АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
01 ноября 2012 года
г.Тверь
Дело № А66-10479/2012
изготовлено в полном объеме
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Мещеряковой А.А., при участии представителей: ответчика – ФИО1, ФИО2, по доверенностям, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Жилищно-Коммунальное Предприятие «Никулино», Тверская область, Калининский район
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тверь
об отмене постановления ответчика от 03.09.2012г. №7.1-0839пл-Пс/0578-2012
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Жилищно-Коммунальное Предприятие «Никулино», Тверская область, Калининский район (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.12 №7.1-0839пл-Пс/0578-2012 Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тверь (далее – ответчик, Управление).
Заявитель в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В обосновании своих доводов указывает на малозначительность выявленных нарушений и просит применить суд положения статьи 2.9 КоАП РФ. Кроме того, пояснил, что основной деятельностью Общества является предоставление жилищно-коммунальных услуг жителям с. Красная Гора и д. Некрасово Калининского района Тверской области. В настоящее время Общество находится в сложном финансовом положении.
Ответчик возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считает обжалуемое постановление вынесено с соблюдением требований законодательства, в действиях заявителя усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления № Т-839-пр от 12.07.2012 14.08.-20.08.2012г. проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах: система теплоснабжения Калининского района, рег. №А05-11429-001 по адресу: Калининский район, д. Красная Гора, проверка соблюдения требований безопасности в электроэнергетике; соблюдения собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов; соблюдения юридическими лицами требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; соблюдения требований по проведению обязательного энергетического обследования в установленный срок; соблюдения особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства в соответствии с регистрационным номером 5018715 Плана проведения плановых проверок Управления на 2012г., обобщенный и размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
Предметом данной проверки являлось соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, соблюдение требований безопасности в электроэнергетике, соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
По результатам проверки установлено, что Общество нарушило требования технической и технологической безопасности в электроэнергетике при эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно: Руководитель (директор) ООО ЖКП «Никулино» не прошел в территориальной комиссии Ростехнадзора аттестацию и проверку знаний требований энергетической безопасности к порядку работы на тепловых энергоустановках и тепловых сетях (документы по аттестации и проверке знаний от ООО ЖКП «Никулино» не предъявлены), чем нарушены пункты 3, 4 «Г», 11, 22 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37, зарегистрированого в Минюсте России 22.03.2007, регистрационный № 9133; Приказом от 10.01.2012 ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок назначены специалисты - главный инженер ФИО3, начальники котельных ФИО4, ФИО5, не прошедшие в установленном порядке обучение, аттестацию и проверку знаний Правил и инструкций (документы по аттестации и проверке знаний от ООО ЖКП «Никулино» не предъявлены), чем нарушены пункты 2.3.14, 2.3.15, 2.3.20, 2.3.35 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не проводятся текущие осмотры зданий и сооружений по графику с записью в журналы технического осмотра зданий и сооружений (документов не представлено), чем нарушены пункт ПТЭ ТЭ - п. 3.3.3.; эксплуатируемые тепловые энергоустановки не учтены собственником в Книге учёта тепловых энергоустановок, чем нарушены пункты п. 1.5. и п.п. 1, 2 приложения 1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03г.; не проводятся обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок смотровой комиссией (документов не представлено), чем нарушен пункт п.п. 3.3.4. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; Не установлен перечень необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, необходимых при эксплуатации тепловых энергоустановок, чем нарушены пункт 2.8.2, 2.8.9, приложение 4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не проведены ежегодные испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода (актов о проведении испытаний не предъявлено), чем нарушены пункты 9.2.12, 9.2.13 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03г.; не предъявлена разработанная и утвержденная руководителем программа подготовки персонала до допуска к самостоятельной работе или при переходе на другую работу, связанную с обслуживанием тепловых энергоустановок, чем нарушены пункты 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03.; не предъявлены инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок, разработанные в соответствии с требованиями Правил, на основе заводских и проектных данных, типовых инструкций, опыта эксплуатации и результатов испытания оборудования, а также с учетом местных условий, чем нарушены пункты 2.8.4 , 2.8.6, 2.8.7, 2.10.