АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
18 декабря 2017 года
г. Тверь
Дело № А66-18676/2017
резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2017 года
в полном объеме решение изготовлено 18 декабря 2017 года
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Балакина Ю.П., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ивановой А.А., с участием представителя заявителя ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (Управление Роспортребнадзора по Тверской области) к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о привлечении к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее – заявитель, Управление Роспортребнадзора по Тверской области) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – ответчик, Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с вынесением административного взыскания в виде штрафа.
Ответчик о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом в порядке статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель требования поддержал в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспортребнадзора по Тверской области в отношении ИП ФИО2 по месту фактического осуществления деятельности по адресу: <...> 25.10.2017 проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения (приказа) № 04/1128 от 20.10.2017. В ходе выездной проверки установлено, что в данном магазине по указанному адресу Предпринимателем осуществляется розничная реализация товаров легкой промышленности, не соответствующей требованиям Технического регламента Таможенного Союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 876 (далее - TP ТС 017/2011), а именно в части маркировки:
1. на плед по цене 450 рублей, рисунок «Сердечки» белого, серого и розового цветов, в реализации 10 штук, производство Китай, маркировка, предусмотренная п. 1,2 ст. 9 TP ТС 017/2011 отсутствует.
2. на носки 100 % шерсть, производство - Узбекистан (состав и наименование страны изготовителя указаны на ценнике) по цене 150 рублей, в продаже 2 пары, цвет в ассортименте, маркировка, предусмотренная п. 1,2 ст. 9 TP ТС 017/2011 отсутствует.
3. носки мужские «Боярин» черного цвета, размер 39-40, артикул 4М-053, произведено в России (ООО «Кадеро»), на реализации 5 пар, цена 27 рублей на маркировке отсутствует: дата изготовления и юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, что является нарушением п. 1 ст. 9 TP ТС 017/2011 I 4. носки мужские «Боярин» лайн, цвет серый с орнаментом, размер 43-44, артикул 4Й-141, произведено в России (ООО «Кадеро»), а реализации 2 пары, цена 55 рублей, сфстав 85 % хлопок, 100% и/а, 5 % эластан, на маркировке отсутствует дата изготовления продукции, что является нарушением п. 1 ст. 9 TP ТС 017/2011
5. носки мужские «RuSocs», артикул М-226, серого цвета, состав - хлопок 80 %, и/а 20%. в продаже 6 пар, размер 42-43, цена 80 рублей, изготовитель ООО «Орудьевский трикотаж» (Россия) на маркировке отсутствует: наименование продукции на русском языке, а также дата изготовления продукции, что является нарушением п. 1,3 ст. 9 TP ТС 017/2011.
6. термоноски без резинки женские, арт. ТМ 12, состав 75% шерсть, 20 % ПАН, 5% эластан, цвет бордовый, размер 23-25, в продаже 1 пара, цена 85 рублей, изготовитель ООО «Вингос» (Россия) на маркировке отсутствует дата изготовления продукции, что является нарушением п. 1 ст. 9 TP ТС 017/2011.
7. шапка трикотажная «Tavidi textile» белого цвета, цена 350 рублей, в продаже 1 штука, размер свободный, страна изготовления Россия (ИП ФИО3) на маркировке отсутствует: состав изделия на русском языке, дата изготовления продукции, юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, что является нарушением п. 1,3 ст. 9 TP ТС 017/2011.
8. шапка трикотажная «Tavidi textile» синего цвета, цена 350 рублей, в продаже 1 штука, размер свободный, страна изготовления Россия (ИП ФИО3) на маркировке отсутствует: состав изделия на русском языке, дата изготовления продукции, юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица, что является нарушением п. 1,3 ст. 9 TP ТС 017/2011.
9. трусы мужские, модель 12, артикул 501-Н, сорт 1, состав 100% хлопок, размер 48-50, изготовитель ИП ФИО4 (Россия, г. Вышний Волочек), в продаже 9 шт., цена 120 рублей, на маркировке отсутствует дата изготовления продукции, что является нарушением п. 1 ст. 9 TP ТС 017/2011.
10. наволочка 70*70, цена 50 рублей, цвет в ассортименте, в продаже 7 шт., торговая марка «Эльф», изготовитель ООО «Нежный сон» (г. Москва), состав 40 % бамбук, 40% полиэстер, на маркировке отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, что является нарушением п. 1 ст. 9 TP ТС 017/|011.
11. наволочка 70*70, цена 50 рублей, цвет в ассортименте, в продаже 1 шт., торговая марка «Эльф», изготовитель ООО «Нежный сон» (г. Москва), состав 100% хлопок (Фото 43-44) на маркировке отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, что является нарушением п. 1 ст. 9 TP ТС 017/2011.
Вышеуказанная продукция, не соответствующая по маркировке требованиям ст. 9 TP ТС 017/2011 арестована согласно Протоколу ареста товара и иных вещей.
