АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
С объявлением перерыва в порядке статьи 163 АПК РФ
г.Тверь № дела А66-12237/2010
“28” апреля 2012 г.
Изготовлен мотивированный текст решения
Резолютивная часть решения объявлена 25.04.2012
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Рощиной С.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красновой А.В. с применением аудиозаписи судебного заседания, при участии представителей: заявителя – ФИО1, доверенность, ответчика – ФИО2, доверенность, от Министерства природных ресурсов – ФИО3, доверенность, от ЗАО «Коммунальные системы» – представитель не прибыл, извещен надлежаще, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кувшиновское ДРСУ», г.Кувшиново
к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, г.Тверь
третьи лица: Закрытое акционерное общество «Коммунальные системы», г. Конаково,
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, г.Тверь
о признании незаконным действия по принятию решения об отмене открытого аукциона и обязании провести аукцион,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Кувшиновское ДРСУ», г.Кувшиново, (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия Департамента государственного заказа Тверской области (далее –Департамент), выразившееся в принятии решения об отмене открытого аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаного материала Петровско-Кармановского месторождения (подсчетные блоки запасов В-Iи В-II), расположенного в Кувшиновском районе Тверской области, назначенного на 26.10.2010, просит обязать ответчика провести открытый аукцион на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаного материала Петровско-Кармановского месторождения (подсчетные блоки запасов В-Iи В-II), расположенного в Кувшиновском районе Тверской области, с участием – ООО «Кувшиновское ДРСУ» и ЗАО «Коммунальные системы», в установленные законодательством сроки.
В ходе рассмотрения дела в связи с произведенным переименованием реорганизацией произведена замена Департамента государственного заказа Тверской области на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, г.Тверь (пункт 2 постановления Правительства Тверской области №35-пп от 13.09.2011, л.д.38-40, т.2). Так же Департамент управления природными ресурсами Тверской области переименован в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области постановлением Правительства Тверской области №35-пп от 13.09.2011.
ЗАО «Коммунальные системы», при надлежащем извещении, в заседание суда явку своих представителей не обеспечило, пояснений не представлено.
Заявитель настаивает на своих требованиях, считает, что топо-маркшейдерские работы могли быть проведены по окончании аукциона, согласно аукционной документации. Права считает нарушенными отменой аукциона.
Министерство имущественных отношений по требованиям возражает, представлен отзыв, считает, что отмена аукциона является его правом, причины отмены аукциона были объяснены ДРСУ.
Министерство природных ресурсов возражает относительно заявленных требований, поддерживает позицию ответчика.
Как видно из материалов дела, по состоянию на 26.10.2010 Департаментом госзаказа объявлено проведение открытого аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаного материала Петровско-Кармановского месторождения (подсчетные блоки запасов В-I и В-II), расположенного в Кувшиновском районе Тверской области (л.д.40, т.1).
Заказчиком аукциона выступил Департамент; одним из участников размещения заказа, подавшим заявку на участие в аукционе - заявитель.
Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области 21.10.2010 направил в Департамент госзаказа письмо N 02-04-03/1588, которым просил отменить проведение аукциона (л.д.69, т.1).
ООО "Кувшиновское ДРСУ" 22.10.2010 уведомлено Департаментом госзаказа о том, что на основании указанного письма заказчика в соответствии с положениями части 3 статьи 448 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) аукцион отменен (л.д.41, т.1).
23.10.2010 информация размещена в газете «Тверская жизнь» (л.д.67, т.1).
Общество, не согласившись с отменой открытого аукциона, обратилось в суд.
Исследовав представленные сторонами документы и доказательства, заслушав представителей спорящих сторон в судебном заседании, суд первой инстанции приходит к мнению о не обоснованности заявленных требований.
Согласно статье 65 АПК РФ при обращении в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Организация и порядок проведения торгов регламентированы в статье 448 названного Кодекса.
Пунктом 3 статьи 448 ГК РФ предусмотрено право организатора открытых торгов, сделавшего извещение, отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения.
В соответствии с постановлением администрации Тверской области от 08.08.2006 N 197-па "О департаменте государственного заказа Тверской области" Департамент госзаказа является органом исполнительной власти Тверской области, уполномоченным на осуществление функций по организации проведению торгов в случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Тверской области.
Порядок взаимодействия Департамента госзаказа и Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области при организации и проведении торгов на право пользования природными ресурсами определен постановлением администрации Тверской области от 23.01.2008 N 8-па "О порядке взаимодействия департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и департамента государственного заказа Тверской области при организации и проведении торгов на право пользования природными ресурсами или право купли-продажи природных объектов" (далее - Порядок N 8-па).
