18 июня 2019 года | г.Тверь | Дело № А66-1253/2019 |
Резолютивная часть решения от 18.06.2019г.
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Романовой Е.В., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Исаевой В.В., при участии представителей: заявителя – Мигули В.М., Четверикова А.В., Софьина О.Е., по доверенностям, ответчика – Пестовой А.С. по доверенности, третьего лица - Травкиной А.Н., по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь», г.Тверь
к заинтересованным лицам: Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, г.Тверь,
Правительству Тверской области, г.Тверь
о признании решения об отказе в утверждении инвестиционной программы, выраженного в приказе от 19.12.2018 №260-нп незаконным и обязать утвердить инвестиционную программу,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» (далее – заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании решения Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – ГУ РЭК) об отказе в утверждении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» «Модернизация и техническое перевооружение объектов централизованного теплоснабжения в городе Ржеве на 2019-2022 годы», выраженное в приказе от 19.12.2018 № 260-нп, незаконным и обязании Правительства Тверской области в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу утвердить инвестиционную программу в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» «Модернизация и техническое перевооружение объектов централизованного теплоснабжения в городе Ржеве на 2019-2022 годы» (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Тверской области от 27 февраля 2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области.
В судебном заседании 4 июня 2019 года процессуальный статус Правительства Тверской области изменен на заинтересованное лицо, исключив его из третьих лиц.
Из материалов дела следует, что Общество с 01 августа 2016 года и по настоящее время владеет на праве собственности 12 котельными и тепловыми сетями.
На территории муниципального образования городское поселение город Ржев Тверской области Общество осуществляет эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения, а также выступает теплоснабжающей организацией, вырабатывает и отпускает тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения населения, социальных объектов и иных потребителей города Ржева.
Постановлением администрации города Ржева от 14.11.2017 №1053 Обществу присвоен статус Единой теплоснабжающей организации в пределах зоны своей деятельности.
13.03.2018г Общество направило в адрес Управления инвестиционную программу для включения затрат в тариф на тепловую энергию на 2019- 2022 годы (исх. № 52).
27.03.2018г. Управление возвратило инвестиционную программу для уточнения срока её реализации (исх. № 621 от 16.03.2018г.).
13.04.2018г. Общество направило уточненную инвестиционную программу на утверждение (исх. № 89).
20.04.2018г. Управление вернуло инвестиционную программу на доработку (исх. № 931 от 18.04.2018г.).
14.05.2018г. Общество направило в адрес Управления доработанную
инвестиционную программу (исх. № 138).
31.05.2018г. Управление вновь вернуло инвестиционную программу на доработку (исх. № 1224 от 18.05.2018г.).
08.06.2018г. Общество направило в адрес Управления доработанную инвестиционную программу (исх. № 185).
05.07.2018г. программа была согласована с органом местного самоуправления, администрацией г. Ржева (Постановление № 589).
24.12.2018г. в адрес Общества поступил приказ ГУ РЭК от 19.12.2018г. №260-нп, согласно которого Управление постановило отказать в утверждении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения Общества «Модернизация и техническое перевооружение объектов централизованного теплоснабжения в городе Ржеве на 2019-2022 годы». Причины отказа в утверждении инвестиционной программы Управлением сформулированы в Протоколе № 38 заседания правления Управления (далее - Протокол № 38).
Заявитель, считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении спора суд исходит из следующего:
В силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, с применением установленных этими органами плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, по согласованию с органами местного самоуправления (пункт 5 части 2 статьи 5 Закона № 190-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 2 Закона №190-ФЗ инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения инвестиционная программа в отношении деятельности по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения не разрабатывается и не утверждается;
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с правилами и с учетом требований к их содержанию, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее - Правила).
Постановлением Правительства Тверской области от 20.10.2011г. № 141-пп утверждено «Положение о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области» (далее - Положение).
В соответствии с п.1 Положения Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее - Управление, ГУ РЭК Тверской области) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области и контроль за их применением, а также контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий по вопросам государственного регулирования тарифов, субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Тверской области, а также в сфере теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Постановлением Губернатора Тверской области от 31 августа 2011г. № 31-пг «О структуре и перечне исполнительных органов государственной власти Тверской области» в структуру исполнительных органов государственной власти Тверской области, помимо высшего исполнительного органа государственной власти Тверской области - Правительства Тверской области, входят областные исполнительные органы государственной власти (министерства, главные управления, комитеты, отделы) в т.ч. и Главное управлении «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (п.п. «з» пункта 2).
