ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-11468/18 от 21.08.2018 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 августа 2018 года

г. Тверь

Дело № А66-11468/2018

(резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2018 года)

Арбитражный суд Тверской области, в составе судьи Беловой А.Г., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Обориной М.А., при участии представителей заявителя – ФИО1, ответчика – ФИО2, ФИО3, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Астерион» (г.Санкт-Петербург) к Тверской таможне (г.Тверь)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 14.06.2018 №10115000-391/2018 в части размера административного штрафа

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Астерион» (г.Санкт-Петербург) (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным постановления Тверской таможни (далее – ответчик, таможня) от 14.06.2018 №10115000-391/2018 в части назначенного размера административного штрафа.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме. Факт правонарушения не оспаривает.

Ответчик возразил против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, представил копии материалов дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, 02.04.2018 на Вышневолоцкий таможенный пост Тверской таможни прибыло транспортное средство, осуществляющее перевозку товаров по товаросопроводительным документам (далее - ТСД): транзитная декларация № 10206040/300318/0023379; CMRCONT-64875/2 от 29.03.2018; INVOICE №1180 от 07.02,2018, PACKING LIST № 1180 от 07.02.2018, получатель товаров АО «КОМПЛЕКТСЕРВИС».

В ходе таможенного осмотра (акт таможенного осмотра №10115010/020418/000126) был выявлен факт повреждения средства таможенной идентификации (пломба № 0285063), а именно - порван запорный трос на запорно-пломбировочном устройстве (ЗПУ).

03.04.2018 в результате анализа акта таможенного досмотра №10115010/030418/000127 и товаросопроводительных документов была выявлена недоставка части товара - измерители артериального давления и частоты пульса, товарный знак «OMRON», артикул - М2 BASIC (НЕМ-7121-ARU), в количестве 20 штук (2 грузовых места - картонные коробки по 10 штук в каждой).

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения таможенным органом в отношении общества дела об административном правонарушении № 10115000-391/2018 по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

31 мая 2018 таможней составлен протокол об административном правонарушении N 10115000-391/2018, деяние квалифицировано по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, выразившееся в недоставке части товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом в место доставки.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Тверской таможней вынесено постановление № 10115000-391/2018 от 14.06.2018, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Общество с данным постановлением не согласилось и оспаривает его в судебном порядке.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 16.9. КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9. КоАП РФ, образует недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки, а равно выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе.

В соответствии с частью 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

В силу части 5 статьи 160 ТК ТС доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

В соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 4 ТК ТС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Согласно п.п. 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с Таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и считаются находящимися под таможенным контролем до: помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта; приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии со ст. 200 данного кодекса.

Доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную Таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (п. 5 ст. 160 ТК ТС).

На основании п. 1 ст. 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Таможенный транзит применяется при перевозке, в частности, иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа (п. 2 ст. 215 ТК ТС).

Положениями ст. 223 ТК ТС установлено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Следовательно, при перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом обязанность по сохранности товара возложена на перевозчика, которым в рассматриваемом случае являлось общество.

В соответствии со ст. 225 ТК ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне завершения таможенной процедуры таможенного контроля.

В течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой (п. 6 ст. 225 ТК ТС).

Факт утраты части товара находящегося под таможенным контролем, подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9. КоАП РФ.

Статьей 17 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 (далее - Конвенция) также предусмотрено, что транспортер несет ответственностью за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.

Невыполнение обществом своих обязанностей по доставке в полном объеме товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом, подтверждается собранными по делу доказательствами, и также не оспаривается обществом.

Из материалов дела следует, что общество не организовало в должной степени надлежащее сопровождение и охрану груза, а именно: перевозка товара осуществлялась одним водителем, услугами охранных организаций для сопровождения груза общество не воспользовалось, при этом автомобиль не был оснащен какими-либо возможными средствами охраны, водитель допустил движение в ночное время суток и осуществление стоянки транспортного средства на неохраняемых территориях.

Общество, выступая в качестве коллективного субъекта права, обязано было проявлять должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него, принимать исчерпывающие меры в целях надлежащего исполнения возложенных на него как на перевозчика обязанностей при осуществлении перевозки товара.

Учитывая характер перемещаемого товара, его значительную стоимость, зная о возложенной на него как на перевозчика обязанности доставить товар в сохранности и в сроки, установленные Конвенцией, не обеспечило ее выполнение.

При таких обстоятельствах следует признать, что общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него как на перевозчика обязанностей при осуществлении перевозки товара, не представило доказательств, свидетельствующих о том, что недоставка товара вызвана чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, не организовало надлежащий и адекватный контроль за исполнением профессиональных обязанностей перевозчика своими работниками.

В силу норм гражданского и таможенного законодательства утрата товара вследствие хищения не может быть основанием для освобождения перевозчика от ответственности по вменяемой обществу статье.

При указанных обстоятельствах суд считает, что наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.

В то же время, в соответствии с ч. 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Как указано в части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего кодекса.

Суд, принимая во внимание совершения правонарушения впервые, конкретные обстоятельства дела и характер правонарушения, полагает, что в рассматриваемом случае адекватным, соразмерным и справедливым, достигающим конечной цели административного воздействия, в том числе превентивной, является наложение на общество административного штрафа ниже низшего размера, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ - 150 000 рублей.

Руководствуясь статьями 4.1, 16.9 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Тверской области,

РЕШИЛ:

постановление Тверской таможни № 10115000-391/2018 от 14 июня 2018 года о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Астерион" (ОГРН <***>, ИНН <***>) по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначения административного наказания, заменив административный штраф в размере 300 000 руб. на штраф в размере 150 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья А.Г.Белова