ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А66-16973/20 от 12.03.2021 АС Тверской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 марта 2021 года

г.Тверь

Дело № А66-16973/2020

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Карсаковой И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь», г. Тверь, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, г. Тверь,

третье лицо: Морозова Вера Витальевна,

о признании незаконным и отмене постановления по делу № 069/04/9.21-64/2020 о назначении административного наказания от 03.12.2020,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Газпром газораспределение Тверь», г.Тверь (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – ответчик, Управление, Тверское УФАС России) от 03.12.2020 года о назначении  административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства по делу №069/04/9.21-64/2020.

При участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Морозовой В.В.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 26.02.2021, принятым в виде резолютивной части в порядке статьи 229 АПК РФ,                                в удовлетворении заявления обществу отказано.

04.03.2021 от общества поступило заявление об изготовлении мотивированного судебного акта. Заявление подано в течение пяти дней                       со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства,  на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем подлежит удовлетворению.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, представлены материалы дела об административном правонарушении.

Третье лицо поддержало позицию ответчика.

Заявитель представил ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Судом обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанных в части 5 статьи 227 АПК РФ не установлено.

Доказательств наличия конкретных обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, не представлено.

Как следует из материалов дела, в Тверское УФАС России поступило заявление Морозовой В.В., в соответствии с которым 18.03.2019 между Морозовой В.В. и АО «Газпром газораспределение Тверь» заключен договор № ТОГ-ТВР-Д-00341 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства — жилого дома по адресу: Тверская область, Калининский район, с. Красная Гора, ул. Молодежная, д. 5 к сети газораспределения. Срок выполнения мероприятий по подключению объекта и пуску газа составил 9 месяцев со дня заключения договора (до 18.12.2020). 

Из служебной записки инженера по техническому надзору ПТО АО «Газпром газораспределение Тверь» Парамонова В.Л. от 25.10.2019 следует, что 24.10.2019 в соответствии с заявкой Морозовой В.В. от 21.10.2019 в присутствии представителя Морозовой В.В. - супруга Морозовой А.А. проведен мониторинг скрытых работ, в ходе которого к осмотру предъявлен наружный газопровод, уложенный в траншею на земельном участке заявителя. Результаты освидетельствования скрытых работ зафиксированы в акте от 23.10.2019, подписанном сотрудником АО «Газпром газораспределение Тверь» Парамоновым В.Л., Морозовой В.В. и ее представителем Морозовым А.А. Указанный акт содержит информацию о материалах, использованных при производстве работ (материале и диаметре трубы, материале и диаметре цокольного соединения, заглушке электросварной), а также содержит разрешение произвести обратную засыпку траншеи подземного участка газопотребления.

Заявителем в подтверждение выполнения технических условий представлены:

-акт освидетельствования скрытых работ от 23.10.2019, подписанный как заявителем, так и представителем АО «Газпром газораспределение Тверь», согласно которому проведен мониторинг скрытых работ в наружном газопроводе, уложенном в траншею на земельном участке заявителя;

-акт о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов от 04.12.219;

-сведения о сварке стыков (без даты составления), из которых следует, что сварка проведена 11.11.2019 сварщиком Костриковым В.В., количество стыков на наружном газопроводе - 5, на внутреннем газопроводе - 9);

-    сведения об испытании газопроводов на герметичность (без даты составления), из которых следует, что испытания наружного и внутреннего газопровода проведены 13.11.2019.

Акт о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов, сведения о сварке стыков, сведения о материалах и оборудовании и сведения об испытании газопроводов на герметичность подписаны только заявителем и ее супругом, подпись представителя газораспределительной организации АО «Газпром газораспределение Тверь» в указанных актах отсутствует.

При этом из содержания документов «сведения об испытании газопроводов на герметичность» следует, что Морозова В.В. и ее супруг самостоятельно проводили испытания газопроводов на герметичность, а в ходе испытаний были обнаружены дефекты и утечки, которые ими же были устранены; при этом отсутствует информация о характере и местах утечек и дефектов газопроводов, способе их устранения и повторном испытании газопроводов на герметичность после устранения утечек и дефектов.

Из служебной записки инженера по техническому надзору ПТО АО «Газпром газораспределение Тверь» Парамонова В.Л. от 27.11.2019 следует, что 26.11.2019 в присутствии представителя заявителя Морозова А.А.  проведен мониторинг выполнения заявителем технических условий, в ходе которого к осмотру предъявлены наружный и внутренний газопровод и помещение с установленным газоиспользующим оборудованием.

