № 17/12-08-2/1263/4 об отказе в государственной регистрации сервитута и обязании зарегистрировать обременение права собственности (сервитут) ООО «Михеево» на подземный и надземный газопровод высокого и низкого давления лит 1, назначение: нежилое, газоснабжения, протяженность 1438 м., инв. № 14-013, адрес объекта: Тверская область, Кимрский район, Центральное сельское поселение, д.Михеево, кадастровый (условный) номер 69:14:0193201:154:2 в пользу ФИО3
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Ильченко Анастасия Юрьева, г.Москва.
Общество мотивирует свои доводы тем, что является собственником газопровода и может распоряжаться им по своему усмотрению, также в случае перехода права на газопровод к иному лицу, возможно права ФИО3 будут нарушены тем, что ей будет запрещено пользоваться газопроводом. Регистрация сервитута вызвана необходимостью подключения ФИО3 к газопроводу с целью потребления природного газа (подвод к жилому дому). Решение Управления по отказу в регистрации сервитута считает необоснованным.
Управление требования общества не признало, считает, что переданное на регистрацию право не является сервитутом и не подлежит государственной регистрации в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Закона 122-ФЗ от 21.07.1997 года, поскольку права ФИО3 могут быть обеспечены иным способом. Действующее законодательство, регламентирующее порядок газоснабжения не предусматривает заключения сервитута при подключении к газопроводу. Так же ссылается на то, что ФИО3 не имеет газопровода – объекта, для функционирования которого необходима регистрация сервитута и который будет в последующем подключен к газопроводу Общества. Заявитель является газотранспортной организацией.
ФИО3 поддерживает требования и доводы Общества.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует: Общество является собственником подземного и надземного газопровода высокого и низкого давления протяженностью 1438 м., инв № 14-013, расположенного в Кимрском районе Тверской области, д.Михеево, Центральное сельское поселение (л.д.40). Представлен технический паспорт на газопровод (л.д.43-45).
08.06.20111 между Обществом и ФИО3 заключен договор об установлении сервитута (л.д.41-42).
21.06.2011 Общество обратилось в Управление за регистрацией сервитута обременение права собственности (сервитут) ООО «Михеево» на подземный и надземный газопровод высокого и низкого давления лит1, назначение: нежилое, газоснабжения, протяженность 1438 м., инв. № 14-013, адрес объекта: Тверская область, Кимрский район, Центральное сельское поселение, д.Михеево, кадастровый (условный) номер 69:14:0193201:154:2 в пользу ФИО3 (л.д.46).
15.07.2011 в адрес Общества выслано Уведомление (л.д.63) о приостановлении государственной регистрации, в связи с наличием оснований для таковой, указано на причины, которые необходимо устранить для возобновления регистрации.
19.08.2011 Управлением отказано в государственной регистрации обременения права (сервитута), о чем в адрес Общества направлено сообщение (л.д.39).
Общество не согласилось с решением (сообщением) Управления и обжалует его.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства, заслушав представителей спорящих сторон в судебном заседании, суд первой инстанции приходит к мнению о не обоснованности заявленных требований.
Согласно статье 65 АПК РФ при обращении в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, если оно не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о государственной регистрации), под государственной регистрацией прав понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отношения, возникающие при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, начинаются с момента приема документов и в соответствии со статьей 13 указанного Закона.
Согласно статьи 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации) в связи с возникновением у регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, регистрационные действия были приостановлены. Обществу предложено представить дополнительные документы.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации, если в течение срока, указанного в первом абзаце этого пункта, не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Так, Обществу 19.08.2011 отказано в государственной регистрации обременения права (сервитута).
В силу части 1 статьи 131 ГК РФ, Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьей 1 Закона о государственной регистрации, определено, что сервитут это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
Согласно части 1 статьи 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу пункта 1 статьи 27 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.
Из приведенных выше норм следует, что лицо, требующее установления сервитута, должно подтвердить необходимость предоставления ему права ограниченного пользования чужим имуществом для обеспечения своих нужд. Возможность установления сервитута допустима, если интересы собственника не могут быть обеспечены иным способом.
Из пояснений заявителя следует, что регистрация сервитута необходима для обеспечения права ограниченного пользования газопроводом с целью доставки природного газа до более близкого к домовладению Пользователя сервитута места, что не может быть обеспечено без его установления.
То есть ФИО3 в данной ситуации выступает как лицо, требующее установления сервитута с целью потребления газа.
Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или иной титульный владелец может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Особенности правового режима газопроводов данных общих предписаний не отменяют, одновременно устанавливая определенные ограничения для собственника, согласно которым собственник не во всех случаях может отказать иному лицу в доступе к своему объекту, в том числе посредством врезки.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для обеспечения доступа к газопроводу, принадлежащему иному лицу, претендент должен соблюсти установленные законодательством требования.
Обязанность обеспечения недискриминационного доступа ни в коей мере не означает право самовольной врезки без получения согласия и соблюдения установленных условий.
Условия доступа к чужой газотранспортной системе установлены, в частности, Правилами поставки газа на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162. Согласно пункту 4 правил поставки газа для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения. Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок.
Согласно пункту 10.22 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, присоединение вновь построенных газопроводов к действующим производится только перед пуском газа.
Получение соответствующих технических условий, а также технических условий по эффективному использованию газа в силу пунктов 13, 15 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, является необходимым еще на стадии разработки проекта газоснабжения (т. е. проектирования строительства газопровода).
В силу пункта 15 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией.
В соответствии с пунктом 17 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению технические условия по эффективному использованию газа выдаются органом государственного надзора.
Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации регламентируют содержание технических условий на присоединение к газораспределительной системе.
На сегодняшний день ФИО3 имеет в собственности дом и земельный участок, однако газопровода с целью последующего подключения его к газопроводу ООО «Михеево», не построено. Фактически объект, с целью функционирования которого, необходима регистрация сервитута, отсутствует.
Не представлено и доказательств получения у соответствующей компетентной организации технических условий на подключение к газотранспортной системе и на эффективное использование газа, без получения которых,у третьего лица права на подключение к газопроводу Общества не возникнет.
Согласно пункту 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 05.02.1998 N 162, порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с Правилами.
Следовательно, отношения в области поставки газа регламентируются договором, а не установлением сервитута.
В связи с изложенным, заявитель не доказал наличие обстоятельств, которые позволяют ему требовать в судебном порядке проведения государственной регистрации сервитута на подключение к газопроводу.
Кроме того, из договора о сервитуте следует, что на ФИО3 возложены и функции обслуживания, замены, модернизации, подключения и контроля за состоянием газопровода, хотя ФИО3 здесь не больше чем потребитель газа.
Возложение перечисленных полномочий на ФИО3 невозможно, указанные работы могут быть выполнены только лицензированной организацией, имеющей обученный персонал, поскольку газопровод высокого и низкого давления является опасным производственным объектом.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 200-201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Михеево» (зарегистрировано Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области 18.08.2006, ОГРН <***>, ИНН<***>) о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, г.Тверь от 19.08.2011 № 17/12-08-2/1263/4 об отказе в государственной регистрации сервитута и обязании зарегистрировать обременение права собственности (сервитут) ООО «Михеево» на подземный и надземный газопровод высокого и низкого давления лит1, назначение: нежилое, газоснабжения, протяженность 1438 м., инв. № 14-013, адрес объекта: Тверская область, Кимрский район, Центральное сельское поселение, д.Михеево, кадастровый (условный) номер 69:14:0193201:154:2 в пользу ФИО3, отказать.
Расходы по госпошлине оставить на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в течении месяца с момента его принятия.
Судья С.Е.Рощина