19 июля 2017 года | г. Тверь | Дело № А66-14142/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2017г.
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Истоминой О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зейналовой Е.Р., при участии представителей сторон: от истца – ФИО1, ФИО2, ФИО3; от ответчика – ФИО4, ФИО5, от третьего лица - ФИО6 (до перерыва), ФИО7 (после перерыва), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «КОММЕРЦИЯ», г. Тверь
к ответчику администрации города Твери, г. Тверь
третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, г. Тверь
о неимущественных требованиях,
У С Т А Н О В И Л :
закрытое акционерное общество «КОММЕРЦИЯ» (далее истец, ЗАО «КОММЕРЦИЯ»), г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 26.11.1999 г.) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к администрации города Твери (далее ответчик, Администрация), г. Тверь (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 17.06.1992 г.) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
Определением суда от 07.02.2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Определением суда от 15 марта 2017г. удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований. Согласно уточнению истца он просит: «Урегулировать разногласия, возникшие между закрытым акционерным обществом «КОММЕРЦИЯ» и администрацией муниципального образования город Тверь при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100007:89, расположенного по адресу: <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под производственную базу, площадью 3 368 кв.м. Принять п. 2.1 договора купли-продажи в следующей редакции: «Цена земельного участка составляет 65 023 руб. 45 коп.».
В судебном заседании представитель истца иск поддержал в полном объеме, а так же представил к материалам дела дополнительные документы.
Представитель ответчика иск оспорил, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица поддержал позицию ответчика.
На основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебном заседании от 11.05.2017 года объявлен перерыв до 18.05.2017 года 14 час. 00 мин., о чем размещена информация на официальном сайте Арбитражного суда Тверской области по веб-адресу: http://tver.arbitr.ru/ в сети Интернет.
После перерыва 18.05.2017 г. в 14 час. 00 мин. судебное разбирательство было продолжено.
В судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали, изложенные ранее, позиции по делу.
Из имеющихся в материалах дела документов судом установлено следующее.
По адресу: <...>, на земельном участке располагалась производственная база.
Постановлением администрации города Твери от 17 марта 2000 года №764 часть данного земельного участка площадью 14 173,3 кв.м. предоставлена ЗАО «КОММЕРЦИЯ» в постоянное (бессрочное) пользование на 313/1000 долей строения (без установления фактических границ) от общей площади земельного участка 45282, 1 кв. м. под склад кадастровый номер участка 69:40:01:00:007:0002. (л.д. 135).
Постановлением администрации города Твери от 06.03.2001г. №582 пункт 2 постановления администрации г.Твери от
17.03.2000г. №764 "О предоставлении в бессрочное пользование час-
ти земельного участка ЗАО "Коммерция" под склад по ул.П.Савелье-
вой, 55 в Заволжском районе, кадастровый квартал 69:40:01 00 007"
признать утратившим силу (л.д. 137).
Постановлением администрации города Твери от 06.03.2001г. №583 в связи с отчуждением строений, пункт 1 постановления администрации г.Твери от 17.02.2000г. №764 "О предоставлении в бес-
срочное пользование части земельного участка ЗАО "Коммерция" под
склад по ул.П.Савельевой, 55 в Заволжском районе, кадастровый
квартал 69:40:01 00 007" изложен в следующей редакции:
"1. Предоставить в бессрочное пользование ЗАО "Коммерция" 25439/1000000 долей земельного участка общей площадью 49031,8 кв.м, что составляет 12473,2 кв.м под склад по ул. П.Савельевой, 55 в Заволжском районе, кадастровый номер участка 69:40:01 00 007:0016".