В служебной записке указано, что заявителем не представлена информация о свойствах и герметичности соединений труб (отсутствует номер и клеймо сварщика на каждом стыке соединения наружных газопроводов), отсутствует информация о проверке состояния дымовых и вентиляционных каналов.

Согласно поручению главного инженера Рысухина Е.В. от 27.11.2019, Парамонову В.Л. надлежало повторно провести мониторинг выполнения Морозовой В.В. технических условий.

Письмом от 03.12.2019 № 01/6705 АО «Газпром газораспределение Тверь» уведомило Морозову В.В. об отсутствии оснований для подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, поскольку заявителем в ходе мониторинга не представлена информация о свойствах герметичности соединений труб (отсутствует номер и клеймо сварщика на каждом стыке соединения наружных газопроводов), отсутствует информация о проверке состояния дымовых и вентиляционных каналов. Вышеуказанное письмо содержало предложение устранить отмеченные недостатки и осуществить повторный вызов исполнителя для проведения мониторинга.

Из писем от 06.02.2020 № 01/498 и от 24.03.2020 АО «Газпром газораспределение Тверь» предлагало Морозовой В.В. определиться с датой повторного мониторинга выполнения заявителем технических условий.

Письмом от 29.06.2020 № 017/3235 АО «Газпром газораспределения Тверь» сообщило Морозовой В.В. о том, что 02.07.2020 в 9.30 комиссия АО «Газпром газораспределение Тверь» проведет мониторинг готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования заявителя к подключению газа. На указанное письмо Морозова В.В. письменно сообщила, что основания для мониторинга отсутствуют, т.к. после 26.11.2019 сеть газопотребления осталась в неизменном виде.

Согласно приказу от 30.06.2020 № 297 создана комиссия для проведения мониторинга готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования заявителя к подключению. Согласно акту от 02.07.2020 созданная комиссия осуществила выезд на объект, но доступ для проведения мониторинга выполнения технических условий Морозовой В.В. не предоставлен.

Ранее АО «Газпром газораспределение Тверь» предоставлен доступ для проведения мониторинга скрытых работ. Такой мониторинг проведен, результаты мониторинга зафиксированы в акте от 23.10.2019. Документы, подтверждающие мониторинг специалистами АО «Газпром газораспределение Тверь» выполнения заявителем работ на сети газопотребления и в самом объекте капитального строительства, отсутствуют.

03.12.2019 АО «Газпром газораспределение Тверь» письмом № 01/6705 уведомило Морозову В.В. об отсутствии оснований для подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению в связи с непредставлением информации, предусмотренной «СП 62.13330.2011 Своду правил «Газораспределительные системы» Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (далее - Свод Правил), а именно не представлены:

-расчет сети газопотребления на обеспечение необходимой по условиям безопасности прочности, устойчивости и герметичности (п. 4.5 Свода Правил);

-расчет на прочность газопроводов, которым определена толщина стенок труб и соединительных деталей, расчет на продольные напряжения. Подтверждение соответствия требованиям нормативных документов на продукцию для труб и соединительных деталей, информацию о примененной толщине стенок труб (п. 4.6 СП 62.13330.2011);

-подтверждение соответствия стальных и медных труб требованиям ГОСТ (под. «а» п. 4.6.Свода Правил);

-    подтверждение соответствия применяемых материалов, изделий, газоиспользующего оборудования и технических устройств действующим стандартам и другим нормативным документам на их изготовление, поставу, сроки службы, характеристики, свойства и назначение (область применения) которых соответствуют условиям их эксплуатации (п. 4.10 Свода Правил);

-информация о свойствах и герметичности соединений труб: отсутствует номер (клеймо) сварщика на каждом стыке, выполнившего соединения наружных газопроводов. Также не представлена информация об отсутствии размещения соединений в стенах, перекрытиях и других конструкциях здания (п.4.13 Свода Правил);

-подтверждение соответствия сварных соединений требованиям ГОСТ (под. «а» п.4.13 Свода Правил);

-   информация о конструкции, стойкости к транспортируемой среде, герметичности установленной запорной арматуры (п. 4.14 Свода Правил);

-     информация о примененном коэффициенте запаса прочности полиэтиленового газопровода (п. 5.2.4 Свода Правил);

-информация о проведении строительного контроля, входного контроля, операционного контроля строительно-монтажных работ, приемочного контроля (раздел 10 Свода Правил за исключением п. 10.4.1);

-сведения о проверке состояния дымовых и вентиляционных каналов (под. «а» п. 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила № 410).

АО «Газпром газораспределения Тверь» указало, что в ходе мониторинга выполнения технических условий не представлены материалы, подтверждающие соблюдение вышеназванных обязательных к применению положений технических регламентов, в связи с чем основания для подписания акта о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению отсутствуют, а также предлагало Морозовой В.В. устранить отмеченные недостатки и осуществить повторный вызов исполнителя для проведения мониторинга.

