ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-10837/11 от 10.11.2011 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

16 ноября 2011 года                     г. Тверь                   Дело № А66-10837/2011

Резолютивная часть решения объявлена 10.11.2011.

         Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Романовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой И.С., при ведении аудиозаписи судебного заседания, при участии представителей сторон: от заявителя – ФИО1 по доверенности, от ответчика – ФИО2 по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Фаворит», г.Тверь,

к Центральному Управлению Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тверь,

об отмене постановления о назначении административного наказания от 30.09.2011 № 7.1-0957пл-Пс/0508-2011,

УСТАНОВИЛ:

         Общество с ограниченной ответственностью «Фаворит» (далее — заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — ответчик, Управление) от 30.09.2011 № 7.1-0957пл-Пс/0508-2011 о назначении административного наказания, которым на него наложено административное взыскание, предусмотренное статьей 9.11 КоАП РФ, в виде взыскания 10000 руб. штрафа.

         Заявитель настаивает на заявленных требованиях, считает постановление немотивированным, подлежащим отмене, ходатайствует о применении статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность).

В представленном отзыве, а также в судебном заседании представитель Управления с доводами жалобы не согласился, указал, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, порядок проведения проверки нарушен не был, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением № 957-пр от 26.08.2011 Управлением с 12 по 16 сентября 2011 года проведена плановая выездная проверка общества с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – системы теплоснабжения поселка ДРСУ-2.

    При проверке присутствовал представители учреждения: директор ФИО3

    В результате проверки выявлены нарушения требований при эксплуатации системы теплоснабжения, электрических установок, тепловых энергоустановок и сетей, лифта, что зафиксировано в акте проверки от 16.09.2011. (пункты 1.1 -4.4 Акта проверки).

В ходе проверки были выявлены следующие нарушения:

1.  Не разработан план работы по осуществлению производственного контроля, ежегодный план мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности; не проводятся проверки состояния промышленной безопасности; не представлен отчет по организации и осуществлению производственного контроля в ЦУ Ростехнадзора за 2010 год; положение о производственном контроле не согласовано с ЦУ Ростехнадзора – чем нарушены ч.1 ст.11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.01.1997 № 116-ФЗ, п.п. 7, 11 «б, в, г» Правил организации  и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;

2.  Не разработан документ, регламентирующий учет и анализ инцидентов, чем нарушены п.п. 4.1 – 4.4 Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Минприроды 30.06.2009 № 191;

3.  Директор ФИО3 и главный инженер ФИО4 не прошли периодическую аттестацию в области промышленной безопасности, чем нарушены ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.01.1997 № 116-ФЗ, п.п.1.2.7, 1.2.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;

4.  Не проводится ежегодная проверка знаний операторов котельных в объеме требований производственных инструкций, чем нарушены ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.01.1997 № 116-ФЗ, п.п.1.2.1, 1.2.9 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;

5.  Не проводятся инструктажи по безопасности с операторами котельной (1 в 6 месяцев), чем нарушены пункты 3, 18, 19, 23 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом от 29.01.2007 № 37;                      ;

6. Отсутствует должностная инструкция ответственного за осуществление производственного контроля ФИО4, чем нарушен пункт 1.2.17 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;

7. Отсутствует должностная инструкция ответственного за эксплуатацию газового хозяйства, чем нарушены пункты 5.1.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;                                                                                                                           ;

8.                                                                                                                                                   В организации не разработана производственная инструкция с учетом конкретных требований к эксплуатации газового оборудования с приложением технологических схем газопроводов и газового оборудования, чем нарушены ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.01.1997 № 116-ФЗ, п. 5.1.2 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;

9.    Отсутствует журнал учета технического обслуживания газопроводов, обхода газопроводов, текущего ремонта запорной арматуры, чем нарушены пункты 5.3.4, 5.3.13 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;                                                                           ;

10.   Не составлен график технического обслуживания и ремонта объектов газового хозяйства, утвержденного главным инженером и согласованного с организацией-исполнителем, чем нарушен пункт 5.1.4 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;       ;