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03.; должностная инструкция оператора котельной разработана без учета, местных условий и коммуникациям, чем нарушены пункт 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03.; не предъявлены разработанные программы, тематические планы и журнал учета противоаварийных тренировок с персоналом, обслуживающим тепловые энергоустановки, чем нарушены пункт 2.3.48 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03.; производственные инструкции и инструкции для конкретных профессий не выданы на руки под роспись операторам котельной, чем нарушен пункт 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденого Ростехнадзором 29.01.2007 г. № 37, зарегистрированного Минюстом 22.03.2007 г, № 9133 (далее РД 03-20-2007); не предъявлены инструкции по эксплуатации водяных тепловых сетей, металлических дымовых труб и газоходов, разработанные в соответствии с требованиями Правил, на основе заводских и проектных данных, типовых инструкций, опыта эксплуатации и результатов испытания оборудования, а также с учетом местных условий, чем нарушены пункты 3.3.10, 3.10.14, 2.8.1, 2.8.4 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не предъявлены графики планово - предупредительного ремонта зданий и сооружений котельны, чем нарушен пункт 3.3.29 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не проводятся осмотры устройств молниезашиты котельных перед началом грозового сезона, чем нарушен пункт 3.3.28 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; отсутствуют таблички на корпусах насосов с данными на насосы, чем нарушен пункт 5.1.12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; отсутствуют паспорта установленной формы на арматуру, чем нарушен пункт 5.2.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; на арматуре отсутствуют надписи, определяющие ее назначение, нумерация по технологической схеме трубопроводов, указатели направления вращения штурвалов, чем нарушен пункт 5.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; на предохранительных клапанах в котельной д. Красная Гора отсутствуют таблички с указанием Р сраб, чем нарушен пункт 5.3.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; отсутствует инструкция по консервации водогрейных котлов и теплосети, утвержденная техническим руководителем организации (не предъявлена), чем нарушен пункт 5.3.37 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; Отсутствуют записи о гидравлических испытаниях водогрейных котлов, чем нарушен пункт 5.3.43 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не ведется контроль при эксплуатации трубопроводов и арматуры, чем нарушен пункт 5.3.49 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; документация в котельной ведется не в полном объеме требований «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утверждены Минэнерго 24.03.2003 г. № 115, зарегистрированы Минюстом 02.04.2003 г, №4358, чем нарушены пункты 5.3.63, 5.3.64 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; для организации и ведения учета тепловых энергоустановок распорядительным документом руководителя не назначено ответственное лицо и его заместитель, чем нарушен пункт 1.5. и п. 3 приложения 1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не назначена постоянно действующая комиссия для проведения проверки знаний персонала, обслуживающего тепловые энергоустановки и сети. (Соответствующий распорядительный документ не представлен), чем нарушен пункт 2.3.21. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не предъявлена разработанная и утвержденная руководителем программа подготовки персонала до допуска к самостоятельной работе или при переходе на другую работу, связанную с обслуживанием тепловых энергоустановок, чем нарушены пункты 2.3.3, 2.3.4, 2.3.5. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; находящаяся на рабочих местах в котельных, расположенных в д. Красная Гора, пос. Некрасово «Инструкция для персонала, обслуживающего водогрейные котлы и водоподогреватели» разработана без учета заводских и проектных данных конкретного оборудования котельных, опыта эксплуатации и результатов испытания оборудования, а также местных условий эксплуатации, чем нарушены пункты 2.8.4 ,2.8.6, 2.8.7, 2.10.3, 5.3.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не предъявлены разработанные и утвержденные местные инструкции по эксплуатации зданий и сооружений подразделений организации, разработанные на основе типовой с учетом конкретных местных условий, чем нарушен пункт 3.1.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не предъявлены паспорта водогрейных котлов, установленных в котельных д. Красная Гора, а также паспорта тепловых сетей, чем нарушены пункты 2.8.1, 6.2.33. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не заполнены разделы паспортов водогрейных котлов, установленных в котельной пос. Некрасово;
- сведения о местонахождении котла;
-сведения об установленной арматуре;
-сведения о техническом освидетельствовании.
