ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-11305/2011 от 20.01.2012 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

27 января 2012 г. г. Тверь Дело № А66-11305/2011

(Резолютивная часть решения объявлена 20.01.2012)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Цветковой А.А., с использованием средств аудиозаписи, при участии представителей сторон: от заявителя - ФИО1 (генеральный директор), ФИО2, по доверенности, от ответчика - ФИО3, по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Калининское», г. Тверь,

к Министерству имущества и земельных отношений Тверской области,

г. Тверь,

о признании недействительным письма № 12352-09 от 04.10.2011 в части обязания выкупать земельные участки по рыночной цене,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Калининское» (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта Комитета по управлению имуществом Тверской области (переименован в Министерство имущества и земельных отношений Тверской области) (далее - ответчик, Министерство) в части обязания ЗАО «Калининское» выкупать земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в г. Твери, по рыночной цене, оформленный письмом № 12352-09 от 04.10.2011 года.

Заявленные требования мотивированы п. 9 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон), п. 7 ст. 10 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель), Законом Тверской области от 09.04.2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» (далее - Закон № 49-ЗО), п. 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также постановлением Президиума ВАС РФ о 28.06.2011 года № 913/2011. По мнению заявителя, требование ответчика о выкупе земельных участков по рыночной цене незаконно, поскольку они подлежат выкупу по их кадастровой стоимости.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление ( Т. 3 л.д. 130-132), считает, что испрашиваемые земельные участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, Закон об обороте земель на них не распространяется. В связи с тем, что действующее законодательство не устанавливает специальных правил определения цены для случаев переоформления права постоянного бессрочного пользования на незастроенный земельный участок, такой земельный участок подлежит приобретению по рыночной цене (постановления президиума ВАС РФ от 21.03.2006 № 14711/05, от 14.12.2010 № 8155/10).

Как следует из материалов дела и объяснений представителей участвующих в деле лиц, Общество обратилось к ответчику с письмом № 377 от 14.09.2011 года (Т. 1, л.д. 70) об оказании содействия в выкупе земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Государственного акта (Т. 1,л.д. 45-46) с целевым назначением - для ведения сельского хозяйства, расположенных в черте города Твери.

В подтверждение права бессрочного пользования Общество ссылается на постановления администрации города Твери от 20.10.2000 года № 2480 (Т. 1, л.д. 96) - земельные участки в границах ул. Пржевальского- Старая Константиновка в Заволжском районе в кадастровом квартале 69:40:01 00 625, кадастровые паспорта (Т. 1, л.д. 97-141), постановление Администрации города Твери от 29.09.2000 года № 2339- земельные участки по ул. Дубаковская, ул. Мотострелковая в Заволжском районе, в кадастровом квартале 69:40:01 00 016, кадастровые паспорта (Т. 1, л.д. 143-145), постановление администрации города Твери от 05.10.2000 года № 2390 (Т. 2, л.д. 1) - земельные участки в пос. Литвинки Заволжского района в кадастровом квартале 69:40:01 00 024, кадастровые паспорта (Т. 2., л.д. 2-85), постановление Администрации города Твери от 05.10.2000 года № 2391 (Т. 2, л.д. 86) земельные участки в Заволжском районе, в кадастровом квартале 69:40:01 00 025 (Т. 2, л.д. 87-104), постановление главы города Твери № 1904 от 16.08.1998 года (Т. 2, л.д. 105) земельные участки в Пролетарском районе в кадастровых кварталах 69-40-03-155 и 69-40-03-159, кадастровые паспорта (Т. 2, л.д. 106-153), постановление Администрации города Твери от 28.11.2000 года № 2769 (Т. 3, л.д. 1)- земельные участки в пос. Литвинки в Заволжском районе, в кадастровом квартале 69:40:01 00 291, кадастровые паспорта (Т. 3, л.д. 2-7), постановление Администрации города Твери от 29.09.2000 № 2340 (Т. 3, л.д. 8)- земельные участки в районе д. Красное Знамя Заволжского района в кадастровом квартале 69:40:01 00 012, кадастровые паспорта (Т. 3, л.д. 19-14), постановление Администрации города Твери от 05.10.2000 года № 2342 (Т. 3, л.д. 15)- земельные участки в Северо-западной промзоне Заволжского района, в кадастровом квартале 69:40:01 00 009, кадастровые паспорта (Т. 3, л.д. 16-21), постановление Администрации город Твери от 20.10.2000 № 2481 (Т. 3, л.д. 22) - земельные участки по ул. Павлюковская в Заволжском районе, в кадастровом квартале 69:40:01 00 015, кадастровые паспорта (Т. 3, л.д. 23-25), постановление Администрации города Твери № 2502 от 24.10.2000 года (Т. 3,л.д. 26)- земельные участки по ул. Черкасская в Заволжском районе в кадастровом квартале 69:40:01 00 193, кадастровые паспорта (Т. 3, л.д. 27-35).

