АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 февраля 2012 г. г.Тверь Дело № А66–18441/2011
(резолютивная часть объявлена 21.02.2012)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Романовой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой И.С., при участии представителей заявителя — ФИО1 по доверенности, ответчика — ФИО2, доверенности, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью ЖКП «Никулино», с. Медное, Калининский район
к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области ,
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 21.12.2011 № 483-рз/ю ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ЖКП «Никулино» (далее — заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 21.12.2011 № 483-рз/ю Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (далее – ответчик, Министерство) по делу об административном правонарушении.
Данным постановлением на общество наложено административное взыскание, предусмотренное статьи 8.2 КоАП РФ.
Заявитель признает вину в совершении административного правонарушения, поясняет, что им устранено допущенное нарушение, просит применить статью 2.9 КоАП РФ.
Ответчик возражает по мотивам, изложенным в отзыве, применение статьи 2.9 КоАП РФ оставляет на усмотрение суда.
Как следует из материалов дела 07.11.2011 на канализационной сети, арендуемым обществом произошел сброс неочищенных сточных вод на почву и в придорожную канаву. Согласно, результатов лабораторных исследований проб почвы отобранных в ходе проверочных мероприятий 23.11.2011 специалистом ФГУ ИАО Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ» по ЦФО» установлено превышение в исследуемых образцах почвы по компоненту нефтепродукты в 3,5 и 3,3 раза соответственно.
По данному факту ответчиком составлен протокол об административном правонарушении от 08.12.2011, на основании которого вынесено постановление от 21.12.2011 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1. ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В нарушение указанного требования у ООО ЖКП «Никулино» отсутствуют документы, подтверждающие передачу жидких коммунальных отходов сторонним организациям, договор на прием-передачу данных отходов на очистные сооружения, расположенные в с. Красная Гора, также отсутствует.
В ходе проведения проверки обнаружено, что на территории с.Красная Гора Калининского района Тверской области в месте расположения канализационного колодца водоотводящей сети с. Красная Гора (вблизи котельной ) происходит сброс канализационных и хозяйственно-бытовых жидких отходов (сточных вод) на рельеф местности, жидкие отходы поступают на почву и недра и далее по придорожной канаве в направлении к поверхностному водному объекту - безымянному ручью, протекающему на расстоянии примерно 700 м. от места сброса.
Пунктом. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, фекальные отходы канализаций определены как жидкие бытовые отходы.
Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки (код 95100000 00 00 0) внесены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786, и являются жидкими отходами, для которых класс опасности отхода по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду определяется экспериментальным (лабораторным) методом.
Исходя из системного толкования законодательства отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки относятся к жидким бытовым отходам.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест» обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке, запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места.
При этом согласно п. 3.2. СанПиН жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы
производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия
и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и
регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещаются.
В силу ст. 1, ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» хранение и захоронение отходов не в объектах размещения отходов, либо хранение и захоронение на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается, при этом обезвреживанием отходов является обработка отходов, в том числе обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Однако в нарушении данных требований ООО ЖКП «Никулино» допущен сброс жидких отходов (хозяйственно-бытовых стоков) на почву.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ суд считает, что предприятием совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена 4 статьей 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, статьёй 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, при малозначительности правонарушения.
В пунктах 18 и 21 Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 соответственно разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по устранению аварии, была произведена замена канализационной трубы. Проведенные проверки ответчиком 08.11.2011, 23.11.2011, 07.12.2011 показали, что сброс сточных вод на почву Обществом не допускается.
С учетом изложенного, суд полагает, что совершённое предприятием правонарушение не принесло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и является малозначительным.
Арбитражный суд считает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в сумме 100 000 руб. в рассматриваемом случае имеет неоправданно карательный характер.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 2.9 КоАП РФ, Арбитражный суд Тверской области
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, г.Тверь от 21.12.2011 о привлечении ООО ЖКП «Никулино» к административной ответственности в размере 100 000 руб. штрафа.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Вологда, в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Е.В.Романова