АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е .
г. Тверь № дела А66- 1135/2012
10 мая 2012 г.
Резолютивная часть оглашена 3 мая 2012 года
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бажан О.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ратниковой А.В., с применением средств аудиозаписи
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Марков и К» г. Кашин
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 17-32/56/2011 от 18.01.2012 и недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства Кашинского отдела Управления Росреестра по Тверской области г. Кашин
при участии представителей от сторон:
от заявителя - ФИО1, ФИО2 -по доверенности;
от ответчика - ФИО3- по доверенности;
Установлено: Общество с ограниченной ответственностью «Марков и К» г. Кашин /далее по тексту общество, заявитель/ обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 17-32/56/2011 от 18.01.2012 и недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства Кашинского отдела Управления Росреестра по Тверской области г. Кашин
Ответчик требования не признал, считает правомерным привлечение общества к административной ответственности по ст. 8.8. ч. 1 К о А П РФ, а также законным предписание о б устранении нарушения законодательства.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон:
Постановлением по делу об административном правонарушении Кашинского отдела Управления Росреестра по Тверской области г. Кашин № 17-32/56/2011 от 18.01.2012 Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 К о А П РФ в виде штрафа в сумме 40 тысяч рублей.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
Статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель
Объективную сторону образуют действия по использованию земель не по целевому назначению.
Цель данной статьи состоит в обеспечении охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими - водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром.
Сфера применения норм данной статьи охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, частных предпринимателей и граждан, как использующих землю в процессе производства, так и оказывающих на нее антропогенное воздействие.
Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства.
Использованием земель не по целевому назначению, то есть не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации), в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (часть 1 статьи 7, часть 1, часть 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации). ЗК РФ установил обязательность определения разрешенного использования земельного участка при его предоставлении для строительства. Однако строительство может осуществляться не только на землях населенных пунктов, но и на землях иных категорий (в основном промышленности и другого специального назначения), если это соответствует их целевому назначению. Таким образом, разрешенное использование применяется по отношению к земельным участкам, подлежащим застройке, независимо от категории земель.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
По мнению Минэкономразвития России, до внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений государственный кадастровый учет изменений земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования может быть осуществлен в случае представления в орган кадастрового учета решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования такого земельного участка на другой вид в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Исходя из части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).
Действующее законодательство не содержит однозначных норм, регулирующих порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения.(<Письмо> Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 N 14310-ИМ/Д23 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка").
Целевое назначение земель (и, соответственно, требования к целевому использованию земель) определяется их принадлежностью к той или иной категории, а разрешенное использование - дополнительный элемент, из которого складывается правовой режим земельного участка.
ЗК РФ установил обязательность определения разрешенного использования земельного участка при его предоставлении для строительства. Однако строительство может осуществляться не только на землях населенных пунктов, но и на землях иных категорий (в основном промышленности и другого специального назначения), если это соответствует их целевому назначению. Таким образом, разрешенное использование применяется по отношению к земельным участкам, подлежащим застройке, независимо от категории земель.
Обществом было получено разрешение на использование земельного участка под строительство АЗС. , что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В качестве правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу вменено использование земельного участка с кадастровым номером 69:12:0000014:224 категория земли сельскохозяйственного назначения для размещения автозаправочной станции и.т.д.
В январе 1998 года комиссией в составе зам. главы Кашинского района с участием архитектора, представителей СЭС, Комитета по охране окружающей среды, Колхоза «Россия» был произведено обследование и выбор участка под строительство АЗС, заключение экологической экспертизы от 25 марта 1998 года.
Постановлением Главы администрации Кашинского района « 1-2 от 5 января 1998 года земельный участок 0, 43 га был отведен крестьянскому хозяйству «Марков и К» для проектирования АЗС. Постановлением от 25 сентября 2001 года внесены изменении в постановление от № 86-2 о предоставлении 4394 кв. м. КХ «Марков и К» в аренду под строительство /из свободных городских земель/.
Постановлением от 12.05.1998 года № 118-2 главы Администрации Кашинского района был утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатации. Автозаправочной станции.
Право собственности на введенные в эксплуатацию объекты недвижимого имущества АЗС, зарегистрированы 31 октября 2002 года.
12 сентября 2002 года Председатель колхоза «Россия» обратился к главе Администрации Кашинского района об изъятии земельного участка площадь. 4334 кв. м. из постоянного бессрочного пользования. Согласно справки колхоза , указанный участок заболочен и порос кустарником, не предоставляет ценности для сельскохозяйственного производства. Постановлением от 25 сентября 2002 года Главы Администрации Кашинского района № 180 указанный земельный участок был изъят и передан в муниципальную собственность.
Поскольку, земельный участок был предоставлен обществу для строительства АЗС,то он используется по назначению.
По сведениям Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям /постановление от 10 февраля 2012 года/ о категории и вида разрешенного использования спорного участка в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» отсутствуют.
При таких обстоятельствах действия общества не образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административный орган не доказал наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и необоснованно привлек к административной ответственности.
Заявленные требования о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении суд находит подлежащими удовлетворению.
С учетом отсутствия факта нарушения суд находит незаконным и предписание об устранении нарушения, тем более , в нем не указано о возможном способе устранения, а с учетом отмены постановления Администрацией постановления 2002 о предоставлении земельного участка под строительство не возможным также как использование для сельскохозяйственного производства.
Руководствуясь ст.ст. 207-211 , 197-201 Арбитражный суд Тверской области
РЕШИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Марков и К» г. Кашин/ОГРН <***> ИНН <***>/ удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 17-32/56/2011 от 18.01.2012 и недействительным предписание от 12 .12.2011 об устранении нарушения земельного законодательства Кашинского отдела Управления Росреестра по Тверской области г. Кашин .
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в течении 10 дней с даты его принятия.
Судья Бажан О.М.