По результатам рассмотрения указанного обращения Общества по вопросу выкупа земельных участков ответчик подготовил и направил в адрес Общества письмо от 04.10.011 года № 12352-09, которым, в частности разъяснил, что земельные участки сельскохозяйственного использования не исключаются из категории земель населенных пунктов и не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Приобретение незастроенных земельных участков, расположенных на территории города Твери, в собственность ЗАО «Калининское» в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования возможно при наличии документов, подтверждающих нахождение земельных участков на данном праве у ЗАО «Калининское», по рыночной стоимости.

Общество, посчитав, что указанное письмо в части обязания Общества выкупать земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в г. Твери, по рыночной цене противоречит закону и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.

Рассматривая дело, суд исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - закон № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1. статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 36 ЗК РФ цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.03.2006 № 14711/05 сформировал правовую позицию: одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.

Пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).

При этом одинаковый порядок реализации права на приобретение земельных участков по названным двум основаниям не означает, что к отношениям по приобретению обладателем права постоянного (бессрочного) пользования незастроенного земельного участка применимы нормы подпунктов 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, в собственность по льготной цене, которая не может превышать кадастровой стоимости таких земельных участков. Поскольку действующее законодательство не устанавливает специальных правил определения цены для случаев переоформления права постоянного бессрочного пользования на незастроенный земельный участок, такой земельный участок подлежит приобретению по рыночной цене.

Указанный вывод подтвержден позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении президиума ВАС РФ от 14 декабря 2010 г. № 8155/10.

Действующее законодательство не устанавливает специальных правил определения цены для случаев переоформления права постоянного бессрочного пользования на незастроенные земельные участки с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, не включенные в категорию земли сельскохозяйственного назначения.

Правила установления выкупной цены земельных участков, предусмотренные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статей 15 Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» применяются только в случае приобретения в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

По своему целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, перечень которых приведен в ст. 7 ЗК РФ (далее - Кодекс). К числу самостоятельных категорий, поименованных в указанной статье, относятся «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли населенных пунктов».

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (ч. 2 ст. 7 ЗК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 ЗК РФ).

Заявителем не представлено доказательств, что испрашиваемые земельные участки относятся к категории «земли сельскохозяйственного назначения». Напротив, заявитель утверждает, что они расположены в черте города Твери и относятся к категории «земли населенных пунктов».

При таких обстоятельствах, несмотря на фактическое использование земель для сельскохозяйственных целей, пункт 7 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и статья 15 Закона Тверской области от 9 апреля 2008 года № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» в рассматриваемом случае неприменимы. Письмо Минэкономразития Российской Федерации от 22.07.2011 года № Д06-3557 (Т. 1, л.д. 71), на которое ссылается заявитель, также содержит выводы только относительно порядка выкупа земель сельскохозяйственного назначения, к которым испрашиваемые земельные участки не относятся.

Ссылка заявителя на Постановление Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011 года судом отклоняется. В связи с тем, что рассмотренная в нем ситуация не относится к предмету спора по настоящему делу, поскольку заявителем кадастровая стоимость земельных участков не оспаривается, а их рыночная стоимость не определена.

Суд также считает, что заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано нарушение оспариваемым письмом его прав и законных интересов, поскольку до определения рыночной цены испрашиваемых земельных участков невозможно утверждать, что она превышает их кадастровую стоимость.

Кроме того, исходя из смысла оспариваемого письма, в нем отсутствует вывод о необходимости выкупа принадлежащих Обществу земельных участков сельскохозяйственного назначения по рыночной цене. Вывод о возможности приобретения Обществом в собственность земельных участков по рыночной цене сделан в отношении незастроенных земельных участков, расположенных на территории города Твери, предоставленных для сельскохозяйственного использования.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Заявителем при подаче заявления уплачена государственная пошлина в сумме 4000 руб., что превышает установленный п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным (для организаций - 2 000 рублей). При указанных обстоятельствах в соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы в сумме 2000 руб. полежат оставлению на заявителе, а излишне уплаченная госпошлина в сумме 2000 руб. в соответствии со ст. 104 АПК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом «Калининское», г. Тверь, требований о признании недействительным письма № 12352-09 от 04.10.2011 в части обязания выкупать земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в городе Твери, по рыночной цене,- отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в сумме 2000 руб. оставить на заявителе.

Возвратить заявителю из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в сроки и порядке, установленные АПК РФ.

Судья Л.Ю. Голубева