6 сентября 2007 г. | г.Тверь | Дело № А66-16923/2005 |
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Белова О.В. при ведении протокола судебного заседания судьёй, при участии представителей: заявителя – ФИО1, Департамента управления имуществом – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению имуществом Тверской области
к администрации города Твери
Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери
третьи лица ГУ "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области";
Управление ГО ЧС города Твери;
Управление по делам ГО ЧС администрации г. Твери
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее — Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, выразившегося в отказе совершить действия по передаче имущества Управления ГО ЧС г.Твери, указанного в Перечнях муниципальных учреждений и иного имущества, подлежащих передаче в государственную собственность Тверской области, утвержденных решением Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и вынесенным в соответствии с ним постановлением главы города Твери от 10.02.2005 № 510, а также об обязании Администрации и Департамента передать указанное имущество в государственную собственность Тверской области.
В судебном заседании заявитель уточнил, что обжалует бездействие администрации города Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, выразившееся в непередаче имущества Управления ГО ЧС города Твери, указанного в Перечнях муниципальных учреждений и иного имущества, подлежащих передаче в государственную собственность Тверской области, утвержденных решением Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и вынесенным в соответствии с ним постановлением Главы города Твери от 10.02.2005 № 510.
Уточнение заявленных требований принято арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих требований заявитель указал, что в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ органы местного самоуправления обязаны передать, а исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны принять муниципальное имущество на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31.12.2005.
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее — Департамент) в представленном отзыве и в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что решение Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и постановление Главы города Твери от 10.02.2005 № 510 фактически исполнены, но в редакции решения Тверской городской Думы от 30.12.2005 № 152 и постановления Главы города Твери от 30.12.2005 № 5262 соответственно.
Третье лицо — государственное учреждение "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области" в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В представленном отзыве Управление поддержало заявленные требования, указало, что действия по приёму-передаче имущества фактически осуществлены, спорное имущество принято и находится в эксплуатации.
Администрация г.Твери, а также Управление ГО ЧС города Твери и Управление по делам ГО ЧС администрации г.Твери (третьи лица) в судебное заседание не явились, отзывы на заявление не представили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно частям 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Решением Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 "Об утверждении Перечней муниципальных учреждений и иных организаций, имущество которых подлежит передаче в собственность Тверской области" было предложено администрации города Твери утвердить Перечни муниципальных учреждений социальной сферы и иных организаций, имущество которых подлежит передаче в собственность Тверской области (приложения № 1, 2, 3), а также разрешено в установленном порядке обратиться в администрацию Тверской области с предложением о принятии из муниципальной собственности г. Твери в государственную собственность Тверской области этого имущества, и в случае принятия положительного решения о приеме всего или части муниципального имущества из Перечней в государственную собственность Тверской области разрешено согласовать с администрацией Тверской области условия предоставления жителям г. Твери услуг учреждений, имущество которых передается в государственную собственность Тверской области, не допуская их ухудшения, а также произвести передачу имущества, включенного в Перечни, за исключением случаев, когда какое-либо имущество не будет востребовано принимающей стороной.
Во исполнение вышеназванного решения Главой города Твери было принято постановление от 10.02.2005 № 510 "Об утверждении Перечня муниципальных учреждений и иного имущества, передаваемого в собственность Тверской области".
Согласно приложениям к названным решению и постановлению в состав муниципальных учреждений, имущество которых подлежит передаче в собственность Тверской области, вошло Управление ГО и ЧС города Твери.
Администрацией Тверской области было принято распоряжение от 09.03.2005 № 134-ра "О принятии в государственную собственность Тверской области имущества Управления по делам ГО и ЧС города Твери и увеличении штатной численности государственного учреждения "Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области".
Администрация Тверской области письмом от 09.06.2005 № 68/2675‑06 обратилась в администрацию города Твери, в котором указала на необходимость исполнить решение Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и постановление Главы города Твери от 10.02.2005 № 510 и оформить акты приёма передачи имущества Управления ГО и ЧС города Твери.
Письмом от 16.08.2005 № 4034 (лист дела 57) администрация указала, что в связи с внесением изменений в законодательство о разграничении полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления в перечень имущества Управления ГО и ЧС города Твери, подлежащего передаче в собственность Тверской области, будут внесены изменения.
Решением Тверской городской Думы от 30.12.2005 № 152 были внесены изменения в решение от 27.01.2005 № 8, согласно которым состав имущества Управления ГО и ЧС города Твери, подлежащий передаче в собственности Тверской области, был уменьшен.
Во исполнение этого решения Главой администрации города Твери постановлением от 30.12.2005 № 5262 были внесены аналогичные изменения в постановление от 10.02.2005 № 510.
