ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-13484/12 от 07.06.2013 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

07 июня 2013 г. г.Тверь Дело № А66–13484/2012

изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Мещеряковой А.А., при участии представителей заявителя – ФИО1, ФИО2, по доверенностям, ответчика – ФИО3, по доверенности, прокуратуры – ФИО4, удостоверение, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика», Тверская область, г. Кимры

к Управлению государственной жилищной инспекции Тверской области, г. Тверь

третье лицо: Прокуратура Кимрского района Тверской области, Тверская область, г. Кимры

о признании незаконным и отмене постановления от 07.11.2012г. №6411-д

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика», Тверская область, г. Кимры (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Тверской области, г. Тверь (далее – ответчик, Управление) от 07.11.2012г. №6411-д.

Заявитель требования поддержал в полном объеме, считает, что состав правонарушения отсутствует, просил в случае отказа судом в удовлетворении требований, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность).

Ответчик возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель прокуратуры поддержал позицию ответчика.

Как следует из материалов дела, на основании обращений жителей многоквартирного дома №3 по улице Радищева города Кимры Тверской области, Кимрской межрайонной прокуратурой 11.10.2012 в отношении Общества, расположенного по адресу: <...> проведена проверка на предмет соблюдения стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

В ходе проверки установлено, что 16.07.2012г. в адрес Общества поступило обращение жителей вышеуказанного дома о предоставлении сведений в сфере управления многоквартирным домом, в частности предоставлении сведений о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и их стоимости, а также наличии денежных средств на лицевом счете дома. На момент проведения проверки – 11.10.2012г., ответ заявителям на вышеуказанное обращение отправлен не был.

Кроме того, при изучении официального сайта ООО «КДЕЗ» в сети Интернет www.kimrydez.ru было установлено, что в нарушение действующего законодательства ООО «КДЕЗ» опубликованы лишь сведения о доходах и расходах за услуги по управлению многоквартирными домами за 2010г., за 2011 г. на сайте размещена налоговая декларация, сведения о выполненных работах представлены в виде сводной таблицы с указанием периода выполненных работ по каждому из домов, находящихся в управлении. Сведения о стоимости выполненных работ, а также информация о расходах на содержание конкретного дома на указанном сайте отсутствует.

По результатам проверки, прокуратурой 23.10.2012 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ и направлено для рассмотрения по существу в адрес Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области.

Управлением, на основании результатов проверки, проведенной прокуратурой, вынесено постановление от 07.11.2012 №6411-д о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 250 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступают общественные отношения в сфере предоставление коммунальных услуг гражданам и соблюдение стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушение порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.

Субъектом данного правонарушения, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации.

Порядок раскрытия информации определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт).

Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).

Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная пунктами 8 - 15 Стандарта.

Управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).

Согласно пункту 9 Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:

а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);

в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

В силу буквального толкования пункта 9 Стандарта у управляющей организации отсутствует обязанность по размещению сведений о доходах и расходах по конкретному дому.

В пункте 9 Стандарта речь идет о раскрытии информации о финансово- хозяйственной деятельности самой управляющей организации, а также имеется ссылка на данные раздельного учета доходов и расходов, соответственно, при исполнении такой обязанности следует руководствоваться законодательством о бухгалтерском учете, поскольку Стандарт не предусматривает иного определения раздельного учета доходов и расходов.

Законодательство о бухгалтерском учете не обязывает осуществлять учет доходов и расходов применительно к конкретному многоквартирному дому.

Как усматривается из материалов дела, между собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме №3 по ул. Радищева г. Кимры и ООО «Кимрская дирекция единого заказчика» заключен договор управления №263 многоквартирным домом №3 по ул. Радищева г. Кимры от 29.12.2008г. на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №3 по ул. Радищева г. Кимры, проведенного путем заочного голосования (протокол голосования от 26.12.2008 №1).

Согласно уведомлению Межрайонной ИФНС России №4 по Тверской области, Общество применяет упрощенную систему налогообложения, в связи с чем, годовой бухгалтерской отчетностью является налоговая декларация.

Согласно материалам дела, Общество разместило на сайте показатели своей финансово-хозяйственной деятельности, налоговую декларацию в разделе «Отчетность».

Таким образом, обязанность, предусмотренная подпунктом «а» пункта 9 Стандарта, Обществом исполнена надлежащим образом.

Наряду с этим, согласно письму Минфина РФ от 05.09.2006г. №03-11-04/2/184 организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует учитывать только доходы от деятельности.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет и, соответственно, от необходимости представлять бухгалтерскую отчетность. Вместе с тем с 1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», положения которого обязывают эти организации представлять отчетность.

Поскольку на момент проверки действовал Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", заявитель, применяющий упрощенную систему налогообложения, не вел раздельный учет доходов и расходов, в связи с чем, требования подпункта «б», «в» пункта 9 Стандарта распространялись на тот момент на организации, применяющие общую систему налогообложения.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением Обществу вменено неразмещение на официальном сайте в сети Интернет www.kimrydez.ru сведений о стоимости выполненных работ, а также информации о расходах на содержание конкретного дома, кроме того за 2011г. на сайте размещена налоговая декларация, сведения о выполненных работах представлены в виде сводной таблицы с указанием периода выполненных работ по каждому из домов, находящихся в управлении.

Вместе с тем, акт осмотра данной страницы сайта с пошаговым раскрытием всех гиперссылок административным органом в установленном законом порядке, то есть с привлечением не заинтересованных в исходе дела лиц (в присутствии нотариуса или понятых), административным органом, прокуратурой не составлялся, осмотр сайта проведен в одностороннем порядке.

В материалах дела отсутствует поэтапное описание осмотра сайта с указанием конкретных действий, совершаемых проверяющим; не указано какие страницы сайта и гиперссылки раскрывались проверяющим и в какой последовательности, отсутствует описание страниц и конкретных недостатков размещенной Обществом информации, что в свою очередь исключает возможность сопоставления представленных в материалы дела распечаток с конкретными страницами, которые осматривались в ходе проверки.

При таких обстоятельствах, суд считает, что административным органом не доказано событие вменяемого Обществу правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Кимрская дирекция единого заказчика» ИНН <***> ОГРН <***> удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 07.11.2012 № 6411-д.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.

Судья Бачкина Е.А.