АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
http://tver.arbitr.ru, http:\\my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
(с перерывом в порядке ст. 163 АПК РФ)
13 февраля 2014 г. г. Тверь Дело № А66- 14844/2013
(резолютивная часть решения вынесена 10.02.2014г.)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем судебного заседания Мещеряковой А.А., при участии представителя заявителя – ФИО1, по доверенности, после перерыва – ФИО2, ответчика – ФИО3, по доверенности, третьих лиц: (Тверской городской архив) – ФИО4, директор, (Управление по культуре, спорту и делам молодежи) – ФИО5, по доверенности, Архивный отдел – ФИО6, по доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строй-Престиж», г. Тверь
к Администрации города Твери, г. Тверь
третьи лица: Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери, МКУК «Тверской городской архив», г. Тверь, Архивный отдел Тверской области, г. Тверь
о признании незаконным бездействие
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Престиж», г. Тверь (далее – истец, Общество) обратилось в суд с иском о признании незаконным бездействия Администрации города Твери, г. Тверь (далее – ответчик, Администрация), выразившееся в отказе в принятии на хранение документов по личному составу ООО «Строй-Престиж» в количестве 14 дел за 2008-2010гг. и 2012г и обязании Администрации города Твери принять на хранение архив ООО «Строй-Престиж» по личному составу в количестве 14 (четырнадцати) дел за 2008-2010 гг. и 2012г.
Заявитель поддержал требования с учетом уточнений.
Ответчик возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Архивный отдел поддержал позицию заявителя.
Представители Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери и МКУК «Тверской городской архив» поддержали позицию ответчика.
В судебном заседании объявлен перерыв до 10.02.2014 в 15 часов 00 минут (информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Тверской области по веб – адресу : http://tver.arbitr.ru/ в сети Интернет).
Судебное заседание продолжено 10.02.2014 года в 15 часов 00 минут.
После перерыва стороны поддержали свою позицию по делу.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области по делу № А66-9597/2011 от 20 июля 2012 года Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Престиж», г. Тверь (ОГРН <***> ИНН <***>) было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО2.
07 декабря 2012 года Архивным отделом Тверской области принято решение об определении МКУК «Тверской городской архив» местом хранения документов по личному составу ООО «Строй-Престиж» в количестве 14 (Четырнадцати) дел за 2008-2010 годы и 2012 год в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).
13 декабря 2012 года конкурсный управляющий ООО «Строй-Престиж» обратился к в МКУК «Тверской городской архив» с требованием о принятии документов по личному составу ООО «Строй-Престиж», подлежащих передаче на хранение.
Письмом от 15 февраля 2013 года № 53/02 МКУК «Тверской городской архив» сообщило, что прием документов по личному составу производится только от ликвидируемых муниципальных учреждений и предприятий города Твери и только в случае отсутствия у них правопреемника или вышестоящего по подчиненности органа.
Письмом от 22 мая 2013 года № 144/05 МКУК «Тверской городской архив» сообщило, что в соответствии с уставом МКУК «Тверской городской архив» в состав документов архива входят:
- документы источников комплектования архива, имеющих историческое значении и отражающие общественно-политическое, социально-экономическое и культурное развитие города Твери: представительных и исполнительных органов муниципального самоуправления, отраслевых структур муниципального самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, общественных организаций, граждан;
- документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования «город Тверь».
11 октября 2013 года конкурсный управляющий ООО «Строй-Престиж» обратился в администрацию города Твери и Управление по культуре, спорту и делам молодёжи администрации города Твери о приеме на хранение в МКУК «Тверской городской архив» документов по личному составу ООО «Строй-Престиж» в количестве 14 (Четырнадцати) дел за 2008-2010 годы и 2012 год .
Ни от администрации города Твери, ни от Управления по культуре, спорту и делам молодёжи администрации города Твери ответы на заявление конкурсного управляющего ООО «Строй-Престиж» не поступили.
Посчитав данное бездействие администрации города Твери, выражающееся в фактическом непринятие на хранение документов по личному составу ООО «Строй-Престиж», неправомерным, незаконным, и противоречащим нормам действующего законодательства Общество в лице конкурсного управляющего обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.
Соответствующим муниципальным архивом в Тверской области для передачи документов общества является МКУК "Тверской городской архив" (по месту нахождения ликвидируемого общества), государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).
Каждый из названных архивов в силу пункта 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.
В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области от 23.12.2005 N 162-ЗО "Об архивном деле в Тверской области" законодательство Тверской области об архивном деле в Тверской области состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и названным Законом иных нормативных правовых актов Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009 N 321-па утвержден Стандарт государственной услуги "Экспертиза ценности документов".
Получателем государственной услуги - "Экспертиза ценности документов" являются: государственные архивы Тверской области; органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области; государственные унитарные предприятия Тверской области; государственные учреждения Тверской области; муниципальные архивы Тверской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; муниципальные унитарные предприятия Тверской области; муниципальные учреждения Тверской области; организации (независимо от формы собственности), расположенные на территории Тверской области, проходящие процедуру ликвидации; иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками или владельцами архивных документов, местом нахождения или местом жительства которых является Тверская область, заинтересованные в получении настоящей государственной услуги (пункт 1.3.1 Стандарта государственной услуги "Экспертиза ценности документов").
Пунктом 3.1.8 названного Стандарта предусмотрено, что архивный отдел в рамках предоставления государственной услуги - "Экспертиза ценности документов" принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.
Решением экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от 07 декабря 2012 года местом хранения документов по личному составу ООО «Строй-Престиж» в количестве 14 (Четырнадцати) дел за 2008-2010 годы и 2012 год определен МКУК «Тверской городской архив».
Согласно Уставу МКУК «Тверской городской архив», утвержденному приказом Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 22.12.2011 № 641, данным учреждением принимаются на хранение документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования «город Тверь». Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Тверь».
Таким образом, решение вопроса о приеме на хранение документов ООО «Строй-Престиж» находится в компетенции администрации города Твери. Более того, администрация города Твери организует работу подведомственных ей муниципальных учреждений, в частности -муниципального архива.
Кроме того, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения.
Прием документов по личному составу ООО «Строй-Престиж», содержащих информацию, необходимую для подтверждения сведений при назначении пенсий гражданам - жителям города Твери, находится в сфере интересов населения города Твери.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Строй-Престиж" удовлетворить .
Признать незаконным бездействие Администрации города Твери, выразившееся в отказе в принятии на хранение документов по личному составу ООО "Строй-Престиж" в количестве 14(Четырнадцати) дел за 2008-2010 года и 2012 год.
Обязать Администрацию города Твери принять архив ООО "Строй-Престиж" по личному составу в количестве 14 (Четырнадцати) дел за 2008-2010 годы и 2012 год.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в порядке и сроки, предусмотренные АПК РФ.
Судья Бачкина Е.А.