Полагая, что бездействие администрации города Твери и Департамента (структурного подразделения администрации города Твери, уполномоченного в соответствии с положением о нём на управление и распоряжение муниципальным имуществом), выразившееся в неисполнении решения Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и постановления Главы города Твери от 10.02.2005 № 510 в первоначальных редакциях, противоречит части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122‑ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2006, Комитет обратился в арбитражный суд по настоящему делу.
Из содержания заявления, с которым Комитет обратился в суд, и пояснений его представителя в судебном заседании следует, что Комитетом фактически оспаривается бездействие органов местного самоуправления по исполнению решения Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и постановления Главы города Твери от 10.02.2005 № 510 в первоначальных редакциях. Комитет полагает, что указанные акты органов местного самоуправления должны быть исполнены в порядке и на условиях, определённых частью 11 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в первоначальной редакции.
Однако, поскольку переход права собственности на спорное имущество не был осуществлён, арбитражный суд считает, что к правоотношениям, существующим между сторонами в настоящее время, подлежит применению названная норма права в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.12.2006 № 542‑О, положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122‑ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ), устанавливающие порядок безвозмездной передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Исходя из этого органы местного самоуправления вправе до момента возникновения права собственности у принимающей стороны внести изменения в свои предложения о передаче имущества в собственность субъекта Российской Федерации и определить иной состав имущества, подлежащего передаче в собственность субъекта Российской Федерации.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122‑ФЗ (в первоначальной редакции) право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим пунктом, возникает с момента, устанавливаемого соответствующим решением Правительства Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче (приеме) имущества.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122‑ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Поскольку в решении Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8, постановлении Главы города Твери от 10.02.2005 № 510, распоряжении администрации Тверской области от 09.03.2005 № 134-ра дата возникновения права собственности не была определена, а приём-передача этого имущества не были оформлены надлежащим образом, следует признать, что право собственности Тверской области на спорное имущество не возникло.
Решение Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и постановление Главы города Твери от 10.02.2005 № 510 в части спорного имущества были изменены до возникновения права собственности Тверской области на это имущество.
Из имеющихся в деле документов следует, что решение Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и постановление Главы города Твери от 10.02.2005 № 510 в редакции соответственно решения Тверской городской Думы от 30.12.2005 № 152 и постановления Главы администрации города Твери от 30.12.2005 № 5262 со стороны органов местного самоуправления исполнены — Комитету направлен соответствующий акт приёма-передачи муниципального имущества в собственность Тверской области (листы дела 94 – 96, 126).
В ходе судебного разбирательства Комитет не заявлял о несоответствии закону этого акта приёма-передачи по форме, а указывал лишь на то, что в акт должно было быть включено всё имущество, указанное в первоначальной редакции решения Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и постановления Главы города Твери от 10.02.2005 № 510.
При указанных обстоятельствах со стороны ответчиков отсутствует неправомерное бездействие, выразившееся в неисполнении вышеназванных решения и постановления.
Кроме того, обосновывая свои требования ссылкой на часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122‑ФЗ, Комитет не представил доказательств того, что именно это конкретное имущество, которое он требует передать в собственность Тверской области, не может находиться в муниципальной собственности.
Ранее Комитет обращался в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Тверской городской Думы от 30.12.2005 № 152 "О внесении изменений и дополнений в решение Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 "Об утверждении Перечней муниципальных учреждений и иных организаций, имущество которых подлежит передаче в собственность Тверской области" и постановления Главы администрации города Твери от 30.12.2005 № 5262 "О внесении изменений в постановление Главы города Твери от 10.02.2005 № 510 "Об утверждении Перечней муниципальных учреждений и иных организаций, имущество которых подлежит передаче в собственность Тверской области".
Определением Арбитражного суда Тверской области от 16.10.2006 по делу № А66-3875/2006 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части указанных требований было прекращено в связи с отказом заявителя от своих требований.
При указанных обстоятельствах требования Комитета по настоящему делу удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Комитета по управлению имуществом Тверской области о признании незаконным бездействия Администрации города Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери, выразившегося в несовершении действий по передаче имущества Управления ГО ЧС г.Твери, указанного в Перечнях муниципальных учреждений и иного имущества, подлежащих передаче в государственную собственность Тверской области, утвержденных решением Тверской городской Думы от 27.01.2005 № 8 и вынесенным в соответствии с ним постановлением Главы города Твери от 10.02.2005 № 510, а также об обязании совершить действия по передаче указанного имущества в государственную собственность Тверской области отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Вологда в месячный срок со дня его принятия.
Судья | О.В.Белов |