Согласно пункту 5.3 Порядка N 8-па Департамент госзаказа по собственной инициативе или по предложению Департамента вправе отказаться от проведения торгов в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Мотивированное предложение Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области об отказе от проведения торгов с приложением необходимых документов и материалов направляется в Департамент госзаказа в срок, позволяющий рассмотреть и принять решение об отказе от проведения торгов.
Решение об отказе от проведения торгов принимает руководитель департамента госзаказа и оформляет в виде письменного указания.
В заседании суда представитель Министерства природных ресурсов (ранее Департамент управления природными ресурсами) пояснил, что отмена аукциона была вызвана необходимостью проведения топо-маркшейдерских работ на участке, определением его фактических границ.
Министерство природных ресурсов ссылается на то, что уточнение границ участков, выставляемых на торги, вызвана необходимостью объективной оценки запасов полезных ископаемых.
Решение об отмене аукциона, исходя из положений пункта 5.3 Порядка N 8-па, пункта 3 статьи 448 ГК РФ, должен принимать организатор аукциона, то есть в данном случае Департамент госзаказа, ныне Министерство имущественных отношений.
Министерство имущественных отношений в обоснование своих доводов в части принятия Департаментом решения об отмене проведения аукциона ссылается на письмо Департамента управления природными ресурсами и на своё право отменить аукцион, отраженное в пункте 3 статьи 448 ГК РФ.
Действительно, отмена аукциона является правом организатора открытого аукциона.
Департамент письмом от 09.11.2010 (л.д.44, т.1), разъяснил ООО «Кувшиновское ДРСУ» причины принятия решения об отмене аукциона, назначенного на 26.10.2010, а именно между Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды заключен государственный контракт на производство топо-маркшейдерских работ. Конкурс состоялся 11.10.2010. Целью данных работ является определение соответствия границ и объемов полезных ископаемых, выставляемых на аукцион современному их состоянию, учитывая, что подсчетные блоки запасов В-Iи В-II граничат с блоком запасов В-III, который в настоящее время разрабатывается Обществом.
Так же Обществу сообщено о последующем повторном выставлении на аукцион дополнительных участков Петровско-Кармановского месторождаения.
Следовательно, при принятии решения об отмене аукциона, Департаментом госзаказа оценивалось не только направленное в его адрес письмо Департамента управления природными ресурсами, но и обстоятельства, приведенные им в письме от 09.11.2010 №02-04-03/1672.
Более того, поскольку у ООО «Кувшиновское ДРСУ» сохранилось желание участвовать в аукционе на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаного материала Петровско-Кармановского месторождения (подсчетные блоки запасов В-Iи В-II), расположенного в Кувшиновском районе Тверской области, оно имеет право на сегодняшний день обратиться с соответствующей заявкой в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в порядке, установленном постановлением администрации Тверской области от 23.01.2008 N 8-па "О порядке взаимодействия департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и департамента государственного заказа Тверской области при организации и проведении торгов на право пользования природными ресурсами или право купли-продажи природных объектов".
Более того, назначение нового срока аукциона даст возможность участия в аукционе и иным лицам, а не только тем, кто ранее подал заявки. Поэтому ограничивать состав участников, по мнению суда, ООО «Кувшиновское ДРСУ» и ЗАО «Коммунальные системы», неправомерно.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине остаются на заявителе.
Руководствуясь статьями 104, 110, 163, 167-170, 200-201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Кувшиновское ДРСУ», г.Кувшиново (зарегистрировано 26.07.2006 Межайонной ИФНС России №8 по Тверской области, ОГРН <***>, ИНН <***>,) о признании незаконным действия Департамента государственного заказа Тверской области выразившегося в принятии решения об отмене открытого аукциона на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаного материала Петровско-Кармановского месторождения (подсчетные блоки запасов В-Iи В-II), расположенного в Кувшиновском районе Тверской области, назначенного на 26.10.2010, и обязании провести открытый аукцион на получение права пользования недрами с целью разведки и добычи гравийно-песчаного материала Петровско-Кармановского месторождения (подсчетные блоки запасов В-Iи В-II), расположенного в Кувшиновском районе Тверской области, с участием – ООО «Кувшиновское ДРСУ» и ЗАО «Коммунальные системы», в установленные законодательством сроки, отказать.
Расходы по госпошлине остаются на заявителе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в течение месяца с момента его принятия.
Судья С.Е.Рощина