Предпринимателем также осуществляется розничная реализация товаров легкой промышленности:
1. носки 100 % шерсть, производство - Узбекистан (состав и наименование страны изготовителя указаны на ценнике) по цене 150 рублей, в продаже 2 пары, цвет в ассортименте.
2. термоноски без резинки женские, арт. ТМ 12, состав 75% шерсть, 20 % ПАН, 5% эластан, цвет бордовый, размер 23-25, в продаже 1 пара, цена 85 рублей, изготовитель ООО Вингос».
3. шапка трикотажная «Tavidi textile» белого цвета, цена 350 рублей, в продаже 1 штука, размер свободный, страна изготовления Россия (ИП ФИО3)
4. шапка трикотажная «Tavidi textile» синего цвета, цена 350 рублей, в продаже 1 штука, размер свободный, страна изготовления Россия (ИП ФИО3).
В нарушении ст. 11 TP ТС 017/2011, вышеназванная продукция не подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия в форме декларирования или сертификации. Декларация (сертификат) о соответствии Таможенного союза на указанные товары отсутствует.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 15.11.2017 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 протокола № 784/04 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Предприниматель возражений не заявил, все нарушения признал.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения в области защиты прав потребителей, обеспечения прав граждан на приобретение продукции надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, соответствующих техническим регламентам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и иным обязательным требованиям к продукции.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ).
Согласно абзацу 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1, Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, возникают из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии со статьей 2 Закона № 184-ФЗ технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации).
В силу пункта 1 статьи 10 данного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно статье 1 ТР ТС 017/2011, настоящий Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности, к которой в том числе относятся материалы текстильные, одежда и изделия швейные и трикотажные, обувь.
В соответствии со статьей 3 ТР ТС 017/2011 при размещении и обращении продукции на рынке продукции легкой промышленности должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.
Согласно статье 10 ТР ТС 017/2011 соответствие продукции легкой промышленности настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
В силу статьи 11 ТР ТС 017/2011 перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации. При подтверждении соответствия заявителем может быть зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) или продавцом (поставщиком).
Статьей 9 ТР ТС 017/2011 установлены требования к маркировке продукции. Так, в силу названной статьи, маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 ТР ТС 017/2011 маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В данном случае имеет место вина в форме неосторожности - предприниматель не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий (нарушение требований технических регламентов), хотя должен был и мог их предвидеть, вместе с тем не принял всех зависящих от него мер по соблюдению по соблюдению установленных законодательством норм и предотвращению правонарушения, а также в несовершении действий по контролю за соответствием товара, предлагаемого им к продаже, требованиям, регламентам и стандартам, применяемым на территории Российской Федерации.
Доказательств невозможности соблюдения Предпринимателем требований технических регламентов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Предприниматель, как профессиональный участник рынка, должен был принять все необходимые меры для того, чтобы продаваемая им продукция соответствовала техническим регламентам и иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
В данном случае, как следует из протокола об административном правонарушении № 784/04 от 15.11.2017 и не отрицается ответчиком, в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Тверской области проверки установлено, что Предприниматель осуществлял реализацию товаров легкой промышленности, не соответствующую обязательным требованиям Технического регламента Таможенного Союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» (без маркировки и без обязательного подтверждения соответствия в форме декларирования или сертификации).
Кроме этого, на момент проведения проверки, Декларация (сертификат) о соответствии Таможенного союза на реализуемые товары у предпринимателя отсутствовала, что последним также не оспаривалось.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами административного дела в совокупности.
Наличие существенных нарушений предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности предпринимателя отсутствуют. Существенных процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии в деянии индивидуального предпринимателя ФИО2 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а также вины заявителя в его совершении.
Заявителем не допущено существенных процессуальных нарушений закона в ходе проведения проверки.
Основания для признания совершенного Предпринимателем административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
Вместе с тем назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» глава 4 КоАП РФ дополнена статьей 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 4.1.1 КоАП РФ в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Руководствуясь вышеизложенным, учитывая характер и обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения, факт привлечения предпринимателя к административной ответственности впервые, суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.
Суд, учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие прямого умысла, ущерба для общества и государства, признание правонарушения, привлечение к административной ответственности впервые, считает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании части 3 статьи 26.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять решение о вещественных доказательствах по окончании рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Таким образом, товары легкой промышленности указанные в протоколе ареста товаров и иных вещей от 25.10.2017 подлежат изъятию и уничтожению.
В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Руководствуясь статьями 123, 156, 67-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде предупреждения.
Товары легкой промышленности указанные в протоколе ареста товаров и иных вещей от 25.10.2017 и переданные на ответственное хранение ФИО2 (место хранения: <...>) изъять и уничтожить.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Ю.П. Балакин