К паспортам котлов не приложены чертежи продольного и поперечного разрезов котла, чертежи продольного и поперечного разрезов котельной и план котельной со схемой трубопроводов. Паспорта котла не прошнурованы и не опечатаны с указанием сшитых листов, чем нарушены пункты 2.6.3, 2.8.1 «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 Мпа (0,7 кгс/кв.см.), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (115 град. С)», утверждены Минстроем 28.08.1992 г. № 205 (далее ПУБЭК ) - приложение 3; находящимся в эксплуатации (работе) водогрейным котлам, котельному оборудованию установленным в котельных д. Красная Гора, пос. Некрасово, а также водяным тепловым сетям не проведено периодическое техническое освидетельствование (не представлены документы о проведении технического освидетельствования - актов, записей в паспортах), чем нарушены пункты 2.6.1- 2.6.4; пункты 9.1, 9.4 ПУБЭК; не предъявлены разработанные и утвержденные графики обходов тепловых сетей с целью контроля состояния оборудования, чем нарушены пункты 6,2.26 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; схемы эксплуатируемых тепловых энергоустановок не вывешены на видном месте в помещениях тепловых энергоустановок (котельных) или на рабочих местах персонала, обслуживающего тепловую сеть. Оборудование, запорная, регулирующая и предохранительная арматура не обозначена в натуре в соответствии со схемами, чем нарушен 2.8.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; отсутствуют инструкции, утвержденные техническим руководителем организации с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепло магистралей, применительно к местным условиям и коммуникациям сети, чем нарушены пункт 6.2.64 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; не создан необходимый запас арматуры и материалов для быстрого проведения работ по ограничению аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений в каждом эксплуатационном районе теплосети (не предъявлен перечень, утвержденный ответственным за исправное состояние и безопасную организацию тепловых сетей организации), чем нарушен пункт 6.2.66 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03; отсутствуют паспорта на контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок, чем нарушен пункт 2.9.11. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.03, зарегистрированы Минюстом России №4358 от 02.04.03.
По данному факту Управлением был составлен акт проверки от 20.08.2012г. №7.1-0839пл-А/0356-2012,протокол № 7.1-0839пл-Пр/0578-2012 от 20.08.2012г. об административном правонарушении в отношении Общества.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ, Ростехнадзор 03.09.2012г. вынес постановление № 7.1-0839пл-Пс/0578-2012 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, представленные сторонами доказательства, заслушав доводы представителей сторон в судебном заседании, суд исходит из следующего.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ). Положения этого Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Согласно статье 9.11 КоАП РФ, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, является нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37 (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2007 N 9133) определен порядок подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 3 "Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" РД-03-19-2007, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 (далее – Положение №37), подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
При аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний - требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами (подпункт «Г» пункта 4 Положения №37).
В соответствии с пунктом 11 Положения №37, аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые (в том числе основных организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии). Специалисты подрядных и других привлекаемых организаций могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях организации-заказчика.
В силу пункта 22 Положения №37, аттестационные комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривают представленные в секретариаты аттестационных комиссий обращения поднадзорных организаций, в которых работают аттестуемые, о проведении аттестации работников. Рекомендуемая форма обращения поднадзорных организаций приведена в приложении N 3 к настоящему Положению.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - Правила N 115), устанавливающие требования к технической эксплуатации тепловых сетей.
Согласно пункту 2.3.14. Правил №115, проверка знаний настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций производится:
- первичная - у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет;
- периодическая - очередная и внеочередная.
Очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок - не реже 1 раза в год (пункт 2.3.15 Правил №115).
В соответствии с пунктом 2.3.20 Правил №115, проверка знаний настоящих Правил у ответственных за исправное состояний безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора.
Согласно пункту 2.3.35. Правил №115, действие допуска к самостоятельной работе лиц, для которых проверка знаний обязательна, сохраняется до срока очередной проверки и может быть прервано решением руководителя организации, структурного подразделения или органов государственного надзора при нарушении этими лицами настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций.
В соответствии с пунктом 3.3.3. Правил №115, осмотры каждого здания и сооружения организации осуществляются по графику: для котельных установленной мощностью 10 и более Гкал/ч - не реже 1 раза в 4 мес. при сроке эксплуатации более 15 лет; для котельных установленной мощностью менее 10 Гкал/ч - не реже 1 раза в 6 месяцев при сроке эксплуатации более 10 лет.Текущие осмотры зданий и сооружений со сроком эксплуатации до 15 лет допускается проводить: для котельных установленной мощностью 10 и более Гкал/ч - 1 раз в 6 мес.; котельных установленной мощностью менее 10 Гкал/ч - 1 раз в год.