Таким образом, учитывая вышеизложенное можно заключить, что Управление находится в структурном подчинении у Правительства Тверской области и в своей деятельности обязано руководствоваться распоряжениями Губернатора Тверской области и Правительства Тверской области.
Принятое же Управлением решение об отказе в утверждении инвестиционной программы Обществом, до передачи Правительством соответствующих полномочий, является незаконным.
Кроме того, суд соглашается с доводами заявителя относительно того, что Управление не имело самостоятельных прав на отказ в утверждении инвестиционных программ.
Так в соответствии с п. 26.1 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике» утв. Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 410 (ред. от 08.10.2018) (далее - Правила № 410) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отказывает в согласовании инвестиционной программы в случае недоступности тарифов регулируемой организации для потребителей (за исключением случаев, когда отказ по причине недоступности тарифов приведет к невозможности исполнения концессионером обязательств по строительству, реконструкции и модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения в соответствии с концессионным соглашением).
Однако п. 26.1 Правил № 410 говорит о праве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на отказ в согласовании, но никак на отказ в утверждении инвестиционных программ.
В соответствии с Правилами № 410, Постановлением Правительства Тверской области от 21 марта 2018 №75-нп «Об отдельных вопросах рассмотрения программных документов Тверской области» утверждает инвестиционную программу Правительство Тверской области, при согласовании с ГУ РЭК Тверской области и органом местного самоуправления.
Учитывая то обстоятельство, что инвестиционная программа Общества была направлена в Правительство Тверской области, позволяет сделать вывод о том, что она была согласована Управлением в соответствии с п. 25 Правил № 410.
Таким образом, учитывая, что управление находится в структурном подчинении у Правительства Тверской области, в своей деятельности руководствуется распоряжениями Губернатора Тверской области, самостоятельно, без распоряжения Правительства, оно не принимает решения об отказе в утверждении инвестиционных программ и на момент отказа Обществу (19.12.2018г.) не обладало такими полномочиями. В соответствии с распоряжением Правительства Тверской области от 29.12.2018 №730-рп (т.1 л.д. 161) ГУ РЭК Тверской области было наделено правом отказа в утверждении инвестиционной программы общества лишь 29.12.2018, то есть после принятия решения по существу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение ГУ РЭК по Тверской области об отказе в утверждении инвестиционной программы, выраженное в приказе от 19.12.2018 №260-нп, является недействительным.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает, в том числе, на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд, в целях восстановления нарушенного права заявителя, считает необходимым обязать ГУ РЭК Тверской области и Правительство Тверской области рассмотреть инвестиционную программу в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» «Модернизация и техническое перевооружение объектов централизованного теплоснабжения в городе Ржеве на 2019-2022 годы».
Государственная пошлина в силу положений статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заинтересованное лицо в полном объеме.
Вместе с тем, суд, с учетом положений части 2 статьи 333.22 НК РФ, принимая во внимание статус Управления и то, что оно финансируется из бюджета, считает возможным снизить размер государственной пошлины до 500 руб. Государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению №199 от 17.01.2019, следует возвратить на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 179, 198-201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Признать недействительным решение Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (ОГРН <***>, ИНН<***>) об отказе в утверждении инвестиционной программы в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» «Модернизация и техническое перевооружение объектов централизованного теплоснабжения в городе Ржеве на 2019-2022 годы», выраженное в приказе от 19.12.2018 № 260-нп.
Обязать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области и Правительство Тверской области в течение 10 дней с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу рассмотреть инвестиционную программу в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» «Модернизация и техническое перевооружение объектов централизованного теплоснабжения в городе Ржеве на 2019-2022 годы».
Взыскать с Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (ОГРН <***>, ИНН<***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 руб.
Выдать исполнительный лист взыскателю в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Регионэнергоресурс-Тверь» (ОГРН <***>, ИНН <***>) уплаченную государственную пошлину в размере 5 500 руб., уплаченную по платежному поручению от 17.01.2019 №199. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.
Судья Е.В.Романова