АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2017 года
(изготовлено в полном объёме)
г.Тверь
Дело № А66-13705/2016
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Белова О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заявления ФИО1, при участии представителей: заявителя – ФИО2, ответчика – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственное казенное учреждение Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области", г.Тверь
к Государственному учреждению – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Тверь
третье лицо Фонд социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области" (далее — Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Отделение Фонда) от 14.10.2016 № 1/38 о непринятии к зачёту расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
В обоснование своих требования заявитель указал, что оспариваемое решение не соответствует статьям 135, 139 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1048 и Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922.
Ответчик в представленном отзыве, а также в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, так как включение материальной помощи в расчёт среднего заработка является незаконным.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в представленном отзыве возразило против удовлетворения заявления.
Согласно части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Рассмотрев материалы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявление Учреждения подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 22.08.2016 по 22.09.2016 Отделением Фонда была проведена камеральная проверка Учреждения по вопросам правильности расходов на оплату дополнительных оплачиваемых дней для ухода за детьми-инвалидами, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межобластных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых Фонду социального страхования Российской Федерации, за 1 полугодие 2016 года.
Для проведения проверки Учреждением по требованию Отделения Фонда были представлены документы, подтверждающие расходы на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 в сумме 42 444,72 руб.: копии Положения о стимулирующих выплатах работникам Учреждения, утверждённого приказом от 28.02.2011 № 13; Правил внутреннего трудового распорядка Учреждения, утверждённого приказом от 13.04.2015 № 30; регламента работы Учреждения, утверждённого приказом от 28.04.2015 № 46.
В ходе проверки Отделение Фонда пришло к выводу, о том, что Учреждением в нарушение пункта 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, в расчёт среднего заработка включена материальная помощь, что привело к переплате расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами в общей сумме 2310 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки Отделением Фонда было принято оспариваемое по настоящему делу решение от 14.10.2016 № 1/38, которым не приняты к зачёту расходы на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка в порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1048 "О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых дней для ухода за детьми – инвалидами" (далее — Правила № 1048).
Согласно пункту 12 Правил № 1048 оплата каждого дополнительного оплачиваемого выходного дня производится в размере среднего заработка родителя (опекуна, попечителя).
На основании части 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных Кодексом, устанавливается единый порядок её исчисления.
В соответствии с частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьёй 144 Трудового кодекса Российской Федерации в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 4 Закона Тверской области от 29.12.2004 № 88-ЗО "Об оплате труда работников государственных учреждений Тверской области" установлено, что по решению Правительства Тверской области для оплаты труда работников государственных учреждений Тверской области может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки.
Постановлением Администрации Тверской области от 02.12.2008 № 454-па утверждено Положение о системе оплаты труда в государственных учреждениях Тверской области (далее — Положение № 454-па).
Согласно пункту 4.6 указанного Положения стимулирующие выплаты – это установленные в целях стимулирования к качественному результату труда и поощрения за выполненную работу, указанные в отраслевых положениях о порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в государственных учреждениях Тверской области доплаты, надбавки, премии и иные поощрительные выплаты, установленные к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тверской области.
Постановлением Администрации Тверской области от 26.11.2009 № 497-па утверждено Положение об оплате труда работников государственного казенного учреждения Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области" (далее — Положение № 497-па).
Согласно пункту 5 раздела 4 указанного Положения материальная помощь каждому работнику, оказываемая в календарном году в размере трёх должностных окладов (окладов): два должностных оклада (оклада) при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск, один должностной оклад (оклад) по заявлению работника, – относится к выплатам стимулирующего характера.
Письмом Министерства финансов Тверской области от 13.02.2017 указано, что выплата материальной помощи, указанная в пункте 5 раздела 4 Положения № 497-па, относится к оплате труда работников Учреждения и учитывается в фонде оплаты труда Учреждения.
Представленными Учреждением доказательствами подтверждается, что суммы материальной помощи, предусмотренные вышеуказанным пунктом Положения № 497?па, включены в базу для начисления и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию.
В исполнение статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее — Положение № 922).
Действительно, согласно пункту 3 Положения № 922 для расчёта среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Однако в силу положений подпункта "о" пункта 2 Положения № 922 для расчёта среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности относятся и другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что материальная помощь, предусмотренная пунктом 5 раздела 4 Положения № 497?па, является выплатой, непосредственно связанной с выполнением трудовых функций, входит в систему оплаты труда, включается в базу для исчисления и уплаты страховых взносов и, следовательно, подлежит учёту при расчёте средней заработной платы работников для оплаты дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
При указанных обстоятельствах оспариваемое решение Отделения Фонда не соответствует Трудовому кодексу Российской Федерации, Положению № 922 и нарушает права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесённые Учреждением судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Государственного казённого учреждения Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области", г.Тверь, ОГРН <***>, ИНН <***>, удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 14.10.2016 № 1/38.
Взыскать с Государственного учреждения – Тверское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Тверь, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу Государственного казённого учреждения Тверской области "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области", г.Тверь, ОГРН <***>, ИНН <***>, судебные расходы в сумме 3000 руб. Исполнительный лист выдать взыскателю в соответствии со статьёй 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) в месячный срок со дня его принятия.
Судья
О.В.Белов