11.    Не представлены эксплуатационные паспорта на наружный газопровод и ГРУ, чем нарушен пункт 5.1.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;

12.  На ограждении ГРП отсутствует предупредительная надпись «Огнеопасно – газ», чем нарушен пункт 5.6.19 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;

13.   В организации отсутствует соответствующий персонал или не заключен договор со специализированной организацией на обслуживание и текущий ремонт приборов и средств автоматизации, блокировок и сигнализации, установленных на газопроводах и газоиспользующем оборудовании, чем нарушен пункт 5.7.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;                                                                                                                           ;

14.   Не проведена проверка газоанализаторов контрольными газовыми смесями, чем нарушены пункты 5.7.5, 5.7.6, 5.7.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;         ;

15.   Не проводится проверка срабатывания устройств защиты, блокировок и сигнализации, чем нарушен пункт 5.7.10 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;      ;

16.    В организации не разработан перечень газоопасных работ, утвержденный техническим руководителем, чем нарушен пункт 10.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;                                                                                                                           ;

17.    Не ведется учет газоопасных работ, проводимых без оформления нарядов-допусков, чем нарушен пункт 10.7 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9;         ;

18.    Не назначен приказом ответственный за электрохозяйство и его заместитель из числа руководителей, специалистов предприятия с IV гр. По ЭБ, чем нарушены пункты 1.2.3, 1.4.28 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – ПТЭЭП), утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6;

19. Не разработана должностная инструкция для ответственного за электрохозяйство, чем нарушены пункты  1.8.1, 1.2.6  ПТЭЭП;

20.  На предприятии не в полном объеме составлены  должностные, производственные инструкции, инструкции по охране труда и пожарной безопасности, чем нарушен пункт  1.8.8 ПТЭЭП;

21. Не составлен перечень технической документации, чем нарушены пункты 1.8.1, 1.8.2, 1.8.9 ПТЭЭП;

22.   Не разработаны  и не утверждены однолинейные схемы электрических соединений предприятия, чем нарушены пункты 1.5.18, 1.8.6 ПТЭЭП;

23.   Не разработан перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу электробезопасности, чем нарушен пункт 1.4.3 ПТЭЭП;

24. Отсутствует комиссия по проверке знаний персонала, чем нарушены пункты 1.4.30, 1.4.31 ПТЭЭП;

25. Отсутствует «Журнал учета проверки знаний норм и правил работы в электроустановках, чем нарушен пункт 1.4.39 ПТЭЭП;

26. Не разработан перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I гр. по электробезопасности, чем нарушен пункт 1.4.4 ПТЭЭП;

27. Не определена необходимость проведения противоаварийных тренировок, чем нарушен пункт 1.4.43 ПТЭЭП;

28.  Не определена тематика противоаварийных и противопожарных тренировок, не составлен график и журнал учета тренировок, чем нарушен пункт 1.8.9 ПТЭЭП;

29. Не разработан график ППР оборудования, чем нарушен пункт 1.6.3 ПТЭЭП;

30. Электропроводка сети освещения в подсобных помещениях, электрощитовых выполнена с нарушениями действующих норм и правил, чем нарушен пункт 1.6.1 ПТЭЭП;

31. Не разработаны долгосрочные планы технического перевооружения; на предприятии не составлены графики периодического осмотра электрооборудования; отсутствуют бланки нарядов-допусков для работы в электроустановках; не откалиброваны плавкие вставки в распределительных щитках, в соответствии со схемой, отсутствуют надписи на внутренней стороне дверей РЩ, указывающие номинальный ток плавкой вставки; отсутствуют на дверях предупреждающие плакаты и знаки установленного образца; отсутствуют плафоны на светильниках в газовой котельной п.ДРСУ, чем нарушены пункты 1.6.4, 2.2.39, 1.8.9, 2.2.20, 2.12.11 ПТЭЭП;