Обо всех замечаниях, выявленных при осмотрах, вносятся записи в цеховые журналы технического осмотра зданий и сооружений.
В силу пункта 1.5. Правил №115, в организациях, осуществляющих эксплуатацию тепловых энергоустановок, ведется их учет в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 3.3.4. Правил №115, обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации.
В соответствии с пунктом 2.8.2. Правил №115, в производственных службах устанавливаются перечни необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации. Перечни документов пересматриваются не реже 1 раза в 3 года.
В силу пункта 2.8.9. Правил №115, оперативный персонал ведет оперативную документацию, примерный перечень которой приведен в Приложении N 4. В зависимости от местных условий перечень оперативных документов может быть изменен решением технического руководителя. Решение оформляется в виде утвержденного руководством предприятия перечня оперативных документов, включающего наименование документа и краткое его содержание.
Испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта. Испытания на прочность и плотность водяных систем проводятся пробным давлением, но не ниже:
- элеваторные узлы, водоподогреватели систем отопления, горячего водоснабжения - 1 МПа(10кгс/см2);
- системы отопления с чугунными отопительными приборами, стальными штампованными радиаторами - 0,6 МПа (6 кгс/см2), системы панельного и конвекторного отопления - давлением 1 МПа (10 кгс/см2);
- системы горячего водоснабжения - давлением, равным рабочему в системе, плюс 0,5 МПа (5 кгс/см2), но не более 1 МПа (10 кгс/см2);
- для калориферов систем отопления и вентиляции - в зависимости от рабочего давления, устанавливаемого техническими условиями завода-изготовителя.
Паровые системы теплопотребления испытываются пробным давлением. Величину пробного давления выбирает предприятие-изготовитель (проектная организация) в пределах между минимальным и максимальным значениями:
- минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2);
- максимальная величина пробного давления устанавливается расчетом на прочность по нормативно-технической документации, согласованной с Госгортехнадзором России;
- испытание на прочность и плотность узла управления и системы теплопотребления производится при положительных температурах наружного воздуха. При температуре наружного воздуха ниже нуля проверка плотности возможна лишь в исключительных случаях. Температура внутри помещения при этом должна быть не ниже 5 град. С.
Испытание на прочность и плотность проводится в следующем порядке:
- система теплопотребления заполняется водой с температурой не выше 45 град. С, полностью удаляется воздух через воздухоспускные устройства в верхних точках;
- давление доводится до рабочего и поддерживается в течение времени, необходимого для тщательного осмотра всех сварных и фланцевых соединений, арматуры, оборудования и т.п., но не менее 10 мин.;
- давление доводится до пробного, если в течение 10 мин. не выявляются какие-либо дефекты (для пластмассовых труб время подъема давления до пробного должно быть не менее 30 мин.).
Испытания на прочность и плотность систем проводятся раздельно.
Системы считаются выдержавшими испытания, если во время их проведения:
- не обнаружены "потения" сварных швов или течи из нагревательных приборов, трубопроводов, арматуры и прочего оборудования;
- при испытаниях на прочность и плотность водяных и паровых систем теплопотребления в течение 5 мин. падение давления не превысило 0,02 МПа (0,2 кгс/см2);
- при испытаниях на прочность и плотность систем панельного отопления падение давления в течение 15 мин. не превысило 0,01 МПа (0,1 кгс/см2);
- при испытаниях на прочность и плотность систем горячего водоснабжения падение давления в течение 10 мин. не превысило 0,05 МПа (0,5 кгс/см2); пластмассовых трубопроводов: при падении давления не более чем на 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) в течение 30 мин. и при дальнейшем падении в течение 2 часов не более чем на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2).
Для систем панельного отопления, совмещенных с отопительными приборами, величина пробного давления не должна превышать предельного пробного давления для установленных в системе отопительных приборов. Величина пробного давления систем панельного отопления, паровых систем отопления и трубопроводов к вентиляционным установкам при пневматических испытаниях должна составлять 0,1 МПа (1 кгс/см2). При этом падение давления не должно превышать 0,01 МПа (0,1 кгс/см2) при выдерживании 5 мин.
Результаты проверки оформляются актом проведения испытаний на прочность и плотность.
Если результаты испытаний на прочность и плотность не отвечают указанным условиям, необходимо выявить и устранить утечки, после чего провести повторные испытания системы.
