АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ http://tver.arbitr.ru, http:\\my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
(с перерывом в порядке ст. 163 АПК РФ)
16 марта 2017 года | г. Тверь | Дело № А66-13261/2016 |
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П., при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем Храмцовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района г.Твери", г.Тверь, к ответчику Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, г. Тверь, о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области № 5706/ОГ-16 от 03.10.2016,
третьи лица: ФИО1, Акционерное общество «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в лице Тверского отделения филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ЦФО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области,
в заседании приняли участие: от заявителя – ФИО2, доверенность, от ответчика – ФИО3, доверенность, от ФИО1 – ФИО1, паспорт, ФИО4, паспорт, от БТИ – не явился, от Росреестра - не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская Управляющая Компания Пролетарского района города Твери" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (далее – ответчик, Управление, ГЖИ) с жалобой о признании недействительным предписания № 5706/ОГ-16 от 03.10.2016.
Свои требования общество мотивирует незаконностью предписания и нарушением прав и интересов заявителя.
Ответчик и ФИО1 возразили по требованиям общества по основаниям, указанным в письменных отзывах.
Представитель БТИ в судебном заседании 16.02.2017 пояснил, что имеется только техпаспорт на общежитие, техпаспорт на жилой дом не составлялся, постановление об изменении статуса жилого дома на многоквартирный жилой дом отсутствует.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенных представителей БТИ и Росреестра.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление жилым домом, расположенным по адресу: <...>, на основании лицензии от 06.05.2015 № 000074, выданной на основании решения лицензионной комиссии Тверской области от 29.04.2015 № 14 (приказ Главного управления от 05.05.2015 № 130-ОД), а также договора управления жилым домом от 01.03.2015 (далее - договор управления).
Дом №88/15 по ул. Московской г. Твери был спроектирован и построен, как общежитие. До 2008 года использовался как общежитие и входил в специализированный жилищный фонд. Имеется технический паспорт на общежитие дом № 88/15 по ул. Московской г. Твери, инвентарный номер 1-9574, составленный по состоянию на 08.10.2007 года.
В связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ, Администрацией города Твери было принято решение о признании домов, ранее использовавшихся в качестве общежитий в г. Твери, жилыми домами. Так согласно Постановления Главы Администрации г. Твери 2269 от 27.08.2008 года, дому №88/15 по ул. Московской г. Твери, ранее использовавшемуся в качестве общежития, был присвоен статус жилого дома. Согласно последнему техническому паспорту на общежитие, составленному по состоянию на 08.10.2007 (т.2 л.д. 20), в нем находится 147 жилых помещений (комнат) и помещения вспомогательного использования.
ФИО1 с дочкой ФИО5 по договору передачи жилого помещения в собственность граждан приобрели в равных долях жилое помещение № 18, состоящее из двух комнат общей площадью 65,9 кв.м. в доме №88/15 по ул. Московской г. Твери.
Постановлением Московского районного суда от 28.10.2015 по делу № 2-2934/2015, вступившим в силу 01.12.2015, по заявлению ФИО1 о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, квартира № 18 в вышеуказанном многоквартирном доме сохранена в перепланированном и переустроенном состоянии.
По состоянию на 08.04.2016 Тверским отделением филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» составлен технический паспорт на помещение <...> инв. № 9574.
31.03.2016 Федеральной кадастровой палатой по Тверской области составлен кадастровый паспорт на квартиру № 18 площадью 65,8 кв.м. на 1 этаже в доме №88/15 по ул. Московской г. Твери, кад. № 69:40:0200015:306.
20.04.2016 ФИО1 и ФИО5 по их заявлению выданы повторные свидетельства о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 83-85), в которых объектом права значится уже квартира № 18 площадью 65,8 кв. м.
Между ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» и ООО «ЕРКЦ» заключен агентский договор от 21.11.2014 № 3-206, согласно которому последнее обязуется совершать от своего имени, но за счет управляющей компании действия, необходимые для начисления платы за жилищно-коммунальные и иные услуги потребителям, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ГУК Пролетарского района города Твери».
Согласно распоряжению врио начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области от 07.09.2016 № 5706/ОГ-16 в период с 19.09.2016 по 03.10.2016 в отношении ООО «ГУК Пролетарского района города Твери» проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения от 02.08.2016 № 5706/ОГ, поступившего от ФИО1, проживающей по адресу: <...>, по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
Из представленных в материалы проверки платежных документов следует, и не оспаривается заявителем, что в период с декабря 2015 года по июнь 2016 года плата за услуги по содержанию жилого помещения (кв. 18 в д. 88/15 по ул. Московской в г. Твери), за коммунальную услугу по отоплению, а также - в период с марта по июль 2016 года, плата за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, начислялись с учетом включения в общую площадь квартиры площади находящихся в доме (бывшем общежитии) помещений вспомогательного назначения (душевых, туалетов, коридоров и т.д.).