Закрытому акционерному обществу «КОММЕРЦИЯ» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, располагающиеся на указанном земельном участке:
- проходная, общей площадью 27,7 кв.м. кадастровый номер 69:40:01:00:007:0002:1/019164/37:10000/Г, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №551600;
- гараж, площадью 264,4 кв.м. кадастровый номер 69:40:01:00:007:0002:1/019164/37:10000/К, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №590052;
- гаражи и трансформаторная подстанция, общей площадью 146,6 кв.м. кадастровый номер 69:40:01:00:007:0002:1/019164/37:10000/3,3-1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №590051;
- котельная общей площадью 470,8 кв.м. кадастровый номер 69:40:01:00:007:0002:1/019164/37:10000/Д,Д1,Д2, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №551598;
- нежилые помещения III, общей площадью 425,8 кв.м. 1,2 этаж кадастровый номер 69:40:0100007:16:2/11, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №055035;
- помещение IX, общей площадью 551,2 кв.м. 1 этаж кадастровый номер 69:40:0100007:16:2/9, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №055936;
- помещение X, общей площадью 891,6 кв.м. 1 этаж кадастровый номер 69:40:0100007:16:2/8, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №055937;
- помещение XI, общей площадью 49,5 кв.м. 1 этаж кадастровый номер 69:40:0100007:16:2/10, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №055934;
- помещение XII, общей площадью 14,7 кв.м. 1 этаж кадастровый номер 69:40:0100007:16:2/12, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 69 АБ №055933.
В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером 69:40:01:00:007:0002 вошел в состав земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100007:16 общей площадью 49 031,8 кв.м.
Все объекты недвижимости расположены по адресу: <...>.
На земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100007:16 кроме объектов недвижимости, принадлежащие истцу, были расположены также здания, принадлежащие другим юридическим и физическим лицам.
Иные собственники объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100007:16 выразили свою волю на заключение в отношении земельного участка договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В связи с отказом Комитета по управлению имуществом Тверской области об заключения такого договора аренды заинтересованные лица обратились в суд.
В рамках гражданского дела №33-3, которое рассматривался Заволжским районным судом города Твери, ФИО8 и ФИО9 обратился с иском к Министерству имущественных и земельных отношений о признании недействительным отказа от заключения договора аренды земельного участка и возложении обязанности по заключению договора аренды земельного участка удовлетворить. Истцы просили признать незаконным отказ комитета по управлению имуществом Тверской области от 21 марта 2011 года № 3520-09 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100007:16, расположенного по адресу: <...> и обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской (правопреемник Комитета по управлению имуществом Тверской области) области заключить с ФИО8 и ФИО9 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100007:16, расположенным по адресу: <...>, с множественностью лиц на стороне арендатора.
В рамках указанного дела третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: ЗАО «Коммерция» и ФИО10 заявили требования о признании участка делимым и выделении земельных участков с присвоением им кадастровых номеров.
Данное требование ЗАО «КОММЕРЦИЯ» было заявлено в связи с тем, что общество намеривалось выкупить земельный участок, находящийся под объектами недвижимости, принадлежащими обществу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 января 2013 года по делу №33-3 (л.д. 36-44) земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100007:16 площадью 49 031,8 кв.м. признан делимым и ЗАО «КОММЕРЦИЯ» из указанного земельного участка был выделены земельные участки, расположенные по адресу: город Тверь, ул.П.Савельевой, дом 55: №9 площадью 3368 кв.м., №7 площадью 6775 кв.м., №5 площадью 3647 кв.м., с границами и координатами характерных точек в соответствии с вариантом №2 заключения эксперта директора ООО «КЦ Базис» от 10.12.2012г. с присвоением указанным земельным участкам кадастровых номеров.
Образованные земельные участки относятся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под производственную базу, целью использования указанных земельных участков является эксплуатация и обслуживание принадлежащих истцу объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках.
Сведения об образованных земельных участках в установленном законом порядке были внесены в ГКН и носят временный характер.
Комитет по управлению имуществом Тверской области на обращение истца письмом от 21.03.2011г. №3517-09 уведомил ЗАО «КОММЕРЦИЯ» о необходимости представления документов, указанным в приказе Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. №370 «Об
утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения". Получение данного письма истец не оспаривает.
