ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-14381/12 от 11.02.2013 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

  http://tver.arbitr.ru, http:\\my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 февраля 2013 г. г. Тверь дело № А66-14381/2012

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Романовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Чеченковой И.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лидер», г. Тверь,

к ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области, г. Тверь,

третьих лиц – ООО «Модентекс», ООО «Слайдер»

о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (с учетом уточнения)

В заседании приняли участие:

от заявителя – Сысоевой О.Б. , доверенность,

от инспекции- Смирновой Т.В., доверенность,

третьих лиц - не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об отмене процедуры реорганизации в форме слияния ООО «Лидер» с ООО « Модентекс» и ООО «Слайдер» и обязать инспекцию исключить из государственного реестра юридических лиц записи: за государственным регистрационным номером 2126952206830 в отношении ООО «Лидер», за государственным регистрационным номером 2126952206841 в отношении ООО «Модентекс», за государственным регистрационным номером 2126952206820 в отношении ООО «Слайдер» о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации в форме слияния (с учетом уточнения принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

В обоснование своих доводов заявитель указал, на то, что 11.09.2012 участником Общества, было принято решения № 2/12 об отмене решения учредителя от 29 мая 2012 г. № 1/12 о реорганизации последнего с ООО «Модентекс» (ОГРН 1097746751453 И ООО «Слайдер» (ОГРН 1116952078627).

Считает, что отказ Инспекции от 13.11.2012 во внесении сведений в ЕГРЮЛ об отмене процедуры реорганизации вышеуказанных обществ в форме слияния в ответ на письмо Общества от 23.10.2012 нарушает права и охраняемые законом интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, влечет наличие в ЕГРЮЛ недостоверной информации о деятельности Общества. Это создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что в Инспекцию представлены документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о нахождении юридического лица в процессе реорганизации в форме слияния, соответствовали требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями, далее – Закон № 129-ФЗ), в этой связи Инспекция приняла решение от 08.06.2012 № 6998А-1 о регистрации сведений о том, что Общество находится в стадии реорганизации в форме слияния (запись: за государственным номером 2126952206830). В ответе Инспекция сообщила, что процедура аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в Законе № 129-ФЗ не предусмотрена.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Суд исходит из следующего: 08.06.2012 на основании заявления Общества от 05.06.2011, решения учредителя ООО «Слайдер» № 2 от 29.05.2012 г., решения учредителя ООО «Лидер» № 1/12 от 29.05.2012 решения учредителя ООО «Модентекс» № 1/12 от 29.05.2012 г., а также на основании договора о слиянии, заключенного между указанными организациями, налоговой инспекцией были внесены сведения в ЕГРЮЛ о том, что юридические лица ООО «Слайдер», ООО «Лидер» и ООО «Модентекс» соответственно находятся в процессе реорганизации в форме слияния.

11.09.2012 участником ООО «Лидер» было принято решение об отмене решения о реорганизации в форме слияния и признании договора о слиянии недействительным в связи со смертью участника ООО «Слайдер» Кошевского А.В.

На основании данных решения, Общество 23.10.2012 обратилось в Инспекцию с заявлением об отмене ранее принятого решения и отмене процедуры реорганизации.

Письмом от 13.11.2012 № 09-15/16880 Инспекция разъяснила, что в случае принятия уполномоченным органом юридического лица решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации, следует учитывать, что Законом № 129-ФЗ и Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) не регламентируется порядок принятия подобных решений и отсутствуют утвержденные (рекомендованные) формы заявлений. Решение об отмене реорганизации юридического лица может быть принято арбитражным судом по требованию заинтересованных юридических лиц, участников или уполномоченного органа юридического лица.

Посчитав, что решение Инспекции нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 13.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок, не более трех рабочих дней, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Согласно статье 14 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае если в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, государственная регистрация таких изменений осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой VI настоящего Федерального закона. Статьей 15 Закона № 129-ФЗ предусмотрен порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Основания для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ возникает в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. Иные основания реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются настоящим Кодексом и другими законами (статья 92 ГК РФ). Законом не запрещено принятие решения о прекращении процесса реорганизации.

Поскольку в ЕГРЮЛ не внесены изменения относительно статуса Общества в виде внесения записи об отмене процесса реорганизации, суд приходит к выводу о том, что запись в ЕГРЮЛ о нахождении Общества в процессе реорганизации нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления Обществом предпринимательской и иной экономической деятельности, имея ввиду, что Общество несет риск неблагоприятных последствий наличия в ЕГРЮЛ такой записи, а бездействие Инспекции возлагает на Общество обязанность завершить начатую процедуру реорганизации, не принимая во внимание законные интересы и права на свободное волеизъявление заявителя.

Вместе с тем сведения о реорганизации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, поскольку Обществом принято решение об отмене такой реорганизации.

Принимая во внимание вышеизложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя по соглашению с Инспекцией, о котором стороны заявили в судебном заседании.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области, выразившееся в непринятии решения об отмене процедуры реорганизации в форме слияния ООО «Лидер» с ООО « Модентекс» и ООО «Слайдер» и обязать инспекцию исключить из государственного реестра юридических лиц записи: за государственным регистрационным номером 2126952206830 в отношении ООО «Лидер», за государственным регистрационным номером 2126952206841 в отношении ООО «Модентекс», за государственным регистрационным номером 2126952206820 в отношении ООО «Слайдер» о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации в форме слияния.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лидер» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 АПК РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда в месячный срок со дня его принятия.

Судья Е.В.Романова