ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-12437/16 от 14.02.2017 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 февраля 2017 года

г. Тверь

Дело № А66-12437/2016

резолютивная часть решения объявлена 14.02.2017 г.

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Истоминой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Зейналовой Е.Р.,  при участии представителей сторон: от истца – ФИО1, от ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «КАМиТ», г. Тверь к ответчику муниципальному казенному учреждению культуры «Тверской городской архив», г. Тверь

о неимущественных требованиях,

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «КАМиТ», г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 12.02.2007 г.) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению культуры «Тверской городской архив», г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 07.07.2008 г.) об обязании безвозмездно принять на хранение документы.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования оспорил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

 Из имеющихся в материалах дела документов усматривается следующее:

Решением Арбитражного суда Тверской области от 29.07.2015 года по делу № А66-17009/2014 общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «КАМиТ», г. Тверь признано несостоятельным (банкротом) в отношении должника открыто конкурсное производство.

04.08.2016 года конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «КАМиТ», г. Тверь обратился к ответчику с просьбой о рассмотрении описи № 1 дел по личному составу истца на 24 единицы хранения за 2007-2016 годы.

29.08.2016 года Архивный отдел Тверской области представил выписку из протокола № 9 заседания экспертно-проверочной комиссии при Архивном отделе Тверской области от 19.08.2016 года о согласовании вышеуказанной описи дел.

09.09.2016 года истец обратился с просьбой к ответчику о принятии на хранение документов по личному составу.

В ответ муниципальное казенное учреждение культуры «Тверской городской архив» сообщило о готовности принять на хранение документы общества на платной основе стоимостью 47 632 руб. 86 коп.

Истец полагает, что хранение документов по личному составу общества за 2007-2016 годы должно осуществляться на безвозмездной основе.

Уклонение ответчика от принятия документов на хранение на безвозмездной основе послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Суд, оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам:

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом. Возможность защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным статьей 46 Конституции РФ.

Обращение в суд за защитой нарушенного права, согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  допускается в отношении лица, права которого нарушены, а удовлетворение иска возможно только в отношении лица, которое нарушает или оспаривает права. В противном случае отсутствует спор, подлежащий разрешению судом.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, в частности путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

Правила статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагают на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Указанная деятельность реализуется через деятельность архива, под которым в силу пункта 9 названной статьи понимается учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Пунктами 10 и 11 этой же статьи предусмотрено, что архивы могут быть государственными или муниципальными:

- государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;

- муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

Как установлено пунктом 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Согласно правовой конструкции названной нормы законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.

Соответствующим муниципальным архивом для передачи документов общества является учреждение (по месту нахождения ликвидируемого общества), соответствующим государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).

Каждый из названных архивов, в силу части 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ, обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.

Из устава учреждения, утвержденного приказом Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 05.12.2013 N 627, следует, что данным учреждением принимаются на хранение документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования "Город Тверь".

Передача документов конкурсным управляющим общества в учреждение обусловлена тем, что архивные документы касаются личного состава общества, расположенного на территории муниципального образования город Тверь.

Таким образом, исходя из приведенных норм обязанность по передаче и принятию архивных документов по личному составу возложена как на конкурсного управляющего, так и на муниципальное архивное учреждение, на территории муниципального образования которого действовала ликвидируемая организация.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у учреждения обязанности по принятию архивных документов личного состава общества.

Закон о банкротстве не регулирует вопросы порядка передачи документов должника на хранение. Такие порядок и условия передачи документов на хранение в силу пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

Суд в рассматриваемом случае исходит из норм вышеприведенного законодательства и отсутствия доказательств того, что общество имело договорные отношения с архивным учреждением, а также из того, что общество заявило о передаче документов только по личному составу работников.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, конкурсный управляющий 04.08.2016 обратился с запросом о рассмотрении описи № 1 документов по личному составу.

На обращение общества в учреждение с заявлением о принятии документов на безвозмездной основе учреждение письмом от 22.09.2016 года N 150/09 указало обществу о готовности принять документы общества на основании договора. К письму приложен проект договора с определением платы за оказание услуг по временному хранению в размере 47 632 руб. 86 коп.

Указанное письмо фактически является отказом учреждения от исполнения возложенных на него в силу вышеприведенных норм законодательства РФ обязанностей по принятию документов общества на безвозмездной основе.

При этом расценить заявленные обществом требования как преддоговорной спор не представляется возможным, поскольку общество, мотивируя свои требования, указало на неправомерность отказа учреждения в принятии документов с предложением заключить соответствующий договор на платной основе. При таких обстоятельствах у сторон каких-либо разногласий по условиям договора не возникло.

По мнению учреждения, спорные документы могут быть приняты только по договору.

Вместе с тем суд считает, что отсутствие соответствующего договора в данном случае не препятствует возложению на ответчика обязанности принять от заявителя спорные документы. Кроме того, утверждение ответчика о том, что оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться только на возмездной основе, противоречит Закону N 125-ФЗ, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждения за хранение.

Учреждение не сослалось на нормы Закона N 125-ФЗ, предусматривающие принятие на платной основе архивных документов по личному составу в случае отсутствия соответствующего договора.

В данном случае экспертно-проверочная комиссия при архивном отделе согласовала опись по личному составу общества за 2007 - 2016 годы в количестве 24 единицы хранения (протокол № 9 от 19.08.2016 года).

Доказательств нахождения спорных документов в неупорядоченном состоянии к моменту разрешения спора материалы дела не содержат.

Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о незаконности отказа учреждения в приеме документов, как нарушающего права граждан - работников общества. Кроме того, непринятие на хранение документов влечет за собой невозможность завершения конкурсного производства.

В соответствии с частью 2 статья 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. К числу таких последствий относится признание судом требований истца обоснованными, в случае непредставления ответчиком доказательств опровергающих их правомерность.

При таких обстоятельствах требования общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «КАМиТ», г. Тверь об обязании ответчика безвозмездно принять на хранение документы признаются судом правомерными и подлежащими удовлетворению.

          По правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в связи с удовлетворением исковых требований, государственная пошлина по делу в размере 6 000 руб. 00 коп. относятся судом на ответчика и подлежат взысканию с него в доход федерального бюджета РФ.

Руководствуясь ст.ст. 65, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса  РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Тверской городской архив», г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>) в месячный срок безвозмездно принять на хранение от общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «КАМиТ», г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>)   документы по личному составу в количестве 24 единицы хранения за 2007-2016 года.

Взыскать с муниципального казенного учреждения культуры «Тверской городской архив», г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета в установленном порядке 6 000 руб. госпошлины.

Исполнительные листы выдать взыскателям в порядке ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья                                                                                                О.Л. Истомина