При испытании на прочность и плотность применяются пружинные манометры класса точности не ниже 1,5, с диаметром корпуса не менее 160 мм, шкалой на номинальное давление около 4/3 измеряемого, ценой деления 0,01 МПа (0,1 кгс/см2), прошедшие поверку и опломбированные госповерителем. (пунткт 9.2.12, 9.2.13 Правил №115)
Согласно пункту 2.3.3., 2.3.4, 2.3.5 Правил №115, персонал организации до допуска к самостоятельной работе или при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией тепловых энергоустановок, а также при перерыве в работе по специальности свыше 6-ти месяцев, проходит подготовку по новой должности. Для подготовки по новой должности работнику предоставляется срок, достаточный для ознакомления с оборудованием, аппаратурой, схемами и т.п. организации в соответствии с программой, утвержденной руководителем организации. Программа производственного обучения по новой должности предусматривает: изучение настоящих правил и нормативно-технических документов по эксплуатации тепловых энергоустановок; изучение правил безопасности и других специальных правил, если это требуется при выполнении работы; изучение должностных, эксплуатационных инструкций и инструкций по охране труда, планов (инструкций) ликвидации аварий, аварийных режимов; изучение устройства и принципов действия технических средств безопасности, средств противоаварийной защиты; изучение устройства и принципов действия оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств управления; изучение технологических схем и процессов; приобретение практических навыков пользования средствами защиты, средствами пожаротушения и оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае; приобретение практических навыков управления тепловыми энергоустановками (на тренажерах и других технических средствах обучения).
В соответствии с пунктом 2.8.4. Правил №115, все рабочие места снабжаются необходимыми инструкциями, составленными в соответствии с требованиями настоящих Правил, на основе заводских и проектных данных, типовых инструкций и других нормативно-технических документов, опыта эксплуатации и результатов испытаний оборудования, а также с учетом местных условий.
В инструкциях необходимо предусмотреть разграничение работ по обслуживанию и ремонту оборудования между персоналом энергослужбы организации и производственных подразделений (участков) и указать перечень лиц, для которых знание инструкций обязательно. Инструкции составляют начальники соответствующего подразделения и энергослужбы организации и утверждаются техническим руководителем организации.
Поручать персоналу, эксплуатирующему тепловые энергоустановки, выполнение работ, не предусмотренных должностными и эксплуатационными инструкциями, не допускается.
Согласно пункту 2.8.6. Правил №115, в инструкциях по эксплуатации тепловой энергоустановки приводятся: краткое техническое описание энергоустановки; критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы; порядок подготовки к пуску, пуск, остановки во время эксплуатации и при устранении нарушений в работе; порядок технического обслуживания; порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям; требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной энергоустановки. По усмотрению технического руководителя инструкции могут быть дополнены.
В силу пункта 2.8.7. Правил №115, инструкции пересматриваются и переутверждаются не реже 1 раза в 2 года. В случае изменения состояния или условий эксплуатации энергоустановки соответствующие дополнения и изменения вносятся в инструкции и доводятся записью в журнале распоряжений или иным способом до сведения всех работников, для которых знание этих инструкций обязательно.
В соответствии с пунктом 2.10.3. Правил №115, при эксплуатации тепловых энергоустановок разрабатываются и утверждаются инструкции по безопасной эксплуатации. В инструкциях указываются общие требования безопасности, требования безопасности перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях и по окончании работы.
Согласно пункту 2.2.1. Правил №115, руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала; обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии и теплоносителя; предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду; учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма; беспрепятственный доступ к энергоустановкам представителей органов государственного надзора с целью проверки их технического состояния, безопасной эксплуатации и рационального использования энергоресурсов; выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 2.3.48. Правил №115, противоаварийные тренировки по специально разработанным программам и в соответствии с тематическим планом проводятся на рабочих местах или на тренажерах. Допускается использование других технических средств. Результаты проведения противоаварийных и противопожарных тренировок заносятся в специальный журнал.По окончании тренировки ее руководителем проводится разбор действий с оценкой общих результатов тренировки и индивидуальных действий ее участников. Результаты отражаются в журнале с общей оценкой тренировки, замечаниями по действиям ее участников. Если действия большинства участников тренировки получили неудовлетворительную оценку, то тренировка по этой же теме проводится вторично в течение следующих 10 дней, при этом повторная тренировка как плановая не учитывается.
