АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ области 170000, г.Тверь, ул. Советская, д.23 «б» | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
09 апреля 2014 года | Тверь | Дело № | А66-16415/2013 | ||||
(резолютивная часть решения объявлена 02.04.2014) | |||||||
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Голубевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальницкой Н.В., с использованием средств аудиозаписи, | |||||||
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению | |||||||
Закрытого акционерного общества "Интер-Дата", г. Тверь, | |||||||
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области, г. Тверь, с привлечением к участию в качестве третьего лица ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, Калининский район Тверской области, | |||||||
о признании незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка | |||||||
в заседании приняли участие: | |||||||
от истца ФИО3, по доверенности, от ответчика ФИО4, по доверенности, | |||||||
Установил: | |||||||
Закрытое акционерное общество «Интер-Дата», г. Тверь, (далее- заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований и наименования ответчика, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области, г. Тверь, о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:2431 площадью 256 317 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское с/п, в районе д. Бортниково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и обязании выполнить кадастровую процедуру по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:2413, площадью 256 317 кв.м., расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, в районе д. Бортниково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Заявленные требования мотивированы частями 4, 16, 26, 28, 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее- Закон о кадастре). Заявитель считает, что ответчик необоснованно 23.08.2013 года поставил на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000025:2431, который в настоящее время принадлежит ФИО1, в связи с тем, что его границы накладываются на ранее учтенный земельный участок 69:10:000000025:60, принадлежащий заявителю. Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, приобщенном к материалам дела ( Т. 1, л.д. 46-49). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечена ФИО1 в лице ее законного представителя ФИО2, Калининский район Тверской области (далее- третье лицо). Третье лицо, извещенное должным образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, что не препятствует рассмотрению дела в ее отсутствие (ч. 3 ст. 156 АПК РФ). Как следует из материалов дела и объяснений представителей участвующих в деле лиц, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:60, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: Тверская область, Калининский район, с/п Бурашевское, в районе д. Бортниково, площадью 258 000 кв. м. Право собственности подтверждено свидетельством о праве собственности № 69-69-10/001/2011-206 от 01.06.2011 (т. 1, л.д. 14). Общество 03.09.2013 года обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области» с заявлением о государственном кадастровом учете изменений названного земельного участка. Решением ответчика от 21.09.2013 года № 6900/301/13-86014 (Т. 1,л.д. 17-18) в учете изменений объекта недвижимости отказано, в том числе, в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:60 в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:2413, принадлежавшего ФИО2 Земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000025:2413 площадью 256 317 кв.м., расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, в районе д. Бортниково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства был образован в результате выдела земельных долей, принадлежавших ФИО2 из земель, находящихся на праве долевой собственности в границах СПК «Андрейково», на основании Протокола собрания участников долевой собственности от 19.04.2013 и 23.08.2013 года поставлен на кадастровый учет. На момент рассмотрения дела указанный земельный участок принадлежит несовершеннолетней дочери ФИО2 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Заявитель, считая, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:2413 незаконна и нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка 69:10:0000025:60, препятствует утонению его границ, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением. Рассмотрев материалы дела и заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований. В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 1 статьи 4 Закона о кадастре ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости. Согласно пункту 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости). Особенности постановки на кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости урегулированы в статье 45 Закона о кадастре. Так, частью 7 указанной статьи предусмотрено, что если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Согласно пункту 2.1.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 № 376 информация, содержащаяся в государственном фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа и предоставляется по запросу заинтересованных лиц. Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находится у правообладателей земельных участков и в государственном фонде данных в случае, если правообладатель передал экземпляр документации в фонд. При отсутствии такой документации у правообладателя и наличии её в государственном фонде данных, правообладатель вправе запросить необходимые документы из государственного фонда данных. ГКН состоит из реестра объектов недвижимости, кадастровых дел и кадастровых карт (часть 1 статьи 13 Закона о кадастре). Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах (часть 2 статьи 13 Закона о кадастре). Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в ГКН (часть 3 статьи 13 Закона о кадастре). Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся внесенные в ГКН сведения, в том числе о земельных участках (часть 4 статьи 13 Закона о кадастре). Таким образом, землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и документы государственного земельного кадастра частью кадастра недвижимости не являются. В Законе о кадастре отсутствуют нормы, обязывающие органы кадастрового учета при осуществлении кадастровых процедур запрашивать в государственном фонде данных соответствующую документацию и осуществлять проверку представленных на кадастровый учет сведений и документов об объекте недвижимости на соответствие землеустроительной документации и документам государственного земельного кадастра. Указанный довод подтвержден позицией ВАС РФ, изложенной в решении от 31.03.2013 года № ВАС -894/13. Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000025:60 имеет статус ранее учтенного объекта недвижимости и поставлен на кадастровый учет 04.04.2003. Границы указанного земельного участка в соответствии с действующим законодательством не установлены. Все сведения о земельном участке с кадастровым номером 69:10:0000025:60 в автоматизированную информационную систему государственный кадастр недвижимости импортировались в объеме сведений единого государственного реестра земель за исключением сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. На запрос органа кадастрового учета в Управление Росреестра по Тверской области о предоставлении копии землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000025:60 (№ 13-21892/01-44 от 27.11.2013) был получен отказ в связи с тем, что землеустроительное дело на указанный земельный участок в государственном фонде отсутствует (№ 13-15/62266-13 от 02.12.2013). При указанных обстоятельствах ответчик при постановке на каздастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:2413 не допустил нарушение Закона о кадастре. Суд также считает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты. Федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, местоположение границ которого это лицо намерено уточнить. Из разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке. Кроме того, согласно пункту 53 названного постановления ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны. Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. При таких обстоятельствах названный спор не может быть разрешен в административном судопроизводстве, а подлежит разрешению в порядке искового производства к собственнику земельного участка, границы которого налагаются на границы земельного участка Общества. Указанный довод подтвержден и позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.12.2013. Заявленные требования удовлетворению не подлежат. В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 100 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. (чек-ордер № 8607 от 23.12.2013) подлежат оставлению на заявителе. | |||||||
Руководствуясь ст. ст. 176-170,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Арбитражный суд Тверской области Р Е Ш И Л: | |||||||
Отказать Закрытому акционерному обществу «Интер-Дата», г. Тверь, ОГРН <***>, в удовлетворении требований о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:2431 площадью 256 317 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское с/п, в районе д. Бортниково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства и обязании выполнить кадастровую процедуру по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000025:2413, площадью 256 317 кв.м., расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Бурашевское сельское поселение, в районе д. Бортниково, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Расходы по уплате государственной пошлины оставить на заявителе. Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в течение месяца со дня его принятия, в порядке, предусмотренном АПК РФ. | |||||||
Судья | Л.Ю. Голубева | ||||||