14 января 2021 года | г.Тверь | Дело № А66-13450/2020 |
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Пугачева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляковой Я.А., при участии представителей истца (заявителя) — ФИО1, от ответчика – ФИО2 (онлайн), рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Администрации Кувшиновского района, г.Кувшиново
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по <...> лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Стройресурс» г. Нижний Новгород
о признании незаконным решения от 13.07.2020г. №05-6/1-239-2020 незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кувшиновского района (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – ответчик) в котором просит признать незаконными действия ответчика по проведению внеплановой проверки, признать незаконным и отменить решение № 05-6/1-239-2020 от 13.07.2020.
Заявитель требования поддержал, указав, что ответчиком неправомерно рассмотрена жалоба, требования антимонопольного законодательства им не нарушены.
Ответчик требования не признал ( отзыв).
Рассмотрев материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 29.06.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 0136300011020000025 о проведении электронного аукциона па выполнение работ но ремонту покрытия автомобильной дороги по ул. Карла Маркса от пересечения с ул. Октябрьская до пересечения с ул. Загорского г. Кувшнново Тверской области 1-й этап.
Статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) закреплено право антимонопольных органов на принятие решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства и выдачу предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
По правилам ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, оспариваемые решения и предписания вынесены антимонопольным органом в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом N 135-ФЗ и Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Заказчиком представлена информация о том, что жалоба, поступившая в Тверское УФЛС России, подписана директором ФИО3, однако, в соответствии со сведениями, размешенными и едином государственном реестре юридических лип, директором Заявителя является ФИО4 а ФИО3 является учредителем, при этом документа дающий право подписи ФИО3 представлено не было.
Согласно пункту 2 части II статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему се лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не подписана или жалоба подписана липом, полномочия которого не подтверждены документами.
При таких обстоятельствах Комиссия приняла обоснованное решение оставить жалобу Заявителя без рассмотрения, что заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, поскольку информация от Заказчика поступила 10.07.2020. срок возврата жалобы, в соответствии со статьей 105 Закона о контрактной системе уже истек, в связи с чем, ответчик правомерно перешел к изучению материалов дела в связи с нижеследующим.
Согласно пункта 3.1.2 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по Исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, се членов, должностного липа контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Регламент ФАС России), рассмотрение жалобы по существу подразумевает, в том числе, и проведение внеплановой проверки.
Согласно пункта 3.30 Регламента ФАС России. Комиссия при рассмотрении жалобы проводит в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и настоящим Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.
При этом проверяется соответствие действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, се членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также документов по организации и осуществлению закупки, являющейся предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной chcicmcи сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
И соответствии с пунктом 3.33 Регламента ФАС России, по результатам рассмотрения жадобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев в соответствии со статьями 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) по информации ООО «СТРОЙРЕСУРС», установила, что документация об аукционе на право заключения контракта па выполнение работ по ремонту покрытия автомобильной дороги по ул. Карла Маркса от пересечения с ул. Октябрьская до пересечения с ул. Загорского г. Кувшнново Тверской области 1-й этап (извещение от 29.06.2020 № 0136300011020000025) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качествен мыс характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии стехнической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно чисти 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части I статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом указываются максимальныеи (или) минимальные значения такихпоказателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
наименование и описание объекта Закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара. работы, услуги;
требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии С частями 3-6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При ном не допускаемся установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию В Таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участивв элем ройном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона, должна содержать:
согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы пли оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об элем ройном аукционе п не подлежащих изменению но результатам проведения электронного аукциона (такое согласно дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
При осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, oб ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен
товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В информационной карте документации об электронном аукционе установлено требование к составу и содержанию первой части заявки на участие в аукционе, в том числе:
« согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы и ш оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается С применением программно-аппаратным средств электронной площадки);
наименование страны происхождения товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание па товарный знак (при наличии/. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный так или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. (Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия товаров, используемых при выполнении работ.
Вместе с тем, ответчиком установлено, что помимо выполняемых работ, в Документации об аукционе содержатся материалы, необходимые для выполнения работ, к которым Заказчик требует представить конкретные показатели товара, а именно: щебень, песок для строительных работ, битум и т.д.
В соответствии с Письмом ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 «По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)», Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если: товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи; товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.! 2.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе конкретных показателей товаров, противоречат положениям Закона о контрактной системе, а действия Заказчика нарушают часть 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно информации указанной в извещении о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту покрытия автомобильной дороги по ул. Карла Маркса от пересечения с ул. Октябрьская до пересечения с ул. Загорского г. Кувшиново Тверской области 1-й этап (от 29.06.2020 № 0136300011020000025) Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок.
Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с частью 2 статьи 44 федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке указан в разделе 10 «Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке» документации об электронном аукционе).
Следовательно, Заказчик установив в извещении и в документации об аукционе требование о предоставлении обеспечения заявки на участие в аукционе только путем внесения денежных средств, осуществил действия, не соответствующие нормам законодательства о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика правомерно выявлено нарушение части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии состатьей 35 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанною обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части I статьи 30 Закона о контрактной системе и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, то размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В соответствии с пунктом I части 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанною с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений» в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно информации указанной в информационной карте документации об электронном аукционе, предусмотрено ограничение участия и определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с которым предусматривается производить закупку только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссией установлено, что согласно информации указанной в информационной карте документации об электронном аукционе и проекте контракта Обеспечение исполнения Контракта установлено в размере 5% от начальной (максимальной) цены Контракта.
Принимая во внимание, что рассматриваемая закупки размещается среди субъектов малою и среднего предпринимательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, размер обеспечения контракта должен быть рассчитан исходя из цены, предложенной победителем.
Таким образом. Комиссия пришла к правомерному выводу о том, что в действиях заказчика присутствуют признаки нарушения части 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренною контрактом, начиная со дня. следующею после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФот не уплаченной в срок суммы.
Штрафы же начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных к контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Всоответствиис частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются та неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрастом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением № 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения пли ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера псин, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 изменений, которые вносятся в Постановление № 1042, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1011 в пунктах II и 12 Правил слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» заменены словами «начисленных штрафов».
В пунктах 7.6, 7.7 и 7.8 проекта контракта Заказчиком установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену контракта, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, оплата по Контракту осуществляемся за вычетом начисленной Заказчиком соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), которая перечисляется Заказчиком в установленном законодательством Российской Федерации порядке на основании платежного документа, оформленного Заказчиком с указанием Подрядчика, за которого осуществляется перечисление неустойки (штрафа, пени) в соответствии с условиями контракта или по своему выбору, удовлетворить требование об уплате начисленной Подрядчику неустойки (штрафа, пени) за счет обеспечения исполнения Контракта.
Все неустойки (пени и штрафы), подлежащие выплате Подрядчиком Заказчику, перечисляются в доход местного бюджета. При этом исполнение обязательства Подрядчика по перечислению неустойки (штрафа, пени) по контракту в доход местного бюджета возлагается на Заказчика.
Исходя из вышеуказанных норм закона, Комиссия пришла к правомерному выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена ответственность сторон контракта, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Учитывая исполнение заявителем оспоренного решения в добровольном порядке, а также вышеуказанные обстоятельства, основания для признания его недействительным у суда нет.
Руководствуясь ст. 167-170,198-201 А П К РФ
Арбитражный суд Тверской области
РЕШЕНИЕ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.
Судья А.А. Пугачев