По результатам проверки был составлен акт проверки № 5706/ОГ-16 от 03.10.2016, согласно которому управляющая компания нарушила определенный действующим законодательством порядок расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги, использовав при расчете платы значения общей площади жилого помещения в размере, отличном от содержащегося в правоустанавливающем документе, что привело к завышению размера платы за услуги по содержанию жилого помещения, коммунальные услуги по отоплению и электроснабжению (на общедомовые нужды), а также взносов на капитальный ремонт. При этом ГЖИ исходит из того, что дом № 88/15 является многоквартирным, и сотрудником ГУ «ГЖИ» указывается, что помещение №18 в многоквартирном доме №88/15 по ул. Московская г. Твери, является квартирой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, техническим и кадастровым паспортом на указанное помещение. Таким образом по мнению сотрудника ГУ «ГЖИ» управляющая компания должна осуществлять начисления исходя из площади помещения, составляющей 65,8 м2.
Для устранения выявленных нарушений, считая, что использование при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги значения общей площади жилого помещения в размере, отличном от содержащегося в правоустанавливающем документе, привело к завышению размера платы за услуги по содержанию жилого помещения, коммунальные услуги по отоплению и электроснабжению (на общедомовые нужды), 03.10.2016 года сотрудниками ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в адрес Общества было выдано предписание №5706/ОГ-16 (получено 12.10.2016 года).
Согласно указанному предписанию, сотрудниками ГУ «ГЖИ» Тверской области при проведении внеплановой документальной проверки за соблюдением лицензионных требований по адресу <...> были установлены нарушения части 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, подл, «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года №1110. пунктов 1.4 и 4.2.1 и 4.2.9 договора управления домом 01.03.2015 года, подпункта «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года №416, пунктов 42.1 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354. В связи с чем управляющей компании предписывается:
- прекратить нарушение требований действующего законодательства;
- сделать перерасчет платы за услуги по содержанию жилого помещения, коммунальные услуги по отоплению и электроснабжению на общедомовые нужды собственнику квартиры №18 в доме, расположенном по адресу <...>, за период с декабря 2015 года по июль 2016 года.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проанализировав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные в дело доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статье 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным, а бездействия государственных органов незаконным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов юридического или физического лица.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством
Из составленного по состоянию на 08.10.2007 технического паспорта общежития № 88/15 в <...> (т. 2 л.д. 20) следует, что указанный дом является отдельно стоящим 5 этажным зданием, в котором находится 147 жилых помещений (комнат) и помещения вспомогательного использования (на каждом этаже располагаются жилые комнаты и вспомогательные помещения - общий коридор, общие кухни, санузлы и др. помещения).
Согласно Постановлению Главы Администрации г. Твери 2269 от 27.08.2008 года, дому № 88/15 по ул. Московской г. Твери, ранее использовавшемуся в качестве общежития, был присвоен статус жилого дома. Постановление о переводе жилого дома в многоквартирный жилой дом не выносилось, технический паспорт на многоквартирный жилой дом не составлялся.
Согласно п. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно п. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Из составленного по состоянию на 08.10.2007 технического паспорта общежития № 88/15 в <...> (т. 2 л.д. 26, 30) следует, что из жилого помещения № 18 имеется доступ в помещение вспомогательного использования (хол).
Сторонами и третьими лицами не оспаривается, и в деле отсутствуют доказательства того, что в жилом доме № 88/15 в <...> имеется совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. В материалах дела также отсутствует документальное подтверждение изменения статуса жилого дома на многоквартирный жилой дом.
Учитывая изложенное, суд считает, что жилой дом № 88/15 в <...> не является многоквартирным.
Общая площадь жилого помещения в жилом доме в соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса РФ состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Следовательно, вывод ГЖИ о том, что управляющая компания должна осуществлять начисления исходя из площади помещения, составляющей 65,8 кв.м., без учета помещений вспомогательного обслуживания, является незаконным.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено незаконно и нарушает права и интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. согласно статье 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) удовлетворить.
Признать недействительным предписание Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области № 5706/ОГ-16 от 03.10.2016.
Взыскать с Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области (г. Тверь, ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Исполнительный лист выдать взыскателю в порядке статьи 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение месяца со дня его принятия, в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Судья Ю.П. Балакин