ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-16111/17 от 07.12.2017 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 декабря 2017 года

г.Тверь

Дело № А66-16111/2017

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2017 года

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Бачкиной Е.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Немчаниновым Д.А., при участии представителей: заявителя – гендиректора ФИО1, ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Закрытого акционерного общества «Фодеско – МАК», г. Тверь                   

к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тверь                                                                           

об оспаривании постановления

у с т а н о в и л :

Закрытое акционерное общество «Фодеско – МАК», г. Тверь (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области (далее – ответчик, Управление) от 27.09.2017 № 7.2-Пс/0173-0621пл-2017 о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Заявитель требования поддержал в полном объеме.

Ответчик возражал относительно заявленных требований, представил отзыв и материалы административного дела.

Из материалов дела следует, согласно свидетельству о регистрации №А05-10752 от 10.06.2013 Общество является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, а именно:

-        сеть газопотребления ЗАО «Фодеско-МАК», peг. № А05-10752-0002, расположенного по адресу: 170001, г. Тверь, Серебряковская пристань, д. 11, стр. 3.

Общество имеет лицензию № ВХ-05-025364 от 22.10.2014 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 31.08.2017 № Т-621-пр в целях выполнения Плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Ростехнадзора на 2017 год Управлением проведена плановая выездная проверка Общества.

При проведении проверки Управлением выявлены нарушения лицензионных требований и обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно: руководитель предприятия ФИО1 не аттестован по общим требованиям промышленной безопасности, являющийся лицом, ответственным за организацию производственного контроля опасных производственных объектов, эксплуатируемых предприятием, чем нарушены часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 5 подпункт «ж» «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденное постановлением Правительства РФ от 10. 06. 2013 №492; пункт 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (с изменениями на 30 июля 2014 года), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263.

Нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.09.2017 № 7.2-0621пл-А/0172-2017.

Тем самым Обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

По результатам проверки в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 7.2-0621пл-Пр/0173-2017 от 20.09.2017.

Постановлением № 7.2-Пс/0173-0621пл-2017 от 27.09.2017 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя ответчика, арбитражный суд считает, что требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону данного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ образуют действия либо бездействия при эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на несоблюдение требований промышленной безопасности.

Состав указанной статьи является формальным, и правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требований промышленной безопасности.

Поскольку приведенная выше норма носит бланкетный характер, то привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ об административных правонарушениях возможно при установлении нарушений правовых норм, предусмотренных иными нормативными актами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе № 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона № 116-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Лицензионные требования установлены пунктом Положения о лицензировании взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 (далее Положение о лицензировании).

Лицензионным требованием, установленным подпунктом «ж» пункта 5 Положения о лицензировании, является обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала, осуществляющего деятельность на объектах, в соответствии со статьей 9 Закона №116-ФЗ.

Порядок аттестации установлен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37.

В соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, каждая эксплуатирующая организация разрабатывает положение о производственно го объекта, который является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3,5 Правил).

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Факт административного правонарушения подтвержден материалами дела.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.    По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Исходя из содержания названной статьи следует вывод, что малозначительность административного правонарушения является оценочным понятием.

Таким образом, суд обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).

В пункте 18.1 Постановления № 10, дополненного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", отражено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд считает, что в рассматриваемом случае имеются обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности правонарушения. Судом учитываются, отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба для общества и государства.

Также суд полагает, что возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,  ст.2.9 КоАП РФ арбитражный суд

Р  Е  Ш  И  Л:

 Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 27.09.2017 № 7.2-Пс/0173-0621пл-2017 в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в сроки и порядке, установленные АПК РФ.

Судья                                                                                           Е.А.Бачкина