В силу пункта 3.3.10. Правил №115, в организациях должны быть инструкции по эксплуатации дымовых труб и газоходов. При этом наблюдения за состоянием железобетонных дымовых труб и газоходов организуются со следующей периодичностью:
наружный осмотр дымовой трубы и газоходов, а также осмотр межтрубного пространства трубы со внутренним газоотводящим стволом - один раз в год весной, тепловизионное обследование состояния кирпичной и монолитной футеровки не реже одного раза в 5 лет; внутренний осмотр дымовой трубы и газоходов с отключением всех подключенных котлов - через 5 лет после ввода в эксплуатацию и в дальнейшем не реже одного раза в 10 лет. При сжигании в котлах высокосернистого топлива внутренний осмотр проводится не реже одного раза в 5 лет; внутренний осмотр газоходов котлов - при каждом отключении котла для текущего ремонта; инструментальная проверка сопротивления контура молниезащиты дымовой трубы - ежегодно; измерение температуры уходящих газов в дымовой трубе - не реже одного раза в месяц; наблюдения за осадкой фундаментов дымовой трубы и газоходов нивелированием реперов: первые два года эксплуатации - два раза в год; после двух лет до стабилизации осадки (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадки - один раз в 5 лет. После стабилизации осадки фундамента для дымовых труб в районах вечной мерзлоты, на территориях, подработанных горными выработками, и на просадочных грунтах наблюдения за осадками фундаментов проводятся не реже двух раз в год; наблюдения за вертикальностью трубы проводятся: визуально (при помощи отвеса) - два раза в год; инструментальные наблюдения - не реже одного раза в 5 лет. В случае выявленного (по разности осадки фундаментов) наклона трубы более допустимого следует произвести обследование трубы специализированной организацией. Дальнейшую эксплуатацию трубы вести в соответствии с рекомендациями, выданными по результатам обследования; наблюдения за исправностью осветительной арматуры дымовой трубы проводятся ежедневно.
Согласно пункту 3.3.29. Правил №115, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений котельной выполняют по ежегодным календарным планам, утверждаемым руководителем организации.Организация ремонта и его периодичность осуществляется в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта и настоящими Правилами.
Смонтированные устройства молниезащиты подвергаются плановым осмотрам, а наиболее ответственные элементы молниезащиты (молниеприемники, токоотводы, соединения, заземлители) - периодическому контролю.
Осмотры устройств молниезащиты, а также производство предупредительного ремонта на основании выводов этих осмотров производятся ежегодно перед началом грозового периода (пункт 3.3.28 Правил №115).
В соответствии с пунктом 5.1.12. Правил №115, установка для подпитки тепловых сетей должна обеспечивать их подпитку химически очищенной деаэрированной водой в рабочем режиме и аварийную подпитку.
Согласно пункту 5.2.3. Правил №115, арматура должна использоваться строго в соответствии с ее функциональным назначением. Использование запорной арматуры в качестве регулирующей не допускается. Арматура условным диаметром 50 мм и более должна иметь паспорта установленной формы.
Арматура должна иметь надписи, определяющие ее назначение, быть занумерованной по технологической схеме трубопроводов, а также иметь указатели направления вращения штурвалов (пункт 5.2.9 Правил №115).
Предохранительные клапаны должны иметь табличку с указанием: давления срабатывания клапана; срока проведения испытания; срока следующего проведения испытания (пункт 5.3.25 Правил №115).
Согласно пункту 5.3.37. Правил №115, по окончании отопительного сезона или при останове водогрейные котлы и теплосети консервируются. Способы консервации выбираются специализированной наладочной организацией, исходя из местных условий, на основе рекомендаций действующих методических указаний по консервации теплоэнергетического оборудования и вносятся в инструкцию по консервации, утверждаемую техническим руководителем организации. При пуске водогрейных котлов в эксплуатацию, а также перед началом отопительного сезона тепловые сети и внутренние системы теплопотребления предварительно промываются.