По мнению управления, мониторинг выполнения Морозовой В.В. технических условий проведен 24.10.2019 и 26.12.2019. Письмо АО «Газпром газораспределение Тверь» от 03.12.2019 № 01/6705 о непредставлении информации, предусмотренной Сводом Правил, содержит требования, не предусмотренные Правилами подключения, в связи с чем требование АО «Газпром газораспределения Тверь» о повторном мониторинге выполнения заявителем технических условий не является обоснованным.

Не согласившись с позицией общества, Морозова В.В. обратилась с жалобой в УФАС по Тверской области о нарушении АО «Газпром газораспределение Тверь» Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.

В связи с указанными обстоятельствами управлением 06.02.2020 в отношении АО «Газпром газораспределение Тверь» возбуждено дело № 069/04/9.21-64/2020 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и проведении административного расследования.

На основании статей 23.48 и 28.1 КоАП РФ в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 069/04/9.21-64/2020 от 05 июня 2020 года по признакам совершения обществом административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Тверского УФАС России от 03.07.2020 производство по делу № 069/04/9.21-64/2020 об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события вменяемого административного правонарушения.

Решением ФАС России от 15.10.2020 № 09/98975/20 постановление Тверского УФАС России отменено, дело направлено на новое рассмотрение. 

Постановлением № 069/04/9.21-64/2020 от 03.12.2020 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Общество, не согласившись с названным решением, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением.

Суд, изучив материалы дела и исследовав представленные сторонами доказательства, не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объект административного правонарушения – общественные отношения в сфере газоснабжения.

Согласно п. 5.4. договора АО «Газпром газораспределение Тверь» обязано проверить выполнение заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства в срок не позднее чем за 14 дней до дня подключения к сетям газораспределения и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Пунктами 7.7. и 7.8. договора предусмотрено, что заявитель обязан уведомить исполнителя о выполнении технических условий после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями; обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства для проверки выполнения технических условий и готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению и пуску газа в согласованные с исполнителем сроки, но не позднее 14 дней до дня подключения.

Согласно части 8 статьи 48 ГкРФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка. В соответствии с частью 10 статьи 48 ГкРФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок технологического присоединения регламентирован Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила подключения).

 Согласно пункту 97 Правил подключения мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, в том числе включают в себя:

в)  выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

г)    мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических
условий;

д)    осуществление исполнителем фактического присоединения и
составление акта о подключении (технологическом присоединении).

В соответствии с подпунктами б) и в) пункта 98 Правил подключения исполнитель обязан:

- осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 года № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения»;

- осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте «б» настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.

В соответствии с пунктом 100 Правил подключения заявитель обязан:

а)    выполнить установленные в договоре о подключении условия
подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к
подключению;

б)  при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических
условий о присоединении в соответствии с подпунктом «б» пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);

в)   в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих
изменение указанной в договоре о подключении максимального часового
расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;

г)  обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;

д)  внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.

Таким образом, подписанию сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению предшествует мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении, для чего заявитель должен обеспечить исполнителю доступ к присоединяемым объектам капитального строительства.

Правила подключения возлагают на заявителя обязанность предоставить газораспределительной организации возможность провести мониторинг выполненных работ как на сети газопотребления, так и в подключаемом объекте капитального строительства, а на газораспределительную организацию - обязанность провести такой мониторинг и только после проведения полноценного мониторинга сделать вывод о готовности или неготовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (подпункт «б» пункта 98 Правил подключения и содержание типовой формы акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению, утв. постановлением № 713).

Согласно пункту 72 Правил подключения исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения.

В соответствии с пунктом 104 Правил подключения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами подключения.

Таким образом, нарушение Правил подключения образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

Назначенный обществу размер штрафа в размере 100 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции, установленной частью 1 статьи 9.21 настоящего Кодекса.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 207-211, 229 АПК РФ, Арбитражный суд Тверской области,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении ходатайства акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» о переходе к рассмотрению заявления по общим правилам административного судопроизводства отказать.

в удовлетворении требований акционерного общества «Газпром газораспределение Тверь» (ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области  по делу № 069/04/9.21-64/2020 от 03.12.2020 о привлечении АО «Газпром газораспределение Тверь» к административной ответственности на основании  части 1 статьи 9.21 КоАП РФ  - отказать.

        Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в пятнадцатидневный срок со дня его принятия, в порядке, установленном АПК РФ.

Судья                                                                                И.В. Карсакова