Истец, обосновывая свои требования, ссылается на направление Комитету по управлению имуществом Тверской области 15.09.2011г. письма №164 с приложением необходимых документов. Получение данного письма Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области оспаривает.
На основании постановления Правительства Тверской области от 13.09.2011г. №35-па Комитетом по управлению имуществом Тверской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
В последствии 17.04.2013 года (л.д.76) истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с заявлением о приобретении права собственности на земельные участки №5, 7, 9, расположенные по адресу: <...> под объектами недвижимости, принадлежащие ЗАО «КОММЕРЦИЯ». Кадастровые номера указаны не были, что свидетельствует о том, что земельные участки, указанные в определении судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 января 2013 года по делу №33-3 не были поставлены на кадастровый учет на момент обращения истца в Министерство.
Письмом №7546-09 от 17.05.2013г. (л.д. 76) Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сообщило ЗАО «КОММЕРЦИЯ» о необходимости постановки на учет земельных участков для выкупа земельных участков.
Письмом от 04.10.2013г. Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области сообщило ЗАО «КОММЕРЦИЯ» о необходимости приведения результатов выдела земельных участков в соответствии с Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 января 2013 года по делу №33-3.
Далее ЗАО «КОММЕРЦИЯ» обратилось в Министерство с заявлением об аннулировании сведений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами: 69:40:0100007:66; 69:40:0100007:67; 69:40:0100007:68.
В процессе образования земельных участков в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100007:16 в 2014г. были выделены, сформированы и зарегистрированы в ГКН земельные участки 69:40:0100007:89; 69:40:0100007:92; 69:40:0100007:91 под объектами недвижимости, принадлежащими истцу.
Согласно ст. 3. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.03.2015г. относится к полномочиям органа местного самоуправления городского, то есть администрации города Твери. До 01.03.2015 указанные полномочия были возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской.
В связи с указанными изменениями 20.08.2015г. года ЗАО «КОММЕРЦИЯ» на основании ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ обратилось к администрации города Твери с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков (л.д. 19), расположенных по адресу: <...> с кадастровыми номерами: 69:40:0100007:89; 69:40:0100007:91; 69:40:0100007:92.
Письмом №30/5428-и от 26.08.2015г. Департамент управления имуществом и земельными ресурсами города Твери уведомил заявителя о необходимости предоставлении дополнительных документов.
Повторно истец обратился к администрации города Твери 09.09.2015г. с заявлением о выкупе указанных земельных участков (л.д.21).
При этом цена выкупа земельных участков определена в соответствии с Законом Тверской области от 09 апреля 2008 года №49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» в размере десятикратной ставки земельного налога от кадастровой стоимости земельных участков.
С такой позицией ответчика ЗАО «Коммерция» не согласилось, 23 сентября 2016 года направило ответчику протоколы разногласий по указанным договорам.
По мнению истца в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01.07.2012 года в соответствии с указанным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Поскольку на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истец обладал правом постоянного бессрочного пользования на земельный участок, ЗАО «Коммерция» имеет право на приобретение спорного земельного участка по льготной цене - 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка площадью 3368 кв.м., кадастровый номер 69:40:0100007:89 определена и составляет 2 600 938 рублей.
Таким образом, применительно к положениям Вводного закона об определении цены при продаже земель, цена выкупа земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100007:89 должна составлять 65 023 рублей 45 копеек (2600938х2,5%-65023,45).
Письмом №01/6652-и от 25.10.2016г. (л.д.14-15) администрации города Твери отказалась от подписания протокола разногласий и повторно предложила истцу подписать договор купли-продажи земельного участка.
Поскольку администрация города Твери письмом № 01/6652-и от 25.10.2016 г. отказался заключать договор в редакции протокола разногласий предложенного обществом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением об урегулировании разногласий по договору относительно пункта договора 2.1..