32.                                                                                                                                               Не составлены и не утверждены, ответственным за электрохозяйство, списки мест хранения электрозащитных средств в соответствии с местными условиями и нормами комплектования, РУ не укомплектованы средствами защиты, чем нарушены пункт 2.2.21 ПТЭЭП, пункт 1.2.2 приложения 8 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, утв. Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261;

33. Не определены графиком ППР сроки выполнения периодических испытаний и измерений электрооборудования; не закрыты места выхода кабелей из кабельных каналов, подвалов; не указаны положения рукоятки рубильника, указывающие операцию, для которой они предназначены (ж.д.№10 п.ДРСУ); вышедшие из строя люминесцентные лампы хранятся не в специальном помещении; не в полном объеме укомплектованы ВРУ зданий защитными противопожарными и вспомогательными средствами; не ведется журнал регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним; не назначен ответственный работник, имеющий III гр. по ЭБ, для поддержания исправного состояния, проведения периодических проверок переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним; не закреплено за электросварщиками переносное, передвижное электросварочное оборудование, о чем делается запись в Журнале регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним; не проведены испытания и измерения на электросварочных установках; не определена в должностных инструкциях ответственность за эксплуатацию сварочного оборудования, выполнение годового графика технического обслуживания и ремонта, безопасное проведение сварочных работ, чем нарушены пункты 2.2.38,2.2.11, 2.2.14, 2.12.15, 1.2.2, 2.2.21, 3.5.10, 3.5.10, 3.1.16, 3.1.22, 3.1.23 ПТЭЭП;

34.                                                                                                                                               Не установлены сроки очистки электрооборудования от пыли, паутины, грязи с учетом местных условий; имеются следы коррозии на металлических частях распределительных устройств, находящихся во влажных подвальных помещениях (ул .Академическая, №10); отсутствуют расчетные средства учета электрической энергии на общедомовую нагрузку (п.ДРСУ ж.д.№2,3,9,11),отсутствуют на средства измерений и учета электрической энергии паспорта (журналы), в которых делается отметка обо всех ремонтах, калибровках и поверках, чем нарушены пункты 2.2.17, 2.2.21, 2.2.40, 2.11.2, 2.11.11 ПТЭЭП;

35.Не назначен распоряжением работник из числа электротехнического персонала, имеющий группу III по электробезопасности для присвоения I группы неэлектротехническому персоналу, чем нарушеныМежотраслевые Правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, утв. приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 №163 (далее – МП по ОТ), прилож. 1,примеч.1;

36.Отсутствует список лиц, имеющих право единоличного осмотра, в соответствии с требованиями МПпоОТ; отсутствует список лиц, оперативно-ремонтного персонала, имеющих право выполнения оперативных переключений; отсутствует список лиц, оперативно-ремонтного персонала, имеющих право быть допускающим, ответственным руководителем и производителем работ, наблюдающим; не оформлено письменным указанием руководителя организации предоставление оперативному персоналу права выдачи нарядов в случае отсутствия работников, имеющих право выдачи нарядов и распоряжений и при работах по предотвращению аварий или ликвидации их последствий; не разработан перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; не проводится оформление работ в электроустановках, согласно перечня работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, отсутствуют записи в оперативном журнале; не заведен "Журнал учета работ по нарядам и распоряжениям", согласно установленной формы; не определен распоряжением руководителя предприятия порядок хранения и выдачи ключей от электроустановок; не заперт вводной рубильник ж.д.№2 п.ДРСУ, чем нарушены пункты1.3.4, 1.3.1, 2.1.10, 2.1.4, 2.4.1, 2.1.1, 2.4.5, 2.3.5 (прил.4,5), 1.3.12, 1.3.11 МП по ОТ;

37. Не составлен и не утвержден пе­речень работ повышенной опасно­сти, которые должны выполняться по нарядам и распоряжениям; не составлен и не утвержден ру­ководителем список лиц, имею­щих право выдачи нарядов и рас­поряжений; не заведен журнал для учета и ре­гистрации работ по нарядам и рас­поряжениям, чем нарушены пункты 2.1.5, 2.1.6, 2.1.7, 2.1.8Правил тех­ники безопасности при эксплуа­тации тепло потребляющих уста­новок и тепловых сетей потреби­телей», утвержденных начальни­ком Госэнергонадзора ФИО5 от 07.05.1992;