В соответствии с пунктом 5.3.43. Правил №115, гидравлические испытания проводятся на вновь смонтированных установках, после проведения ремонта, а также периодически не реже одного раза в 3 года. Минимальное значение пробного давления при гидравлическом испытании для котлов, пароперегревателей, экономайзеров, а также трубопроводов в пределах котла принимается: при рабочем давлении не более 0,5 МПа (5 кгс/см2) минимальное значение пробного давления принимается 1,5 рабочего, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2); при рабочем давлении более 0,5 МПа (5 кгс/см2) минимальное значение пробного давления принимается 1,25 рабочего, но не менее рабочего плюс 0,3 МПа (3 кгс/см2); при проведении гидравлического испытания барабанных котлов, а также их пароперегревателей и экономайзеров за рабочее давление принимается давление в барабане котла, а для безбарабанных и прямоточных котлов с принудительной циркуляцией - давление питательной воды на входе в котел, установленное конструкторской документацией. Максимальное значение пробного давления устанавливается расчетами на прочность по нормативно-технической документации, согласованной с Госгортехнадзором России. Вновь смонтированные паровые и водогрейные котлы до ввода в эксплуатацию должны быть подвергнуты гидравлическому испытанию на прочность и плотность в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
В соответствии с пунктом 5.3.49. Правил №115 , при эксплуатации трубопроводов и арматуры контролируются: величины тепловых перемещений трубопроводов и их соответствие расчетным значениям по показаниям индикаторов; наличие защемления и повышенной вибрации трубопроводов; плотность предохранительных устройств, арматуры и фланцевых соединений; температурный режим работы металла при пусках и остановах; степень затяжки пружин подвесок опор в рабочем и холодном состоянии - не реже одного раза в 2 года; герметичность сальниковых уплотнений арматуры; соответствие показаний указателей положения регулирующей арматуры на щитах управления ее фактическому положению; наличие смазки подшипников, узлов приводных механизмов, редукторов электроприводов арматуры.
В котельной необходимо вести документацию в объеме требований настоящих Правил. При этом в обязательном порядке в оперативный журнал записываются: сдача, приемка смены; характеристика состояния оборудования; все переключения в схемах оборудования, должность и фамилия лица, давшего распоряжение на переключение (за исключением случаев аварийной остановки при срабатывании технологических защит, в этом случае делается запись о первопричине срабатывания защиты). Для записей параметров работы котлов и котельного оборудования (водоуказательных приборов, сигнализаторов предельных уровней воды, манометров, предохранительных клапанов, питательных устройств, средств автоматики), а также о продолжительности продувки котлов используется суточная ведомость или журнал режимов работы оборудования (пункт 5.3.63, 5.3.64 Правил №115).
В соответствии с пунктом 2.3.21. Правил №115, для проведения проверки знаний персонала руководитель организации назначает постоянно действующую комиссию. Для организаций, не имеющих возможности для создания комиссии, проверка знаний может проводиться в комиссиях органов государственного энергетического надзора в соответствии с правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации.
В каждой организации, эксплуатирующей тепловые установки, составляется и постоянно хранится следующая документация: распорядительные документы по предприятию о распределении ответственности за эксплуатацию и ремонты производственных зданий и сооружений для размещения тепловых энергоустановок между руководителями подразделений организации с четким перечнем закрепленных за ними зданий, сооружений, помещений и участков территории; копии приказов, распоряжений руководства по вопросам эксплуатации и ремонта производственных зданий и сооружений; приказ или распоряжение о выделении из персонала подразделений организации ответственных за контроль эксплуатации зданий, сооружений и территории, переданных в ведение подразделения, эксплуатирующего тепловые энергоустановки; местные инструкции по эксплуатации зданий и сооружений подразделений организации, разработанные на основании типовой с учетом конкретных местных условий; схема-генплан организации с нанесением на ней зданий и сооружений и границ деления территории на участки, переданные под ответственность подразделений, эксплуатирующие тепловые энергоустановки; исполнительные схемы-генпланы подземных сооружений и коммуникаций на территории организации; комплекты чертежей строительной части проектов каждого здания и сооружения организации с исполнительными чертежами и схемами на те конструкции и коммуникации, которые в процессе строительства были изменены против первоначального проектного решения; паспорта на каждое здание и сооружение; журналы технических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений; журналы регистрации результатов измерения уровня грунтовых вод в скважинах-пьезометрах и материалы химических анализов грунтовых вод; журналы состояния окружающей среды для зданий и сооружений, где периодически возникают или возможны процессы, нарушающие параметры окружающей среды, определяемые санитарными нормами, либо отмечены коррозионные процессы строительных конструкций. Перечень таких зданий и сооружений утверждается руководителем организации; информационно-техническая литература, набор необходимых нормативных документов или инструкций по вопросам эксплуатации и ремонта производственных зданий и сооружений; утвержденные руководителем должностные инструкции персонала, осуществляющего эксплуатацию территорий, зданий и сооружений для размещения тепловых энергоустановок (пункт 3.1.3 Правил №115).
