ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-13341/09 от 14.12.2009 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

14 декабря 2009 г. г. Тверь дело № А66-13341/2009

Арбитражный суд Тверской области в составе:

судьи Владимировой Г.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемьевой А.И.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Тверской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, г. Тверь

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области, г. Тверь

об оспаривании постановления от 03.11.2009 г. № 51 о назначении административного наказания,

В заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО1, ФИО2, по доверенностям

от ответчика – ФИО3, по доверенности

у с т а н о в и л: Тверская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа, г. Тверь (далее заявитель, КЭЧ) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области, г. Тверь (далее ответчик) о признании незаконным постановления от 03.11.2009 г. № 51 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме.

Требования мотивированы отсутствием состава правонарушения, поскольку дипломат, используемый для хранения и переноса документов, не может относиться к основным средствам, его приобретение по коду бюджетной классификации «Увеличение стоимости материальных запасов» обоснованно.

Ответчик в отзыве на иск требования не признал, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления, поскольку согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359 и п.10 Приказа Минфина России «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» от 10.02.2006 г. № 25н основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года.

Суд исходит из следующего:

Ответчиком проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности КЭЧ за 2008 год, в ходе которой установлено, в частности, что из средств, предусмотренных на приобретение материальных запасов (подстатья экономической классификации 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"), за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на приобретение материальных запасов, приобретен дипломат стоимостью 7167 руб. и оприходован на счет 110506340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" вместо подстатьи экономической классификации 310 "Увеличение стоимости основных средств" (л.д. 37-39, договор купли-продажи от 05.11.2008 г. №125).

29.10.2009 г. по указанному факту нарушения статей 38, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчиком составлен протокол № 51 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением от 3 ноября 2009 г. N 51 КЭЧ привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считая необоснованным привлечение его к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с названным требованием.

Арбитражный суд Тверской области считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Из статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 24 августа 2007 года N 74н (действовавшим в период совершения правонарушения)на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях оказания государственных (муниципальных) услуг.

На статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на приобретение в целях оказания государственных (муниципальных) услуг сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ ОК 013-94 от 26.12.1994 N 359), к материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов. В соответствии с требованиями бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации к основным фондам не относятся, в том числе, предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Из содержания протокола от 29.10.2009 г. и постановления по делу об административном правонарушении от 3 ноября 2009 г. № 51, административным органом не устанавливался срок полезного использования спорного дипломата и относится ли он к основным средствам, срок полезного использования которого превышает 12 месяцев, а также его включение в Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, в качестве основного средства.

В перечень основных фондов, содержащийся в ОКОФ ОК 013-94 от 26.12.1994 N 359, дипломат не включен и доказательств того, что срок его полезного использования превышает 12 месяцев, материалы дела не содержат.

Согласно письму Министерства финансов от 21 июля 2009 г. N 02-05-10/2931 отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н, и несет ответственность за правильность принятых им решений.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При названных обстоятельствах, административным органом не доказано как событие правонарушения, так и вина заявителя в отнесении расходов по оплате договора на приобретение объекта, относящегося к основным средствам, за счет средств, предусмотренных на приобретение прочих материальных запасов. Следовательно, оспариваемое постановление в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, незаконно и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Требование Тверской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, г. Тверь о признании незаконным и отмене постановленияТерриториального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области от 03.11.2009 г. № 51 о назначении административного наказания удовлетворить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области от 03.11.2009 г. № 51 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья Г.А.Владимирова