ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-115/09 от 30.01.2009 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 января 2009 г. г.Тверь № дела А66-115/2009

Арбитражный суд в составе судьи Перкиной В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Е.С., при участии представителей: заявителя – Смирновой А.Е., по доверенности, Говорина В.П., генерального директора, ответчика –Новиковой Г.В., по доверенности, рассмотрел в заседании суда заявление ООО «Максатихинский водоканал» (п.Максатиха) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области Территориальный отдел в г.Бежецке, Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Лесном, Максатихинском, Молоковском, Рамешковском, Сандовском, Сонковском районах (г.Бежецк) об оспаривании постановления от 10.12.2008 № 231 о привлечении к административной ответственности

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Максатихинский водоканал» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области Территориальный отдел в г.Бежецке, Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Лесном, Максатихинском, Молоковском, Рамешковском, Сандовском, Сонковском районах (далее – Роспотребнадзор) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 10.12.2008 № 231.

Заявление мотивировано отсутствием вины в совершении административного правонарушения, малозначительностью правонарушения, статьей 2.9 КоАП РФ, пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 и пунктом 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 5.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, представил отзыв, свою позицию обосновал наличием состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, фиксированием факта административного правонарушения в постановлении от 10.12.2008 № 231, неисправностью канализационной системы и неоднократным затоплением территории сточными водами, что не позволяет отнести допущенное правонарушение к малозначительным.

Как следует из материалов дела, 05.12.2008 в 12 час.15 мин. сотрудником Роспотребнадзора при проведении мероприятий по контролю над соблюдением Обществом законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства выявлены следы затопления территории по адресу: пос.Максатиха, ул.Василенкова, дома №№ 10-а, 13, 15, сточными водами из канализационной сети (обслуживаемой Обществом по договору с Администрацией Максатихинского городского поселения), также на улице присутствует зловонный запах.

Полагая, что Обществом не соблюдены статьи 21, 22, 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарные правила устройства и эксплуатации хозяйственно-фекальной канализации № 459-63, пункт 9.1 СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», и, усмотрев в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, Роспотребнадзор составил в отношении Общества акт обследования объекта от 05.12.2008, протоколы об административном правонарушении от 10.12.2008 №№ 307 и 309, где зафиксировал изложенные факты.

На основании данного административного материала Роспотребнадзором принято постановление от 10.12.2008 № 231 о назначении Обществу административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспаривает его в судебном порядке.

При рассмотрении спора суд исходит из следующего.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 статьи 22 Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

«Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы» СанПин 2.1.2.1002-00 запрещают захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования (пункт 9.1).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Суд, учитывая признание вины ответчиком, характер совершенного правонарушения, его финансовое положение, привлечение к административной ответственности впервые, что зафиксировано в постановлении от 10.12.2008 № 231, принятие мер к устранению правонарушения считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и ограничиться вынесением устного замечания.

Кроме того, ответчиком документально не подтвержден факт затопления сточными водами придомовой территории жилых домов №№ 10-а, 13, 15 по ул.Василенкова; акт обследования от 05.12.2008, составленный в присутствии мастера Мехтиева О.Л., им не подписан; протокол об административном правонарушении в нарушение статьи 28.5 КоАП РФ составлен 10.12.2008, тогда как факт правонарушения зафиксирован 05.12.2008, в оспариваемом постановлении не нашел отражения вопрос исследования смягчающих и отягчающих обстоятельств, объяснение руководителя взято без указания определенной даты. Роспотребнадзором применена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ ниже низшего предела, установленного данной статьей для юридических лиц.

Также суд не находит обоснованным утверждение ответчика о пропуске сроков обращения в суд в связи с представлением Обществом определения суда от 30.12.2008 по делу № А66-10279/2008 о возврате материалов для разъединения требований.

Учитывая изложенное, требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 180-182, 207, 211 АПК РФ, статьями 2.9, 8.2 КоАП РФ Арбитражный суд Тверской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области Территориальный отдел в г.Бежецке, Бежецком, Весьегонском, Краснохолмском, Лесном, Максатихинском, Молоковском, Рамешковском, Сандовском, Сонковском районах (г.Бежецк) от 10.12.2008 № 231, вынесенное в отношении ООО «Максатихинский водоканал», п.Максатиха, ОГРН 1076906001028, ИНН 6932005943.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда, в десятидневный срок с момента его принятия.

Судья В.В.Перкина