В соответствии с пунктом 2.8.1. Правил №115, при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию; акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции; акты приемочных комиссий; исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технический паспорт теплового пункта; инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.
В силу пункта 6.2.33. Правил №115, на каждый вновь вводимый в работу участок теплосети (независимо от параметров теплоносителя и диаметра трубопроводов) составляется паспорт установленной формы (Приложение N 5). В паспорте ведется учет продолжительности эксплуатации трубопроводов и конструкций теплосети, делаются записи о результатах всех видов испытаний (кроме ежегодных на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона), заносятся сведения о ремонтах, реконструкциях и технических освидетельствованиях.
В организациях необходимо организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования) (пункт 2.6.1 Правил №115).
Согласно пункту 6.2.6. Правил №115, на планах, схемах и пьезометрических графиках обозначаются эксплуатационные номера всех тепломагистралей, камер (узлов ответвлений), насосных станций, узлов автоматического регулирования, неподвижных опор, компенсаторов и других сооружений тепловой сети.На эксплуатационных (расчетных) схемах подлежат нумерации все присоединенные к сети системы потребителя, а на оперативных схемах, кроме того, секционирующая и запорная арматура. Арматура, установленная на подающем трубопроводе (паропроводе), обозначается нечетным номером, а соответствующая ей арматура на обратном трубопроводе (конденсатопроводе) - следующим за ним четным номером.
В соответствии с пунктом 6.2.64. Правил №115, в каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети (в каждом эксплуатационном районе, участке), составляется инструкция, утверждаемая техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии, на любой из тепломагистралей или насосной станции, применительно к местным условиям и коммуникациям сети. Инструкция должна предусматривать порядок отключения магистралей, распределительных сетей и ответвлений к потребителям, порядок обхода камер и тепловых пунктов, возможные переключения для подачи теплоты потребителям от других магистралей и иметь схемы возможных аварийных переключений между магистралями. Планы ликвидации технологических нарушений в тепловых сетях городов и крупных населенных пунктов согласовываются с местными органами власти.
Согласно пункту 6.2.66. Правил №115, для быстрого проведения работ по ограничению распространения аварий в тепловых сетях и ликвидации повреждений каждый эксплуатационный район теплосети обеспечивает необходимый запас арматуры и материалов. Устанавливаемая на трубопроводах арматура предусматривается однотипной по длине и фланцам. Аварийный запас материалов хранится в двух местах: основная часть хранится в кладовой, а некоторое количество аварийного запаса (расходного) находится в специальном шкафу в распоряжении ответственного лица из оперативного персонала. Расходные материалы, использованные оперативным персоналом, восполняются в течение 24 ч из основной части запаса. Запас арматуры и материалов для каждого эксплуатационного района теплосети определяется в зависимости от протяженности трубопроводов и количества установленной арматуры в соответствии с нормами аварийного запаса, составляется перечень необходимых арматуры и материалов, который утверждается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей организации.
В силу пункта 2.9.11. Правил №115, на все контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок составляются паспорта с отметкой о периодических поверках и произведенных ремонтах. Кроме того, ведутся журналы записи результатов поверок, калибровок и ремонтов приборов.
Таким образом, Обществом были допущены нарушения вышеназванных требований технической и технологической безопасности в электроэнергетике при эксплуатации тепловых энергоустановок, а также учитывая, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению названных Правил, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом выявленных нарушений требований промышленной безопасности в виду чрезвычайных событий и обстоятельств в материалах дела не имеется, в связи с чем, отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при вынесении постановления № 7.1-0839пл-Пс/0578-2012 государственным инспектором Ростехнадзора судом не установлено.
Учитывая, тяжелое финансовое положение Общества, привлечение к административной ответственности впервые, штраф в минимальном размере - 10 000 руб., установленный статьей 9.11 КоАП РФ, суд считает обоснованным.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления незаконным.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в сроки и порядке, установленные АПК РФ.
Судья Бачкина Е.А.