Проанализировав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Из содержания статей 1, 2 и 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В статье 446 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Указанные нормы предусматривают право стороны на обращение в суд с иском об урегулировании разногласий по договору на стадии его заключения.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как следует из материалов дела, между сторонами имеет место спор в отношении стоимости выкупаемого земельного участка.
ЗАО «КОММЕРЦИЯ» полагает, что оно обратилось с заявлением о выкупе земельных участков 03.02.2011г., то есть до 01.07.2012г., следовательно, выкуп земельных участков должен производиться по льготной цене: 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка на основании пункта 1 статьи 2, подпункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ.
Администрация, в свою очередь ссылается на то, что заявление от истца поступило в августе 2015г., следовательно, выкупная цена должна определяться в соответствии со статьей 2 Закона N 137-ФЗ и Закона Тверской области от 09 апреля 2008 года №49-30 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» и составит 703 187 руб. 88 коп.
Кроме этого Администрация ссылается на то обстоятельство, что истцу была предоставлена в бессрочное пользование часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:007:16, а в отношении выделенного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100007:89 договор бессрочного пользования не заключался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца к Комитету 03.02.2011г. исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Собственник зданий также имеет право на выкуп спорного земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности по льготной цене в размере двух с половиной процентов от кадастровой стоимости.
Из буквального содержания пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ следует, что до 01.07.2012 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене осуществлялась юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении только ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В спорный период действовал Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом N 475.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, законом предусмотрен порядок действий уполномоченных органов в случаях подачи заявления на выкуп земли при отсутствии государственного кадастрового учета земельного участка, занятого недвижимым объектом и необходимого для его эксплуатации. Из пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ следует, что непредставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка в случае, если не осуществлен его государственный кадастровый учет, не может являться основанием для отказа в реализации исключительного права, уполномоченный публичный орган обязан в месячный срок со дня подачи собственником заявления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для последующего осуществления заявителем государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, как следует из материалов дела на момент обращения истца в Комитет по управлению имуществом Тверской области земельный участок с кадастровым номером 69:40:01:00:007:16 не был размежеван между собственниками объектов недвижимости, расположенном на нем и не был признан делимым, что следует из Определения судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 10 января 2013 года по делу №33-3.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Кодексом, федеральными законами.
Кроме этого, на момент первого обращения истца 03.02.2011г. действовал Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
При первом обращении в Комитет по управлению имуществом Тверской области ЗАО «КОММЕРЦИЯ» не представила документы, предусмотренные в утвержденном Перечне документов, о чем был уведомлен Комитетом.
Истец ссылается на направление Комитету по управлению имуществом Тверской области 15.09.2011г. письма №164 с приложением необходимых документов. Получение данного письма Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области оспаривает, как и Администрация города Твери.
Рассмотрев данное доказательство истца направления Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области полного пакета документов, суд оценивает его критически. На письме №164 от 15.09.2011г. стоит дата, отметка «принято» и подпись неизвестного лица, в то время как на всех других письмах, поступивших в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, стоит соответствующий штамп с входящим номером.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истец не доказал исполнение своего обязательства по представлению в орган исполнительной власти документов, установленных Перечнем документов в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что истец не приобрел материального права требовать выкупа земельного участка с кадастровым номером 69:40:01:00:007:89, расположенного по адресу: <...> по льготной цене (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка), действовавшей при подаче заявления о выкупе до 01.07.2012г., в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.
Пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100007:89, расположенного по адресу: <...>, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под производственную базу, площадью 3 368 кв.м. подлежит изложению в редакции Администрации города Твери: «Цена земельного участка составляет 703 187 руб. 88 коп.».
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по оплате госпошлины относятся на истца в связи с отказом в иске.
Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 156, 163, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать с отнесением расходов по госпошлине на истца.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Вологда в месячный срок со дня его принятия.
Судья О.Л. Истомина