38.Эксплуатация тепловых энергоус­тановок организации осуществля­ется не подготовленным тепло­энергетическим персоналом; не назначены руководителем ор­ганизации для непосредственного выполнения функций по эксплуа­тации тепловых энергоустановок ответственный за исправное со­стояние и безопасную эксплуата­цию тепловых энергоустановок и его заместитель из числа управ­ленческого персонала, или спе­циалистов, со специальным тепло­энергетическим образованием, по­сле проверки знаний настоящих Правил, правил техники безопас­ности и инструкций, чем нарушены пункты 2.1.1, 2.2.2 Правил технической эксплуатации тепловых энерго­установок», утвержденных Мин­энерго России №115 от 24.03.03;

39. Неисправна двухсторонняя переговорная связь в кабинах лифтов рег. № № 72486, 72932; отсутствует освещение прохода к машинному помещению лифта рег. № 72932; в помещении с размещенным оборудованием лифта установлены посторонние предметы – деревянный короб, что недопустимо (в машинном отделении лифта рег. № 72932), чем нарушены пункты 6.3.16, 4.2.1, 4.2.3Правил технической эксплуатации тепловых энерго­установок», утвержденных Мин­энерго России №115 от 24.03.2003.

    Акт проверки подписан в отсутствие законного представителя общества.

По данному факту Управлением Ростехнадзора в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 20.09.2011 № 7.1-0957пл-Пр/0508-2011 и вынесено постановление от 03.10.2011 № 7.1-0957пл-Пр/0508-2011 о наложении на общество предусмотренного статьёй 9.11 КоАП РФ штрафа в размере 10 000 руб.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

   Общество не представило в установленный срок каких-либо возражений по фактам выявленных нарушений.

Заявитель обжалует постановление о привлечении к административной ответственности только в связи с тем, что, по его мнению, постановление не является мотивированным. Однако, суд считает данный довод заявителя необоснованным,  он опровергается имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

      Суд считает, что возможность соблюдения установленных требований промышленной безопасности у общества имелась. Доказательств обратного в процессе производства по делу обществом не представлено.

Кроме того, помимо оспариваемого постановления, акта проверки в материалах дела имеются иные доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении. Заявителем не представлено доказательств, опровергающих содержащиеся в протоколе выводы о наличии нарушений.

  Электроустановки являются источником повышенной опасности. Выявленные 75 нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении юридическим лицом возложенных на него обязанностей. Нарушая установленные правила, общество посягает на установленный нормативными актами порядок в сфере энергобезопасности.

Действия общества, выразившиеся в нарушении требований промышленной безопасности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.1 КоАП РФ. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила.

Учитывая, что материалами дела подтверждается факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения, а также вина общества в его совершении, порядок привлечения к административной ответственности соответствует требованиям КоАП РФ, оспариваемое постановление Управления Ростехнадзора является законным и отмене не подлежит.

Общество заявляет о малозначительности  нарушения, ссылаясь на материальное положение.

  В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

         Суд, оценив обстоятельства совершения правонарушения, пришел к выводу о том, что выявленные нарушения не являются малозначительными, поскольку они посягают на установленный порядок общественных отношений в сфере промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, контроля соответствия требованиям технической и технологической безопасности в электроэнергетике при эксплуатации электроустановок.

Административная ответственность, примененная административным органом к Обществу (штраф в размере 10 000 руб.) соответствует минимальному размеру ответственности, предусмотренному статьей 9.11 КоАП РФ для юридических лиц. Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

  При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 7.1.-0957-пл-Пс/0508-2011 от 30.09.2011 года  отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в 10-дневный срок со дня его принятия.

Судья                                                                            Е.В.Романова